МААМ-картинки

Урок по окружающему миру в 4 классе «Средние века: время рыцарей и замков»

Марина Лобанова
Урок по окружающему миру в 4 классе «Средние века: время рыцарей и замков»
▼ Скачать +Заказ

Технологическая карта урока Окружающий мир в 4 классе

УМК Школа России. А. А. Плешаков «Окружающий мир»

Ресурсы:

Информационные ресурсы, в т. ч. электронные, дидактический материал (дополнительная литература) : учебник.

Демонстрационный материал (карточки с заданиями, презентация, сигнальные карточки для рефлексии)

Тема урока

Средние века : время рыцарей и замков.

Цель урока

Публикация «Урок по окружающему миру в 4 классе „Средние века: время рыцарей и замков“» размещена в разделах

Формирование представления о Средневековье и знакомство с эпохой средних веков, достижениями, особенностями.

Тип урока

Урок открытия «нового» знания

Основные термины и понятия (которые освоят ученики в результате изучения темы)

Город, рыцарь, замок, изобретения, религия, геральдика.

Межпредметные связи

Литературное чтение, история, ОРКСЭ.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Иметь представление о периоде Средних веков, его историческом времени и месте;

Оценивать последствия открытий, достижений, сохранившихся со времён средних веков;

Устанавливать взаимосвязь мира средневековья и современной жизни общества.

Познавательные:

Умение оперировать понятиями; находить информацию в тексте; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Регулятивные:

Умение формулировать учебные задачи, оценивать правильность их выполнения, собственные возможности их решения

Коммуникативные:

Готовность получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работать в группе; умение скорректировать свои действия.

Создание условий для формирования представления об эпохе средневековье, рыцарях, их занятиях, образе жизни, основных мировых религиях

Принятие социальной роли обучающегося.

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Формирование готовности к саморазвитию.

Этапы урока

Формы, методы, приемы организации учебной деятельности учителем

Деятельность учащихся

1. Мотивационно-ориентировочный этап (создание мотивационной основы деятельности, формулирование цели и/или учебной задачи)

1.1 Создание мотивационной основы учебной деятельности

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по страницам всемирной истории.

- Как вы должны сегодня работать на уроке, чтобы узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?

Дети проверяют готовность к уроку.

Обучающиеся отвечают на вопрос.

Думать

Размышлять

Делать выводы

Советоваться

Сотрудничать

1.2. Целевая основа деятельности

- Ребята, а давайте вспомним, что такое история?

- На прошлом уроке вы совершали путешествие в Древний Египет, Грецию и Рим, поэтому вам сейчас предстоит вспомнить про мир древности и разгадать кроссворд.

1. Как звали Египетского бога воды – Себек;

2. Как называлась главная площадь Рима ставшая со временем центром общественной и политической жизни - Форум;

3. Как называлась гробница фараона в Древнем Египте – пирамида;

4. На берегах какой реки возникло Египетское царство – Нил;

5. При извержении какого вулкана Римсий город Помпеи был погребен под толстым слоем пепла – Везувий.

6. Как звали Египетского фараона, которому была построена самая большая пирамида - Хеопс

7. Как назывался холм в Афинах, где находились главные храмы города – Акрополь;

8. Как назывался особый знак египтян для письма – иероглиф

История- это наука о прошлом. История изучает, как жили разные народы, какие происходили события.

Разгадывают кроссворд. Отвечают на вопросы

2. Поисковый этап (планирование деятельности)

2.1. Планирование деятельности

-Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо знаете и Первобытную эпоху и эпоху Древнего мира. Но ведь на этом история не заканчивается, она продолжается.

- А как вы думаете, куда сегодня мы отправимся путешествовать?

– Хочу пригласить вас сегодня в средние века. Тема нашего сегодняшнего урока : “Средние века : время рыцарей и замков”.

- Посмотрите на ленту времени. Почему эти века называют средними?

- Что бы вы хотели узнать об этой эпохе?

- Сегодня на уроке мы должны получить представления об этой эпохе, рассмотреть, чем отличается то время от сегодняшнего. Эпоха Средневековья скрывает много тайн, которые предстоит нам открыть сегодня на уроке.

Думают. Предполагают

Находятся между Древним миром и эпохой Нового времени

3. Практический этап (практические действия по реализации плана)

3.1. Открытие новых знаний. Город.

- Как вы думаете, что мы узнаем, с кем встретимся сегодня на уроке?

- А сейчас закройте глаза, представьте, что мы с вами переносимся в далёкое, далёкое прошлое, во времена Средневековья.

(в это время звучит музыка, появляются картинки с изображением предметов: рыцарь, замок)

- Как вы думаете, почему появились эти картинки?

- Рыцари и замки появились именно в средние века. Этот период продолжался тысячу лет с конца V века до конца XV века.

-Давайте вспомним, где жили древние люди?

-Постепенно их количество увеличивалось, образовывались деревни, поселения, которые разрастались, и в итоге появляются города (понятие ГОРОД)

- Через столетия облик Европы стал совсем иным. Выросли и расцвели города, были проложены дороги, прорыты каналы. Оживленные торговые пути пролегли из города в город, из страны в страну.

- Давайте пройдемся по улицам средневекового города.

- Ребята, вы обратили внимание на то, что улицы средневекового города очень узкие? Как вы думаете, почему?

- Центром была главная рыночная площадь, или рынок. Здесь не только торговали, но и оглашались указы короля, разбирались судебные споры.

- А знаете ли вы, что некоторые современные города, например, Берлин, Копенгаген, Амстердам возникли в Средние века?

- Кстати, к средневековым городам относится и столица нашего государства Москва.

- В некоторых городах и сейчас сохранились улицы, построенные в Средние века.

3.2. Открытие новых знаний. Религии

- Во все времена люди старались осмыслить то, что их окружало, понять себя. Им казалось, что жизнь полна каких-то таинственных сил, которые правят миром и судьбами людей. Поклоняясь этим силам. Появились новые боги. Это было связано с изменением жизни людей. Все шире стали распространяться 3 основные религии. (понятие РЕЛИГИЯ).

- По всей Европе стало распространяться христианство. В разных странах искусными мастерами возводятся церкви и храмы. Люди верили в бога Иисуса Христа, который учил людей любить друг друга, молиться и верить в бога. Христиане посещают церкви. Читали священную книгу – Библию.

- На Ближнем Востоке возникла другая вера – ислам. Она призывает слушаться Аллаха. Те, кто верит, называются – мусульмане. Молятся своему богу Аллаху в мечетях. Священная книга мусульман – Коран.

Со времён средневековья сохранились удивительной красоты мусульманские мечети - здания для молитв.

- В Китае, Японии – возник буддизм. Те, кто верят в это учение, называются буддистами. Поклоняются основателю этой религии – Будде, посещают буддистские храмы.

- Обратите внимание на эти сооружения и скажите, чем они отличаются друг от друга. Будьте внимательны, чтобы правильно сделать следующее задание.

3.3 Работа в тетради на печатной основе

- А теперь проверим, как внимательно вы меня слушали и смотрели на экран.

Р. т. стр. 6 № 4

- Рассмотри фотографии. Найди изображение христианского, мусульманского, буддистского храмов и подпиши их.

- А теперь давайте проверим. Кто не допустил ошибок? А кто ошибся? Исправьте.

3.4 Открытие новых знаний. Рыцарь

- Из средневековья к нам пришло прекрасное слово рыцарь! (понятие РЫЦАРЬ).

- А кто такой рыцарь?

- Кто из мальчишек не восхищается средневековым рыцарем? Благородным воином на коне, закованным в латы, в шлеме, с мечом и щитом.

- Давайте посмотрим, как даётся толкование этому слову в большом энциклопедическом словаре.

-Почему рыцарь – это благородный воин на коне?

- Обратите внимание на вооружение рыцаря.

- Рассмотрим на слайде. Будьте внимательны, чтобы потом правильно выполнить задание.

- Что одето на голове?

- Как называется часть шлема, закрывающая лицо рыцаря?

- Что закрывает тело рыцаря?

- Чем защищается во время сражения?

- Как называется его оружие?

