Приложение МААМ

Урок по окружающему природному миру в 4 классе на тему «Разнообразие растений. Части растений»

Елена Андреева
Урок по окружающему природному миру в 4 классе на тему «Разнообразие растений. Части растений»
▼ Скачать + Заказать документы

Урок по окружающему природному миру в 4 классе

Тема: «Разнообразие растений. Части растений»

Цель урока:

- сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, научить детей различать части растений.

Задачи:

- познакомить детей со строением растений;

- выяснить значимость каждой части растения;

- развивать воображение, умение сравнивать, систематизировать полученные знания;

- расширять кругозор и словарный запас учащихся, развивать устную речь;

- воспитывать интерес к окружающей среде, продолжить формирование основ экологической культуры;

- учить применять такие приемы лепки как: соединение деталей в единое целое, рисование на пластилине способом контррельефа при помощи стеки, смешивание в одном куске пластилина нескольких цветов;

- учить действовать по словесному указанию учителя;

- развивать мелкую моторику, творческое воображение.

Оборудование: презентация «Разнообразие растительного мира», грамзапись «Звуки природы», памятки, раздаточный материал.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

2. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.

Загадка

Дышит, растет,

А ходить не может? (растение)

- «Растения-зелёная одежда Земли». На Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой!

- Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико: растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой.

Игра «Доскажи словечко»

Деревья высокие, а кустарники (низкие)

У трав стебель, а у деревьев … (ствол)

У дерева один ствол, а у кустарника (несколько, много)

У трав стебель тонкий, а у деревьев… (толстый)

3. Новая тема

– Растения такие разные: и по высоте, по месту обитания, по цвету и т. д. Но называем одним словом «растения». Значит, что-то есть общее, одинаковое у таких разных растений?

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.

– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности! Иногда я так изменяюсь, что надо быть очень внимательным и любознательным, чтобы меня узнать. Называют меня тоже по–разному: корнеплоды, корневые клубни. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!

- Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело, используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могут жители нашего царства листьев кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом с нами легко»

– Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?

– Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! – сказал цветок. Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.

А кроме того я самый красивый из Вас…

А какой чудесный аромат исходит от меня…

– Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.

- Начавшийся спор между частями растения неразрешимый. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Ведь все они части одного организма.

- Каждое растение имеет общие одинаковые части. Каждая часть растения выполняет свою функцию.

Корень - всему основа. Его почти никогда не видно, он находится в земле. Это он удерживает растение в почве, дает ему питательные вещества и влагу. Корень сражается за жизнь растения. Чаще легче сломать стебель, чем выдернуть растение с корнем. Легче спилить дерево, чем выкорчевать его. Каждым своим ответвлением корень старается удержаться в земле и спасти растение.

Стебель придает растению форму. Он несет на себе листья и цветки. Он никогда не устает переносить соки от корня к листьям и цветкам. Стебли бывают разные. У одних растений они стоят прямо, у других — стелются по земле, а у третьих — находятся под землей. У молодых растений стебель тонкий и гибкий. Но со временем он утолщается и твердеет.

Листья есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка, с помощью которого он прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки. У всех растений листья разные. Листья помогают корням заботиться о растении. Каждый лист — это маленькая кухня, где готовится пища для самого листа и для растения. Из чего же состоит пища? Из воды, которую поглощает корень, и углекислого газа, который листок получает из воздуха. А еще листья наполняют воздух, которым мы дышим, кислородом.

Цветок — украшение растений. Цветок нужен растениям. У цветка такие красивые лепестки и свой особенный аромат. Это нужно для того, чтобы привлечь насекомых. Они слетаются на сладкий нектар и переносят пыльцу — опыляют растение. Вскоре на месте опыленного цветка образуется плод с семенами.

Плод — это то, что люди больше всего ценят в растениях. Все любят лакомиться сочными и спелыми яблоками и грушами, персиками и сливами.

Вывод: растения выделяют кислород, радуют нас своей красотой, дают нам продукты питания.

4. Физминутка

Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)

К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)

Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)

Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)

Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)

Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)

Ветерок убегай! (грозят пальчиком)

Ты цветочки не сломай! (приседают)

Пусть они растут, растут,

Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)

5. Закрепление знаний

– Рассмотрите отдельные части растения. Попробуйте назвать их друг другу.

– А теперь покажите мне картинку корня, стебля, листка, цветка.

– Сложите их в такой последовательности, чтобы получилось целое растение.

– Как вы считаете, у каждого растения есть эти части?

– Что общего у всех растений? (Они имеют корни, стебель, листья и цветок)

6. Практическая работа

- На ваших столах находятся: компактный диск, который послужит нам основой, пластилин разных цветов, стеки, доска, салфетка.

- Будем делать поделку, рисуя на пластилине способом контррельефа. Смешаем в одном куске пластилина нескольких цветов. Используем стеку для выполнения контура рисунка.

5. Техника безопасности при работе с пластилином

- Прежде, чем приступить к работе с пластилином, вспомним, как надо с ним работать:

- нельзя пластилин брать в рот, жевать и глотать его;

- работу надо выполнять на специальной доске;

- грязные руки надо вытирать салфеткой.

6. Показ учителем готовой работы

7. Обсуждение поэтапной работы

8. Пальчиковая гимнастика

Перед работой разомнем пальчики с помощью массажа.

«Массаж для пальчиков».

Раз, два, три, четыре, пять,/ Соединять попарно пальцы обеих рук/ вышли пальцы погулять. Хлопки в ладоши.

Этот пальчик самый сильный. / Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю. /

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того…

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный…

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный…

Он избалованный самый.

А мизинчик хоть и мал…

Очень ловок и удал!

9. Самостоятельная работа детей.

10. Анализ выполненных работ.

11. Рефлексия

Публикации по теме:

Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит очень остро. Прививать детям любовь к природе необходимо.

Интегрированный урок по окружающему миру, математике, русскому языку в 1 классе «Жизнь птиц» Ход урока I. Организационный момент. Доброе утро, ребята. - Раз, два, три, четыре, пять- Урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь.

Конспект исследовательской ОД по познавательному развитию «Разнообразие хвойных растений» для детей 4–6 летКонспект исследовательской ОД по познавательному развитию «Разнообразие хвойных растений» для детей 4–6 лет Деятельностный подход в познавательно-исследовательской деятельности позволяет развивать интерес к знаниям, к формированию собственной точки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок по окружающему природному миру в 4 классе на тему «Разнообразие растений. Части растений»
Опубликовано: 12 января 2025 в 22:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок по окружающему природному миру в 4 классе на тему «Разнообразие растений. Части растений»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Андреева (УИ 1026989) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД