КочуроваСветлана
Конспект урока по творчеству М. А. Шолохова «Характер русского человека» (по рассказу «Судьба человека»)
▼ Скачать + Заказать документы
Кировское областное государственное профессиональное образовательное автономное учреждение «Вятский железнодорожный техникум».
Модель урока литературы.
Предмет: литература.
Преподаватель: Кочурова Светлана Николаевна.
Тема программы: творчество М. А. Шолохова.
Тема урока : «Характер русского человека» (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»).
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления материала и его
закрепления.
Публикация «Конспект урока по творчеству М, А, Шолохова „Характер русского человека“ (по рассказу „Судьба человека“)» размещена в разделах
Цели урока :
образовательные - способствовать формированию представления об
особенностях внутреннего мира героя;
- совершенствовать навыки работы в форме чтения-анализа;
- подготовиться к сочинению;
- углубить представление учащихся о творчестве писателя;
развивающие - развивать навыки работы с художественным текстом
(анализировать, обобщать, выделять главное);
- развивать культуру устной и письменной речи;
- развивать умение грамотно и аргументированно выражать
свою точку зрения;
воспитательные - способствовать развитию патриотических чувств;
- способствовать формированию нравственных ценностей;
Тип урока : комбинированный.
Форма урока : урок развивающего обучения с элементами мастерской.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, эвристический, проблемного изложения, наглядный (кадры видеофильма, репродукции, практический (работа с текстом.)
Формы организации
познавательной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Используемые технологии: ТРКМ.
Дидактические средства
обучения: портрет писателя, иллюстрации; листы с заданиями (отрывки из произведения);
чистые листы для выполнения задания;
презентация о жизни и творчестве М. А. Шолохова;
фрагменты к/ф «Судьба человека»;
музыкальное оформление;
книжная выставка; толковые словари.
Активные формы проведения урока : - презентация; - фрагменты к/ф «Судьба человека»;
- анализ ситуаций; дискуссия; проблемные вопросы; - использование ТРКМ.
Структура урока.
Этапы урока. Деятельность преподавателя Деятельность студентов. Формируемые УУД
1. Организационный момент. Приветствует студентов, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку, наличие у каждого учебного места, создаёт определённый психологический климат для работы. Приветствуют преподавателя, проверяют готовность и учебное место к уроку. Личностные:
самоопределение
2. Актуализация. Организует фронтальную работу студентов, используя приём «Верные и неверные утверждения». Выполняют задания преподавателя. Коммуникативные:
-формулировать собственное мнение
Познавательные:
-выбор критериев для сравнения объектов
3. Целеполагание и мотивация. Обращает внимание студентов на значимость изучаемой темы. Подводит студентов к формулировке темы и целей урока. Подводит итог: сегодня на уроке вы
- определите…
- разберетесь…
- поймёте…
- узнаете…
- ответите на проблемный вопрос.
Беседуют с преподавателем, приходят к выводу о значимости темы урока в подготовке к итоговой аттестации. Осознают цели, записывают тему в тетрадь. Регулятивные:
самостоятельно ставить учебные цели и задачи
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и ребятами.
4. Первичное усвоение учебного материала. Опережающее задание было прочитать рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека».
Задает вопросы:
- какое впечатление произвел на вас рассказ?
- какие чувства вызвал у вас?
- как вы понимаете слово «характер»? Предлагает работу с ассоциациями к слову. Подводит их к словарной работе. Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями. Работают с ассоциациями, со словарём. Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации
- осознанное построение речевого высказывания в устной форме
-осуществлять сравнение
-определение понятия
-строить логическое рассуждение
Коммуникативные:
-формулировать собственное мнение и позицию
--аргументировать свою точку зрения
5. Осознание и осмысление учебного материала. Организует работу в группах. Даёт задание каждой группе, памятки, раздаточный материал. Определяет задачи группам. Предлагает объявить полученные результаты и оформить презентацию. Оценивает работу групп. Работают в группах. Обращаются к памятке. Выполняют задания, используя раздаточный материал, находят ответы на вопросы в тексте, выразительно читают отрывки, оформляют презентацию своих работ и афишируют их. Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации
- осознанное построение речевого высказывания в устной форме
-строить логическое рассуждение
- анализировать объекты Коммуникативные:- формулировать собственное мнение и позицию
--аргументировать свою точку зрения
6. Систематизация знаний и умений. Побуждает учащихся ответить на проблемный вопрос, объяснить смысл названия рассказа. Отвечают на проблемный вопрос, объясняют смысл названия рассказа. Познавательные:
- осознанное построение речевого высказывания в устной форме
Личностные (когнитивный компонент) :
-Знание терминов «тема», «проблема», «основная мысль»-знание текстов художественных произведений, изобразительных средств
(ценностный и эмоциональный компонент
- воспитание культуры умственного труда, уважительного отношения к языку и литературе Коммуникативные:
-формулировать собственное мнение и позицию
--аргументировать свою точку зрения
7. Подведение итогов занятия. Подводит итог занятия. Дает анализ и оценку успешности достижения целей урока, объявляет оценки.
8. Информация о домашнем задании. Преподаватель дает разъяснения по выполнению домашнего задания. Записывают домашнее задание: проанализировать финал рассказа, написать эссе по рассказу.
9. Рефлексия. Мобилизует учащихся на рефлексию:
-что оказалось для меня на сегодняшнем занятии самым ценным?
Предлагает ответить на вопрос в жанре «Приятная записка».
Благодарит за работу. Устно отвечают. Определяют каждый для себя значимость занятия в жанре «Приятная записка». Анализируют свою работу. Коммуникативные:
-формулировать собственное мнение и позицию
-использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
- Все присутствуют, готовы к работе, начнем наше занятие.
2. Актуализация.
- Творчество какого писателя изучаем?
- Что узнали о М. А Шолохове?
- Какие ведущие темы творчества писателя?
- Какие произведения Шолохова вы знаете?
- Проверим, как вы усвоили материал прошлого занятия. («Верные и неверные утверждения».)
- По часовой стрелке поменяйтесь листочками сверьте свою работу с «Ключом» на доске и поставьте оценку по критериям.
- поднимите руку, кто получил «4» и «5». Молодцы!
3. Целеполагание.
- Посмотрите на тему сегодняшнего урока. Как вы думаете, о чём мы сегодня поведём свой разговор? Что узнаем?
Мотивация.
- Почему этот рассказ значим для нас? Зачем нужно знать его содержание, художественные особенности, образ главного героя?
- Итак, сегодня вы : разберётесь во внутреннем мире героя,
поймёте, что двигало его поступками.
узнаете, благодаря чему выстоял и выжил герой,
ответите на проблемный вопрос.
4. - Вы прочитали рассказ «Судьба человека». Какое впечатление он на вас произвел?
- Какие чувства вызвал у вас?
- В этом рассказе необычная композиция. (Индивидуальное задание об особенностях композиции – рассказ в рассказе).
- Каким характером должен обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. Что мог сохранить в душе? Об этом поведал М. А. Шолохов в своём рассказе, об этом и наш сегодняшний разговор.
- Как вы понимаете слово «характер»? Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? Как толкуется значение этого слова в словаре?
- Какие положительные черты характера мы можем назвать? Можем ли мы сказать, что главный герой рассказа имеет те черты характера, что мы назвали?
Для этого мы проанализируем с вами поступки Андрея Соколова, выявляя тем самым черты его характера.
5. Работа в группах.
-Каждая группа получает текст с эпизодом из рассказа и вопросы к нему.
Ваша задача: выявить те черты характера Андрея, которые показаны в его поведении в данных эпизодах.
(1-ая группа- жизнь Андрея до войны;
2-ая группа- допрос у Мюллера;
3-я группа – «усыновление» Ванюшки. Выдаются тексты.)
(На чистых листах группы оформляют презентацию и озвучивают результаты.)
6. Проблемный вопрос: Почему рассказ называется «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова»? (Значение слова «Судьба».)
- Демонстрация кадра к/ф «Судьба человека».
7. Преподаватель зачитывает слова М. Шолохова : «Я хотел бы, чтобы мои произведения помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив.»
- Подведение итогов урока. Объявление оценок.
8. Информация о домашнем задании.
- Напишите эссе, проанализировав финал рассказа.
-Преподаватель обращает внимание учащихся на иллюстрации, на книжную выставку.
9. Рефлексия.
- У каждого листочек. В жанре «Приятная записка» ответьте на вопрос по выбору:
- что оказалось для меня на сегодняшнем занятии самым ценным?
- моё состояние, настроение?
- что сегодня меня особенно взволновало?
Спасибо за работу на уроке!
Приложения.
1. Стихотворение «Собака».
У коменданта
Была привязанность к догам,
И был экземпляр – на голову выше всех.
Даже эсэсовцы боялись верзилы дога.
И вот этот зверь шагнул величаво на снег.
И вывели жертву… Стоял мальчишка,
Продрогнув, - куда тут бежать?
Он давно ослабел.
Комендант наклонился, подал команду догу-
Тот в два прыжка расстояние преодолел.
Обнюхал смертника. Прошёл спокойно рядом.
Был он великолепен в размашистом лёгком шагу!
Вернулся дог к коменданту и честным собачьим взглядом
Сказал человеку пёс : «Ребёнок ведь… Не могу…»
Лагфюрер пожал плечами – ему-то разницы нету.
Раскрыл кобуру над пряжкой с надписью «С нами Бог»,
Но едва сверкнула сталь пистолета – в горло фашиста молнией впился красавец дог!
Дога четвертовали, пустив под лопасти шнека…
Я вряд ли теперь найду в Сан - Пельтене свой барак…
Но эту собаку я вспомню как человека.
Единственного человека среди фашистских собак.
В. Калиниченко.
2. Памятка «Как работать в группе».
1. Будьте уважительным и добрым к каждому члену группы.
2. Внимательно читайте задания. Уточните, все ли каждому понятно.
3. Обсудите поставленный вопрос в группе. Сформулируйте ответ точно, грамотно, красиво.
4. Запишите ответ каждый.
5. При необходимости обратитесь за разъяснениям к преподавателю, словарям.
Вдохновения! Терпения! Удачи!
3. «Верные и неверные утверждения»
1. Творчество М. А. Шолохова относилось к 19 веку.
2. М. А. Шолохов – поэт.
3. М. А. Шолохов – лауреат Нобелевской премии.
4. М. А. Шолохову принадлежит рассказ «Нахалёнок».
5. М. А. Шолохов в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом.
6. М. А. Шолохов – автор романа-эпопеи «Тихий Дон».
4. Судьба.
1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, от жизненных событий.
2. Доля, участь.
3. История существования кого - чего - нибудь.
4. Будущее, то, что случится.
5. Задания к отрывкам из произведения.
1. Прочитайте текст.
2. Дайте заглавие эпизоду.
3. Определите тему текста.
4. Проанализируйте поведение главного героя.
5. Подберите подходящую иллюстрацию к эпизоду.
6. Вопросы для групп.
1. - В чём видит Андрей Соколов своё счастье?
- Что для него самое ценное?
- Чему он радуется?
- Черты характера, которые помогли ему в мирной жизни?
2. - Как ведёт себя Андрей во время допроса Мюллером?
- Почему комендант сохранил ему жизнь?
- Чем наградил Андрея?
- Какие черты характера помогли герою выжить?
3. - Что узнали о Ванюше?
- О чём подумал Андрей, к какому решению пришёл?
- Какие черты характера героя проявляются в этом эпизоде?