Елена Андреева
Урок по окружающему природному миру в 4 классе на тему «Разнообразие растений. Части растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок по окружающему природному миру в 4 классе
Тема: «Разнообразие растений. Части растений»
Цель урока:
- сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, научить детей различать части растений.
Задачи:
- познакомить детей со строением растений;
- выяснить значимость каждой части растения;
- развивать воображение, умение сравнивать, систематизировать полученные знания;
- расширять кругозор и словарный запас учащихся, развивать устную речь;
- воспитывать интерес к окружающей среде, продолжить формирование основ экологической культуры;
- учить применять такие приемы лепки как: соединение деталей в единое целое, рисование на пластилине способом контррельефа при помощи стеки, смешивание в одном куске пластилина нескольких цветов;
- учить действовать по словесному указанию учителя;
- развивать мелкую моторику, творческое воображение.
Оборудование: презентация «Разнообразие растительного мира», грамзапись «Звуки природы», памятки, раздаточный материал.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
2. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.
Загадка
Дышит, растет,
А ходить не может? (растение)
- «Растения-зелёная одежда Земли». На Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой!
- Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико: растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой.
Игра «Доскажи словечко»
Деревья высокие, а кустарники (низкие)
У трав стебель, а у деревьев … (ствол)
У дерева один ствол, а у кустарника (несколько, много)
У трав стебель тонкий, а у деревьев… (толстый)
3. Новая тема
– Растения такие разные: и по высоте, по месту обитания, по цвету и т. д. Но называем одним словом «растения». Значит, что-то есть общее, одинаковое у таких разных растений?
Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.
– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности! Иногда я так изменяюсь, что надо быть очень внимательным и любознательным, чтобы меня узнать. Называют меня тоже по–разному: корнеплоды, корневые клубни. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!
- Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело, используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могут жители нашего царства листьев кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом с нами легко»
– Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?
– Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! – сказал цветок. Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.
А кроме того я самый красивый из Вас…
А какой чудесный аромат исходит от меня…
– Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.
- Начавшийся спор между частями растения неразрешимый. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Ведь все они части одного организма.
- Каждое растение имеет общие одинаковые части. Каждая часть растения выполняет свою функцию.
Корень - всему основа. Его почти никогда не видно, он находится в земле. Это он удерживает растение в почве, дает ему питательные вещества и влагу. Корень сражается за жизнь растения. Чаще легче сломать стебель, чем выдернуть растение с корнем. Легче спилить дерево, чем выкорчевать его. Каждым своим ответвлением корень старается удержаться в земле и спасти растение.
Стебель придает растению форму. Он несет на себе листья и цветки. Он никогда не устает переносить соки от корня к листьям и цветкам. Стебли бывают разные. У одних растений они стоят прямо, у других — стелются по земле, а у третьих — находятся под землей. У молодых растений стебель тонкий и гибкий. Но со временем он утолщается и твердеет.
Листья есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка, с помощью которого он прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки. У всех растений листья разные. Листья помогают корням заботиться о растении. Каждый лист — это маленькая кухня, где готовится пища для самого листа и для растения. Из чего же состоит пища? Из воды, которую поглощает корень, и углекислого газа, который листок получает из воздуха. А еще листья наполняют воздух, которым мы дышим, кислородом.
Цветок — украшение растений. Цветок нужен растениям. У цветка такие красивые лепестки и свой особенный аромат. Это нужно для того, чтобы привлечь насекомых. Они слетаются на сладкий нектар и переносят пыльцу — опыляют растение. Вскоре на месте опыленного цветка образуется плод с семенами.
Плод — это то, что люди больше всего ценят в растениях. Все любят лакомиться сочными и спелыми яблоками и грушами, персиками и сливами.
Вывод: растения выделяют кислород, радуют нас своей красотой, дают нам продукты питания.
4. Физминутка
Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)
5. Закрепление знаний
– Рассмотрите отдельные части растения. Попробуйте назвать их друг другу.
– А теперь покажите мне картинку корня, стебля, листка, цветка.
– Сложите их в такой последовательности, чтобы получилось целое растение.
– Как вы считаете, у каждого растения есть эти части?
– Что общего у всех растений? (Они имеют корни, стебель, листья и цветок)
6. Практическая работа
- На ваших столах находятся: компактный диск, который послужит нам основой, пластилин разных цветов, стеки, доска, салфетка.
- Будем делать поделку, рисуя на пластилине способом контррельефа. Смешаем в одном куске пластилина нескольких цветов. Используем стеку для выполнения контура рисунка.
5. Техника безопасности при работе с пластилином
- Прежде, чем приступить к работе с пластилином, вспомним, как надо с ним работать:
- нельзя пластилин брать в рот, жевать и глотать его;
- работу надо выполнять на специальной доске;
- грязные руки надо вытирать салфеткой.
6. Показ учителем готовой работы
7. Обсуждение поэтапной работы
8. Пальчиковая гимнастика
Перед работой разомнем пальчики с помощью массажа.
«Массаж для пальчиков».
Раз, два, три, четыре, пять,/ Соединять попарно пальцы обеих рук/ вышли пальцы погулять. Хлопки в ладоши.
Этот пальчик самый сильный. / Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю. /
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того…
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный…
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный…
Он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал…
Очень ловок и удал!
9. Самостоятельная работа детей.
10. Анализ выполненных работ.
11. Рефлексия