Лучший педагог года

Конспект урока по творчеству М. А. Шолохова «Характер русского человека» (по рассказу «Судьба человека»)

КочуроваСветлана
Конспект урока по творчеству М. А. Шолохова «Характер русского человека» (по рассказу «Судьба человека»)
▼ Скачать + Заказать документы

Кировское областное государственное профессиональное образовательное автономное учреждение «Вятский железнодорожный техникум».

Модель урока литературы.

Предмет: литература.

Преподаватель: Кочурова Светлана Николаевна.

Тема программы: творчество М. А. Шолохова.

Тема урока : «Характер русского человека» (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»).

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления материала и его

закрепления.

Публикация «Конспект урока по творчеству М, А, Шолохова „Характер русского человека“ (по рассказу „Судьба человека“)» размещена в разделах

Цели урока :

образовательные - способствовать формированию представления об

особенностях внутреннего мира героя;

- совершенствовать навыки работы в форме чтения-анализа;

- подготовиться к сочинению;

- углубить представление учащихся о творчестве писателя;

развивающие - развивать навыки работы с художественным текстом

(анализировать, обобщать, выделять главное);

- развивать культуру устной и письменной речи;

- развивать умение грамотно и аргументированно выражать

свою точку зрения;

воспитательные - способствовать развитию патриотических чувств;

- способствовать формированию нравственных ценностей;

Тип урока : комбинированный.

Форма урока : урок развивающего обучения с элементами мастерской.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, эвристический, проблемного изложения, наглядный (кадры видеофильма, репродукции, практический (работа с текстом.)

Формы организации

познавательной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Используемые технологии: ТРКМ.

Дидактические средства

обучения: портрет писателя, иллюстрации; листы с заданиями (отрывки из произведения);

чистые листы для выполнения задания;

презентация о жизни и творчестве М. А. Шолохова;

фрагменты к/ф «Судьба человека»;

музыкальное оформление;

книжная выставка; толковые словари.

Активные формы проведения урока : - презентация; - фрагменты к/ф «Судьба человека»;

- анализ ситуаций; дискуссия; проблемные вопросы; - использование ТРКМ.

Структура урока.

Этапы урока. Деятельность преподавателя Деятельность студентов. Формируемые УУД

1. Организационный момент. Приветствует студентов, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку, наличие у каждого учебного места, создаёт определённый психологический климат для работы. Приветствуют преподавателя, проверяют готовность и учебное место к уроку. Личностные:

самоопределение

2. Актуализация. Организует фронтальную работу студентов, используя приём «Верные и неверные утверждения». Выполняют задания преподавателя. Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение

Познавательные:

-выбор критериев для сравнения объектов

3. Целеполагание и мотивация. Обращает внимание студентов на значимость изучаемой темы. Подводит студентов к формулировке темы и целей урока. Подводит итог: сегодня на уроке вы

- определите…

- разберетесь…

- поймёте…

- узнаете…

- ответите на проблемный вопрос.

Беседуют с преподавателем, приходят к выводу о значимости темы урока в подготовке к итоговой аттестации. Осознают цели, записывают тему в тетрадь. Регулятивные:

самостоятельно ставить учебные цели и задачи

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и ребятами.

4. Первичное усвоение учебного материала. Опережающее задание было прочитать рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека».

Задает вопросы:

- какое впечатление произвел на вас рассказ?

- какие чувства вызвал у вас?

- как вы понимаете слово «характер»? Предлагает работу с ассоциациями к слову. Подводит их к словарной работе. Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями. Работают с ассоциациями, со словарём. Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации

- осознанное построение речевого высказывания в устной форме

-осуществлять сравнение

-определение понятия

-строить логическое рассуждение

Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение и позицию

--аргументировать свою точку зрения

5. Осознание и осмысление учебного материала. Организует работу в группах. Даёт задание каждой группе, памятки, раздаточный материал. Определяет задачи группам. Предлагает объявить полученные результаты и оформить презентацию. Оценивает работу групп. Работают в группах. Обращаются к памятке. Выполняют задания, используя раздаточный материал, находят ответы на вопросы в тексте, выразительно читают отрывки, оформляют презентацию своих работ и афишируют их. Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации

- осознанное построение речевого высказывания в устной форме

-строить логическое рассуждение

- анализировать объекты Коммуникативные:- формулировать собственное мнение и позицию

--аргументировать свою точку зрения

6. Систематизация знаний и умений. Побуждает учащихся ответить на проблемный вопрос, объяснить смысл названия рассказа. Отвечают на проблемный вопрос, объясняют смысл названия рассказа. Познавательные:

- осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Личностные (когнитивный компонент) :

-Знание терминов «тема», «проблема», «основная мысль»-знание текстов художественных произведений, изобразительных средств

(ценностный и эмоциональный компонент

- воспитание культуры умственного труда, уважительного отношения к языку и литературе Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение и позицию

--аргументировать свою точку зрения

7. Подведение итогов занятия. Подводит итог занятия. Дает анализ и оценку успешности достижения целей урока, объявляет оценки.

