Татьяна Бутина
Урок по литературному чтению «Мы из сказок дедушки Чуковского»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Мы из сказок дедушки Чуковского
Цель: развитие интереса к книгам К. Чуковского, творческих способностей,
умения работать с книгой.
Оборудование: портрет К. И. Чуковского, анаграммы на листах, выставка книг К. И. Чуковского, выставка рисунков к сказкам, градусник, мочалка, телефон, чашка, иллюстрации копейки и солнца.
На этапе планирования урока дети работают в группах: ищут книги писателя, рисуют иллюстрации, готовят сценки из книги «От двух до пяти», придумывают вопросы для викторины.
Публикация «Урок по литературному чтению „Мы из сказок дедушки Чуковского“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Вступительное слово учителя.
Эта удивительная история произошла более 70 лет в Петрограде (сейчас Санкт-Петербург). Жил там один человек, звали его Корней Иванович Чуковский. По профессии он был литературный критик (писал критические статьи о литературных произведениях). Он очень любил свою профессию и не думал, что совсем скоро его прославят детские стихи и сказки.
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. Вышло это так. Заболел его маленький сынишка. А Корней Иванович вёз его в поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. И чтобы как-нибудь развлечь сына, Корней Иванович стал рассказывать ему сказки. Начав, он не знал, что будет дальше. Важно было не запнуться, не остановиться ни на секунду, а быстро говорить под стук колё с:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил, -
Крокодил, Крокодил Крокодилович!
И мальчик слушал отца, затих и успокоился. Для отца было важно отвлечь внимание сына от болезни и он продолжал, тараторил:
И дать ему в награду
Сто фунтов шоколаду,
Сто фунтов мармеладу,
Сто фунтов винограду
И тысячу порций мороженого.
Мальчик перестал капризничать и заснул. А утром, проснувшись, просил отца рассказать вчерашнюю сказку, которую мальчик полностью запомнил.
А как-то с Корнеем Ивановичем произошло ещё нечто подобное. Он сидел за письменным столом и работал над статьёй. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, т. к. не хотела идти мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо ей сказал :
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился знаменитый «Мойдодыр».
С тех пор прошло много лет. Чуковский прожил долгую жизнь (87 лет. 1882 – 1968 гг.). Его книги любите вы, любят ваши папы и мамы, любили бабушки и дедушки.
Его настоящая фамилия – Иван Васильевич Корнейчуков.
2. А сейчас проведём аукцион.
Кто больше назовёт сказок К. И. Чуковского?
3. Предлагаю викторину.
Назовите стихотворения, сказки из которых взяты строчки.
• Свинки замяукали:
Мяу! Мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю! Хрю!
(«Путаница»)
• Что такое? Что случилось?
Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом.
(«Мойдодыр»)
• Не кричи и не рычи,
Мы и сами усачи,
Можем мы и сами
Шевелить усами.
(«Тараканище»)
• А на нём, а на нём,
Как на лошади, верхом.
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»
(«Федорино горе»)
• Назовите сказку, в которой происходит «страшное преступление» - попытка убийства.
(«Муха-Цокотуха»)
• Какой герой Чуковского был страшный злодей, а потом перевоспитался?
(Бармалей)
4. Анаграммы.
Из разрозненных букв сложите:
названия произведений Чуковского :
• ТАКАРАЩЕНИ
• ДЫМОЙРДО
• ЛЕФОТЕН
• АХУМ – УХАЦОТОК
• РАНОКДЕЕУ НЦЕЛСО
героев его произведений:
• ОРАФЕД
• ЛЕЙРАБМА
• ДИКОРКОЛ
• ДКОРТО ЙАЛИТБО
5. Конкурс «Сказочные вещи».
Герои сказок растеряли свои вещи. Давайте поможем вернуть их в сказки.
• Градусник («Доктор Айболит»)
• Мочалка («Мойдодыр»)
• Копейка («Муха-Цокотуха»)
• Телефон («Телефон»)
• Чашка («Федорино горе»)
• Солнце («Краденое солнце»)
6. Конкурс «Театральный».
К. И. Чуковский много наблюдал за детьми, слушал их. Интересные высказывания, диалоги записывал. И вот родилась книга «От двух до пяти».
Давайте некоторые посмотрим и послушаем.
(Выступления детей)
7. У нас организована выставка рисунков к сказкам Чуковского.
(Рассказы учащихся о своих рисунках)
8. В завершении нашего урока-праздника инсценировка сказки «Телефон».