3.5 Работа в парах

- А теперь проверим, как вы запомнили, во что был облачен рыцарь и как он был вооружен, работая в парах. Подпишите на рисунке, как называлось боевое облачение и вооружение рыцаря.

- Проверка работы

3.6 Физкультминутка

3.7 Сообщение ученика

- Давайте более подробно послушаем о рыцарях

3.8. Открытие новых знаний. Геральдика

- Да, рыцари были прекрасными воинами, а вот умение читать и писать для рыцарей считалось не обязательным.

– Но зато они изучали такую науку, которую не изучают современные дети, ни в одной школе.

– Это наука геральдика, дисциплина изучающая гербы. (понятие ГЕРАЛЬДИКА)

– Посмотрите на разнообразные гербы рыцарей.

- Когда рыцарь выезжал в своем полном вооружении, узнать его можно было только по его щиту: у одного было на щите изображение льва, у другого — оленя, у третьего — медведя. Эти рисунки стали называться гербами.

- Почему возникли гербы?

- Ответить на этот вопрос сложно. Наверное, потому, что в те далёкие времена лишь немногие люди умели читать. А изображение, помещённое на гербе, было не просто картинкой. Это был маленький рассказ об истории рода, которой гордились. Раньше носить герб мог только рыцарь, позже потомки рыцарей стали дворянами и украсили гербами свои кареты, одежду слуг, ошейники собачек.

- Как вы считаете, в каких жизненных ситуациях рыцарю мог пригодиться герб?

- Я вам дарю буклет, внимательно изучив который, вы узнаете, что означает каждое изображение на гербе. И если захотите, сможете сделать свой герб.

3.9. Работа с учебником.

- А как вы думаете, где жили рыцари в те далёкие времена? (понятие ЗАМОК).

- Правильно, а каким вы себе представляете замок рыцаря?

- Правильность ваших высказываний проверим, прочитав материал в учебнике. (Стр. 18-19)

3. 10. Беседа

- Расскажите, каким вы представили себе замок.

- Где и для чего строились замки?

- Почему замки строили на холме или крутых берегах?

- Для чего вокруг замка был вырыт глубокий ров и заполнен водой?

- Для чего использовался подъёмный мост?

- Чем занимались жители замка?  

- Многие рыцарские замки сохранились до наших дней. Сейчас они являются памятниками архитектуры, в некоторых находятся музеи.

- Сейчас мы посмотрим какими были замки Средневековья. (Фильм)

3.11. Открытие новых знаний. Изобретения.

- Эпоха Средневековья – это не только эпоха рыцарей, это ещё эпоха изобретений и открытий. (опорное слово ИЗОБРЕТЕНИЯ)

Сегодня на урок

Я принесла ларец с секретом,

В нём вещи, что привычны нам.

Но мало знает кто, что это

К Средним относится векам.

- Отгадав загадки, вы узнаете, какие вещи находятся в ларце.

1. Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу,

Коромысло на носу?

2. Салат, макароны, котлету, картошку,

Их можно покушать, конечно, и ложкой,

Но мною удобней – у меня есть зубчики,

Только неудобно кушать мною супчики

3. Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

4 На руке и на стене,

И на башне в вышине:

Ходят, ходят ровным ходом -

От восхода до захода.

5. Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

Учитель достаё т из ларца предметы: механические часы, очки, вилка, мыло.

- Одно из великих изобретений Средневековья – книгопечатание. (Достается из ларца книга).

- Подробнее об этом изобретении узнаете, прочитав дома страницы в учебнике. Кто желает, может подготовить дополнительный материал о возникновении книгопечатания.

Ответы детей

Ответы детей

В пещерах, хижинах

Не было машин, и улицы строили такими, чтобы достаточно было пройти или проехать на лошади

Рассматривают слайды

Рассматривают слайды

Рассматривают слайды

Выполняют задание. Проверяют

Отвечают на вопрос

Читает 1 ученик.

На доске:

- 1. В средние века рыцарь (нем. Ritter - всадник) – это благородный воин на коне, закованный в латы, в шлеме, с мечом и щитом. 2. Рыцарь – благородный, самоотверженный человек.