8. Информация о домашнем задании. Преподаватель дает разъяснения по выполнению домашнего задания. Записывают домашнее задание: проанализировать финал рассказа, написать эссе по рассказу.

9. Рефлексия. Мобилизует учащихся на рефлексию:

-что оказалось для меня на сегодняшнем занятии самым ценным?

Предлагает ответить на вопрос в жанре «Приятная записка».

Благодарит за работу. Устно отвечают. Определяют каждый для себя значимость занятия в жанре «Приятная записка». Анализируют свою работу. Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение и позицию

-использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

- Все присутствуют, готовы к работе, начнем наше занятие.

2. Актуализация.

- Творчество какого писателя изучаем?

- Что узнали о М. А Шолохове?

- Какие ведущие темы творчества писателя?

- Какие произведения Шолохова вы знаете?

- Проверим, как вы усвоили материал прошлого занятия. («Верные и неверные утверждения».)

- По часовой стрелке поменяйтесь листочками сверьте свою работу с «Ключом» на доске и поставьте оценку по критериям.

- поднимите руку, кто получил «4» и «5». Молодцы!

3. Целеполагание.

- Посмотрите на тему сегодняшнего урока. Как вы думаете, о чём мы сегодня поведём свой разговор? Что узнаем?

Мотивация.

- Почему этот рассказ значим для нас? Зачем нужно знать его содержание, художественные особенности, образ главного героя?

- Итак, сегодня вы : разберётесь во внутреннем мире героя,

поймёте, что двигало его поступками.

узнаете, благодаря чему выстоял и выжил герой,

ответите на проблемный вопрос.

4. - Вы прочитали рассказ «Судьба человека». Какое впечатление он на вас произвел?

- Какие чувства вызвал у вас?

- В этом рассказе необычная композиция. (Индивидуальное задание об особенностях композиции – рассказ в рассказе).

- Каким характером должен обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. Что мог сохранить в душе? Об этом поведал М. А. Шолохов в своём рассказе, об этом и наш сегодняшний разговор.

- Как вы понимаете слово «характер»? Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? Как толкуется значение этого слова в словаре?

- Какие положительные черты характера мы можем назвать? Можем ли мы сказать, что главный герой рассказа имеет те черты характера, что мы назвали?

Для этого мы проанализируем с вами поступки Андрея Соколова, выявляя тем самым черты его характера.

5. Работа в группах.

-Каждая группа получает текст с эпизодом из рассказа и вопросы к нему.

Ваша задача: выявить те черты характера Андрея, которые показаны в его поведении в данных эпизодах.

(1-ая группа- жизнь Андрея до войны;

2-ая группа- допрос у Мюллера;

3-я группа – «усыновление» Ванюшки. Выдаются тексты.)

(На чистых листах группы оформляют презентацию и озвучивают результаты.)

6. Проблемный вопрос: Почему рассказ называется «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова»? (Значение слова «Судьба».)

- Демонстрация кадра к/ф «Судьба человека».

7. Преподаватель зачитывает слова М. Шолохова : «Я хотел бы, чтобы мои произведения помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив.»

- Подведение итогов урока. Объявление оценок.

8. Информация о домашнем задании.

- Напишите эссе, проанализировав финал рассказа.

-Преподаватель обращает внимание учащихся на иллюстрации, на книжную выставку.

9. Рефлексия.

- У каждого листочек. В жанре «Приятная записка» ответьте на вопрос по выбору:

- что оказалось для меня на сегодняшнем занятии самым ценным?

- моё состояние, настроение?

- что сегодня меня особенно взволновало?

Спасибо за работу на уроке!

Приложения.

1. Стихотворение «Собака».

У коменданта

Была привязанность к догам,

И был экземпляр – на голову выше всех.

Даже эсэсовцы боялись верзилы дога.

И вот этот зверь шагнул величаво на снег.

И вывели жертву… Стоял мальчишка,

Продрогнув, - куда тут бежать?

Он давно ослабел.

Комендант наклонился, подал команду догу-

Тот в два прыжка расстояние преодолел.

Обнюхал смертника. Прошёл спокойно рядом.

Был он великолепен в размашистом лёгком шагу!

Вернулся дог к коменданту и честным собачьим взглядом

Сказал человеку пёс : «Ребёнок ведь… Не могу…»

Лагфюрер пожал плечами – ему-то разницы нету.

Раскрыл кобуру над пряжкой с надписью «С нами Бог»,

Но едва сверкнула сталь пистолета – в горло фашиста молнией впился красавец дог!

Дога четвертовали, пустив под лопасти шнека…

Я вряд ли теперь найду в Сан - Пельтене свой барак…

Но эту собаку я вспомню как человека.

Единственного человека среди фашистских собак.

В. Калиниченко.

2. Памятка «Как работать в группе».

1. Будьте уважительным и добрым к каждому члену группы.

2. Внимательно читайте задания. Уточните, все ли каждому понятно.

3. Обсудите поставленный вопрос в группе. Сформулируйте ответ точно, грамотно, красиво.

4. Запишите ответ каждый.

5. При необходимости обратитесь за разъяснениям к преподавателю, словарям.

Вдохновения! Терпения! Удачи!

3. «Верные и неверные утверждения»

1. Творчество М. А. Шолохова относилось к 19 веку.

2. М. А. Шолохов – поэт.

3. М. А. Шолохов – лауреат Нобелевской премии.

4. М. А. Шолохову принадлежит рассказ «Нахалёнок».

5. М. А. Шолохов в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом.

6. М. А. Шолохов – автор романа-эпопеи «Тихий Дон».

4. Судьба.

1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, от жизненных событий.

2. Доля, участь.

3. История существования кого - чего - нибудь.

4. Будущее, то, что случится.

5. Задания к отрывкам из произведения.

1. Прочитайте текст.

2. Дайте заглавие эпизоду.

3. Определите тему текста.

4. Проанализируйте поведение главного героя.

5. Подберите подходящую иллюстрацию к эпизоду.

6. Вопросы для групп.

1. - В чём видит Андрей Соколов своё счастье?

- Что для него самое ценное?

- Чему он радуется?

- Черты характера, которые помогли ему в мирной жизни?

2. - Как ведёт себя Андрей во время допроса Мюллером?

- Почему комендант сохранил ему жизнь?

- Чем наградил Андрея?

- Какие черты характера помогли герою выжить?

3. - Что узнали о Ванюше?

- О чём подумал Андрей, к какому решению пришёл?

- Какие черты характера героя проявляются в этом эпизоде?

Публикации по теме:

«Мы и наше здоровье. Организм человека». Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ в 3 классе«Мы и наше здоровье. Организм человека». Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ в 3 классе Урок окружающего мира в 3 классе Цель: систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу. Планируемые предметные результаты.

Конспект занятия «Бытовая техника — помощники человека» Задачи: 1. Обобщить представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту, создающих комфорт. 2. Расширить представления о том,.

Конспект НОД по ФКЦМ «Помощники человека — бытовые электроприборы» (старший возраст)Конспект НОД по ФКЦМ «Помощники человека — бытовые электроприборы» (старший возраст) Цель:Обобщать знания детей по теме "Бытовые электроприборы".Развивать познавательный интерес посредством отгадывания загадок. Развивать мыслительную.

Конспект профилактического занятия для подростков «Влияние привычек на здоровье человека» Конспект занятия «Влияние привычек на здоровье человека» Подготовила психолог Д. В. Матяшова 2019г Профилактическое занятие.

Конспект занятия по речевому развитию для детей 4–5 лет «Щедрость — украшение человека». Конспект по речевому развитию для детей 4-5 лет «Щедрость – украшение человека» Цель: довести до сведения детей, используя произведения.

Конспект занятия по рисованию человека в средней группе «Космонавт»Конспект занятия по рисованию человека в средней группе «Космонавт» Форма работы: подгрупповая Участвовало 15 человек (подгруппы 7 и 8 человек). Цель: Научить детей рисовать человека. Задачи: Учить детей.

Конспект занятия по экологии «Лес в жизни человека» для детей 5–6 лет Цель: закрепление у детей представлений о лесе, о значении его в жизни человека. Образовательные задачи. Формировать знания детей о красоте.

Консультация для педагогов «Культура человека в обществе или как воспитать культурного человека» Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным! То,.

«Как живет луг. Значение лугов для человека». План урока по окружающему миру в 4 классе План конспект урока Предмет: окружающий мир Класс: 4 УМК «Гармония» Тема: «Как живет луг. Значение лугов для человека» Тип урока: усвоение.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е. И. Чарушина «Кабан» Тема: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан». Предметные: познакомить с творчеством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по творчеству М. А. Шолохова «Характер русского человека» (по рассказу «Судьба человека»)
Опубликовано: 10 января 2020 в 10:27
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по творчеству М. А. Шолохова «Характер русского человека» (по рассказу «Судьба человека»)» (включая файлы) размещена пользователем КочуроваСветлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД