Анна Шевчук
Урок по развитию речи для 4 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : сочинение – описание по картине А. С. Степанова «Лоси».
Цель урока : формировать умение строить текст в определенной последовательности.
Задачи урока :
Учебные:
1. познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. С. Степанова;
2. совершенствовать навыки описания картины;
3. определять основную мысль сочинения;
Воспитательные:
1. воспитывать интерес к живописи;
2. прививать любовь к природе и животным;
3. эстетическое восприятие искусства.
Развивающие :
Публикация «Урок по развитию речи для 4 класса» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. развивать способность правильного употребления слов в устной и письменной речи;
2. развивать чувство прекрасного;
Материал: портрет А. С. Степанова, картина «Лоси» А. С. Степанова, презентация.
Ход урока:
-Ребята, сегодня мы будем описывать животного, чтобы понять о ком мы будем говорить, вам нужно отгадать загадку:
Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко.
Кто это? (Лось)
-Правильно, ребята, это лось. А что вы знаете об этих животных? (Лось - это большое животное с красивыми рогами. У них шерсть коричневого цвета, длинные ноги.)
-А где вы ещё встречали описание лосей? (М. М. Пришвина «Кладовая солнца» и т. д.)
-Как там описывался лось? (Посмотреть на него с одной стороны – покажется, он похож на быка, посмотреть с другой – лошадь и лошадь: и стройное тело, и стройные ноги сухие, и мурло (лицо) с тонкими ноздрями».)
-Образы лосей можно встретить не только в художественной литературе, но и в живописи. Их образы привлекают художников. Одним из них был Алексей Степанович Степанов.
-Ребята, а вы уже раньше знакомились с эти человеком? (Нет)
- Как вы думаете, каким он был? (Добрый, веселый)
- Молодцы! Это был деликатный, скромный и добрый человек.
-Ребята, многие из вас, наверное, знают, что А. С. Степанов родился 24 апреля 1858 года в семье военного. Он рано остался круглой сиротой. Несмотря на явные способности к изобразительному искусству, по настоянию опекуна поступает в Межевой институт, который заканчивает со званием землемера. Однако влечение к искусству побеждает: он определяется вольнослушателем в Московское училище живописи. В 1905 году за заслуги в изобразительном искусстве Степанова избирают членом Академии художеств. Степанов пользовался любовью своих коллег. Его работы написаны широко, жидким прозрачным мазком, очень мягко, немногими цветами. Алексей Степанович любил изображать деревенскую дорогу, по которой крестьянские лошади тащат сани или телеги; крестьянских детей. С увлечением писал охотничьи сцены («После охоты», «С борзыми»). Степанов любил животных и обладал редким умением передавать их повадки и даже психологию («Лоси», «На промысле»). Сведений о личной жизни художника очень мало. Незадолго до смерти он уничтожил свой архив. Зато весь остался – в своих картинах.
-Сегодня мы с вами, ребята, познакомимся с его картиной. Вспомните, с чего начинался наш урок, и подумайте, как она может называться? («Лоси»)
- Молодцы! Посмотрите на эту картину. Что изображено на ней? (Стог сена, занесённый снегом. Семья лосей на снегу. Лоси большие и маленькие. Один из них с большими широкими рогами.)
-Опишите, какими изобразил лосей художник (На картине изображена семья лосей. У одного из них большие ветвистые рога. Другой лось протянул свою голову к сену. Два лося на картине совсем ещё маленькие, один из них спрятался. Голова у лосей большая с вытянутой мордой. Ноги у этих животных высокие стройные светло-серые, с крепкими копытами.)
- Ребята, а какое время года изображено на картине? (На картине изображена зима.)
- Что мы видим на заднем плане картины? (Кусты и деревья покрытые снегом. Частый кустарник. Вдали виднеется тёмная полоска леса. Сугробы снега.)
-Каково общее впечатление от картины А. С. Степанова? (Грустное. Скучное. Печальное.)
-А почему? (При написании картины художник использовал только светло-серые тона красок. Нет солнца. День изображен пасмурный, хмурый. Небо серое.)
-Как вы думаете, почему эта картина названа «Лоси»? (Картина называется «Лоси», потому что эти могучие, великие животные занимают центральное место на ней.)
-А сейчас, ребята, давайте вспомним, из каких частей будет состоять план нашего сочинения? Назовите их. (Вступление, основная часть,заключение.)
-О чем мы будем говорить во вступлении? (0 художнике А. С. Степанове.)
-Что будет включать основная часть сочинения? (Описание лосей, природы изображенных на картине.)
-А что мы напишем в заключение? (Наши впечатления от этой картины.)
-Давайте составим примерный план сочинения и таблицу. Куда запишем опорные слова, которые помогут вам при написании работы.
-Ребята, сейчас вы напишите сочинение по картине А. С. Степанова, опираясь на таблицу с опорными словами и на план к сочинению.