У рыцаря были очень тяжелые доспехи, и передвигаться он мог только на коне.

Рассматривают слайды

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания на карточках

Проверяют работу

Смотрят на слайд. Повторяют движения

Сообщение:

- Доспехи нужны были не только для военных походов, но и для демонстрации своей силы, мужества и чести перед прекрасными дамами на рыцарских турнирах. Это одно из любимых рыцарских развлечений.

На полном скаку нужно было выбить противника из седла специальным копьем. Победитель выбирал королеву турнира.

- Для того чтобы стать настоящим воином – рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам.

Рассматривают слайды

Ответы детей.

– на войне, ведь лицо рыцаря было закрыто шлемом, и распознать его можно было только по гербу;

– на турнире, герольд, глядя на герб, изображённый на щите, или тунике, одетой поверх доспехов, объявлял имена рыцарей.

- В замках.

Ответы учащихся.

Самостоятельное чтение

Ответы учащихся.

Хозяин замка охотился, принимал гостей. Устраивал пиры. Женщины занимались рукоделием

Просмотр фильма.

Отгадывают загадки.

4. Рефлексивно-оценочный этап (самооценка результата деятельности)

4.1. Рефлексия результатов деятельности, обсуждение их практического применения в жизненных ситуациях

- Итак, урок подходит к концу. На какие вопросы мы хотели найти сегодня ответы?

- На все ли вопросы мы ответили?

- Опираясь на схему, дайте ответы:

Я узнал

Я удивился

Я задумался

Я запомнил

Делают выводы о проделанной работе, подводят итоги урока.

4.2. Рефлексия эмоционального состояния и настроения

Попробуйте оценить свои знания о средневековье – выберите щит соответствующего цвета

Синий – узнал много

Зелёный – хочу ещё почитать

Красный – ничего нового

Домашнее задание

Стр. 15- 20, отвечать на вопросы.

Оценивают себя.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мероприятие «Своя игра» по окружающему миру в 4 классе "Своя игра" - аналог телевизионной передачи по окружающему миру в 4 классе. Тема: "История Отечества" Учебник 4 класс (вторая часть, автор:.

Интегрированный урок по окружающему миру, математике, русскому языку в 1 классе «Жизнь птиц» Ход урока I. Организационный момент. Доброе утро, ребята. - Раз, два, три, четыре, пять- Урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь.

Урок по окружающему миру в начальной школе «Что у нас под ногами?»Урок по окружающему миру в начальной школе «Что у нас под ногами?» Тема: Что у нас под ногами? Цели: формирование понятия «предметы неживой природы», которые находятся "под ногами"; сообщение элементарных.

Конспект урока в 4 классе по окружающему миру на тему «Средние века» СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Кафедра теории и методики дошкольного и начального.

Конспект урока по окружающему миру «Насекомые» во 2 классе Цели: познакомить учащихся с признаками насекомых; научить отбирать насекомых из всего разнообразия животного мира; выявить важнейший признак.

Проект по окружающему миру «Моя семья» во 2 классеПроект по окружающему миру «Моя семья» во 2 классе Проект «Моя семья» - особый с точки зрения совместности. Он индивидуален – ведь речь идет о семье каждого. Работа над проектом проводилась.

Открытый урок по окружающему миру «Разговор о правильном питании» Цели: формировать здоровый образ жизни посредством правильного питания; воспитывать культуру здоровья. Задачи: • Воспитательные: воспитать.

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе на тему «Домашние питомцы» МБОУ Новоселовская ООШ Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема урока: «Домашние питомцы» Учитель: Олейникова Людмила.

Проект по окружающему миру «Города России» во 2 классеПроект по окружающему миру «Города России» во 2 классе Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на урок окружающего мира во второй класс на проектную деятельность учащихся по теме "Города России".

Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе по УМК «Школа 21 века» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 51 Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: на заседании МО.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок по окружающему миру в 4 классе «Средние века: время рыцарей и замков»
Опубликовано: 24 февраля 2022 в 18:18
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок по окружающему миру в 4 классе «Средние века: время рыцарей и замков»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Лобанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД