Светлана Гузяева
Урок риторики для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Риторика (от греческого слова «ритор» - оратор) - одна из самых древних наук на земле. Ей примерно 2500 лет, если принять за точку отсчёта 5 – 4 век до нашей эры - период расцвета риторики в Древней Греции. Риторика возникла как наука об искусной, умной, красивой речи - устной прежде всего. М. В. Ломоносов писал, что «риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать». Первые учебники по риторике (красноречию, сладкоречию, теории словесности и т. д.) в России появились в 18 - 19 веках. Но к середине 19 века в России
Публикация «Урок риторики для педагогов» размещена в разделах
(как и во многих других европейских странах) риторика подверглась резкой критике за схематизм, рецептурность, схоластику. Она была вытеснена другими предметами:
• теорией словесности (где предметом изучения становится художественная речь);
• культурой речи (изучающей нормы литературного языка).
Возрождение риторики началось в середине 20 века, когда стало ясно, что люди нуждаются не просто в знаниях о языке, но и в знаниях, ориентированных на возможность общения. В настоящее время риторика как отдельный предмет преподаётся во многих учебных заведениях в самых различных странах мира в разном объёме, с разным содержанием: от риторики стюардесс, до риторики дебатов в парламенте.
Язык и речь
Язык – это продукт общественной деятельности, отличительная особен-
ность общества. Никто не знает тайны происхождения человеческого языка. существует много версий, гипотез, предположений об этом. Одни считают, что язык это бесценный дар Бога. Другие утверждают, что способность к речи пришла к человеку сама по себе. Третьи говорят, что язык это результат длительной эволюции общества. И только в одном единодушны учё ные: язык делает человека человеком и присущ только человеческому обществу. Научиться языку вне общества нельзя. Если ребёнок растёт не с людьми, он никогда не научится говорить.
Таким образом, факты доказывают, что язык присущ человеку не от рождения. Умение говорить формируется в человеческом обществе.
Для чего нужен человеку язык?
Во - первых, для того, чтобы люди обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, т. е нужен как средство общения. Кроме того есть и другие средства общения: мимика, жесты, язык красок, звуков и т. д.
Во – вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Все открытия и достижения в различных областях знания описаны словом. Благодаря слову мы познакомились с выдающимися учёными прошлого.
В – третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог выразить свои мысли. чувства, переживания. Лучше всех людей, тоньше и глубже может выразить чувства поэт. Поэтому так высоко ценится поэтическая речь.
Какая речь вредит человеку, а какая помогает?
В р е д и т:
* небрежная речь, засоренными пустыми, бессмысленными словами;
* злая речь. жестокая и оскорбительная для других;
* невежливая, неуважительная;
* неграмотная речь.
П о м о г а е т:
* речь вежливая, с использованием этикетных слов (спасибо, пожалуйста,
благодарю);
• речь точная, когда слова употребляются в соответствии со свои значением и осмысленно;
• речь добрая, сочувственная, заинтересованная и эмоциональная;
• речь грамотная, правильная и хорошая.
А что такое речь?
Речь – это язык в действии в процессе общения.
Что мы называем общением?
Как осуществляется общение?
Какие правила общения существуют?
Общение – это взаимоотношение собеседников, целью которого является воздействие людей друг на друга. Чем правильнее люди общаются, тем большего взаимопонимания и взаимодействия они добиваются.
Общение осуществляется у людей, в первую очередь, при помощи языка.
Язык важнейшее средство человеческого общения Средства общения: пауза, выразительная интонация, громкость речи. Невербальные средства: жесты, мимика, поза, прикосновение, контакт глаз.
Какие умения нужны общающимся людям?
Во – первых, умение правильно оценивать собеседника, быстро менять свою речь, поведение в зависимости от поведения партнёра. Это требует внимательного отношения к собеседнику, наблюдательности, доброжелательности.
Во – вторых, умения осознавать речевую задачу, цель общения и выбрать правильный тактический путь для её достижения.
В – третьих, уметь анализировать свои промахи и удачи, избегая повторения ошибок.
В – четвёртых, применять общепринятые, правильные формы и методы речевого воздействия на собеседников.
Принципы успешного общения
1. Соблюдение правил речевого этикета.
2. Соблюдение правил избранного типа общения.
3. Благоприятная самоподача.
Правила общения
1. Принимайте собеседника таким, каков он есть.
2. Демонстрируйте хорошее настроение.
3. Будьте внимательны к собеседнику.
4. Не упрекайте.
5. Не давайте советов, если вас об этом не просят.
6. Избегайте споров.
Практическая часть
1. Речевая разминка
Педагогам предлагаются следующие задания:
1. «Воздушный шарик» (на тренировку дыхания). В положении стоя, глубоко вздохнув носом, произнести звук «ш» на выдохе.
2. Набрав воздуха в лёгкие, на выдохе прочитать стихотворение, без остановки
Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает и в карман кладёт.
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою – топ!
3. «Язык инопланетян» (на тренировку интонационной окрашенности речи логического ударения). Задайте вопрос соседу, поочерёдно логически выделяя звуки «а», «о», «у»; он должен ответить с помощью таких же звуков, голосом акцентируятот же звук в своём ответе.
АОУ? – АОУ; АОУ? – АОУ; АОУ? - АОУ.
2. Игра на расширение диапазона голоса «Чудо – лесенка»
Каждую последующую фразу нужно произнести, повышая тон голоса.
Чу-до ле-сен-кой ша-га-ю,
Вы-со-ту я на-би-ра-ю:
Шаг на го-ры,
Шаг на ту-чи…
А подъ-ём всё вы-ше- кру-че…
Не-ро-бею пе-ть хо-чу,
Пря-мо к солн-цу я ле-чу!
3. Умение чисто говорить.
Что значит чисто говорить? (ответы). Говорить «без запинок», правильно выговаривать слова. Огромную роль играет «техническая» сторона речи, как дикция – чёткое, полное проговаривание слов. И чтобы научиться лёгкой «речевой» ходьбе нужно тренироваться. И на помощь придут скороговорки. Я вам предлагаю такие:
• Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
• Бык, бык тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа.
• Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон.
4. Культура речи.
- Выполните задания, используя нормы грамматики, произношения и ударения.
«Орфоэпический ринг»
- Прочитайте слова, поставьте ударение и произнесите слова. Тому, кто правильно произнёс - аплодисменты.
1. Звонит, щавель, километр, средства, красивее, поняла, квартал, черпать
2. Досуг, свекла, звонят, каталог, договор, исчерпать, деньгами, торты.
«Речевой профилакторий»
- Как правильно сказать?
1. Яблоко разрезать пополам или напополам? (пополам)
2. Обратно проливной дождь пошёл. (опять)
3. Мы заблудились и решили повернуть опять. (назад)
4. В магазине много чулков и носок. (чулок и носков)
5. Книгу положи или клади на стол? (клади)
Упражнение «Алло»
Ситуация. Вам необходимо получить или передать деловую информацию по телефону.
Задача. Вам необходимо установить контакт по телефону (приветствие, просьба пригласить по телефону нужного Вам человека и передать информацию); найти оптимальные формы речевого общения, соблюдая этикетные нормы общения по телефону, если собеседник – «руководитель», «коллега», родитель».
Возможные варианты ответов
Руководитель. Здравствуйте! Вас беспокоит заведующая детским садом. Вы могли бы пригласить к телефону…
Воспитатель. Добрый день! Это воспитатель группы… Можно узнать, почему сегодня Сашеньки нет в саду?
Родитель. Здравствуйте, будьте так любезны и пригласите медсестру к телефону.
Упражнение на умение интонировать
Произнести фразы
• «Мне не безразличны успехи Вашего ребёнка»;
• «Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре»
С оттенками иронии, упрёка, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности.
По ходу выполнения задания воспитатели
могут сообщить, какой тон, на их взгляд, поможет достичь цели в общении с коллегами и родителями.
(Неуместными являются оттенки иронии, упрёка, вызова, безразличия, требовательности. Такого тона надо избегать и выстраивать общение на основе доброжелательности).
«Просьба»
Ситуация. Воспитателю именно в этот момент нужна помощь руководителя, коллеги, родителя.
Задача. Вам требуется найти такие формы вежливого обращения, чтобы Вам не смогли отказать («руководитель», «коллега», «воспитатель»); найти весомые аргументы и вежливую речевую форму отказа воспитателю, если Вы «руководитель», «коллега», «родитель», к которому он обратился с просьбой.
Возможные варианты просьбы
К руководителю. Обращаюсь к Вам за советом… Знаю, что только Вы сможете мне помочь в данный момент!
К воспитателю. У вас такая светлая голова. Помогите мне решить небольшую проблему, пожалуйста! Вы такая способная и добрая!
К родителю. Вы мастер на все руки, и Вам не составит труда сделать для группы…
Возможные варианты отказа
Руководитель. Понимаю всю сложность Вашего вопроса, но мне бы хотелось, чтобы Вы, как опытный педагог, попытались эту проблему решить сами!
Воспитатель. С удовольствием помогла бы Вам, но у меня не будет ни минуты свободного времени в течение всего дня. Я уверена, что у Вас всё получится великолепно и без моего участия!
Родитель. Был бы рад помочь Вам сейчас, но, к сожалению, у меня проблема со временем. Возможно, в следующий раз буду более свободен.