Кузнецова Лариса
Конспект урока по литературе в 8 классе по рассказу А. Грина «Зеленая лампа»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок
по рассказу А. Грина «Зелёная лампа»
8 класс.
Тема: Два мира. Две жизни. Две судьбы…
(по рассказу Александра Грина «Зелёная лампа»)
Учитель: Кузнецова Лариса Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей»
Цели и задачи.
Публикация «Конспект урока по литературе в 8 классе по рассказу А, Грина „Зеленая лампа“» размещена в разделах
Познакомить учащихся с рассказом и его композицией : экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой;
научить находить ответы на поставленные вопросы в самом произведении;
уметь дать определение художественным приемам и показать применение их автором в тексте;
способствовать развитию критического мышления и творческих способностей учащихся; развитию умения анализировать текст, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать.
Оборудование. Портрет писателя; иллюстрации к рассказу; иллюстрации картин
известных художников; аудиозапись; высказывания о писателе (на доске);
словарь литературоведческих терминов, презентационный материал.
Запись на доске. Словарные слова: антитеза – художественный прием в рассказа. Это противопоставление понятий, положений, образов.
Эпиграф урока.
«Два мира есть у человека:
один, который нас творил,
другой, который мы от века творим
по мере наших сил»
Н. Заболоцкий
Ход урока.
Стадия вызова.
“Мозговой штурм”.
1. Работа над высказыванием Н. Заболоцкого.
«Два мира есть у человека:
один, который нас творил,
другой, который мы от века творим
по мере наших сил»
Н. Заболоцкий
- Как вы понимаете эти строки? Аргументируйте свой выбор ответа!
Приём “Ассоциации”.
- Сегодня перед нами новый рассказ Александра Грина – “Зелёная лампа”. Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание?
(Дом, свет, уют, семья, чтение, книга, учение, ночь, зелёная трава, зелёный свет светофора, литературное общество А. Пушкина, весна)
- Почему именно так называется произведение?
- Что может произойти в рассказе с таким названием?
- Сформулируйте свои догадки письменно, записав пять-шесть предложений о сюжете.
- Как можно связать название рассказа и, взятый к уроку, эпиграф?
2. Стадия осмысления.
• Приём «Чтение с остановками»
Текст разбивается на три части и последовательно прочитывается в классе.
• Чтение первого отрывка (до слов “… а Стильтон при одобрении толпы и при помощи полисмена усадил беспризорного человека в кэб”).
• Вопросы учителя классу
1) Простые вопросы:
- Где происходят события, описанные в рассказе?
- Когда происходят описанные события?
- Назовите действующих лиц.
- В какой момент жизни они описаны?
- Что настоятельно подчёркивает автор в двух героях, вышедших из ресторана?
(Хорошо одетые, дорогой ресторан.)
- Что произошло с человеком лет двадцати пяти?
- Как его описал автор?
(Лежащий без движения, плохо одетый)
2) Уточняющие вопросы:
- Что мы можем сказать о позиции автора?
(Автор осуждает богатых за их презрение к бедному.)
- А в чём это выражено?
( В авторских ремарках: брезгливо сказал толстый джентльмен, пробормотал несчастный.)
- Проследите, какие синонимы к слову “человек” использует автор?
(Богачи – двое людей, толстый джентльмен, сказал приятелю; бедняк – человек, лежащий, падаль, несчастный, лежащий, человек.)
- Чем вы объясните такой выбор автора?
(Слово “человек” употребляется автором только в отношении бедного, лежащего на улице.)
- Какая стилистическая фигура помогает в этом автору?
(Антитеза.)
3) Интерпретационные вопросы:
- Почему два богато одетых господина подошли к плохо одетому человеку, лежащему на дороге? Они хотели ему помочь?
(Скорее, им было скучно.)
- Только ли скука привела их сюда?
(Возможно, и любопытство, ведь здесь собралась толпа.)
- А почему вы не допускаете, что они из жалости могли остановиться?
(Тогда бы они не называли его падалью, пьяным, не смотрели бы на него брезгливо.)
- А толпа по какой причине могла собраться?
- Почему автор так бегло описывает эту сцену?
(Это краткая экспозиция, в которой представлены все герои и обрисовано их социальное положение.)
4) Оценочные вопросы:
- Какие слова вы считаете ключевыми в этой части? Прочитайте их.
(“Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки”.)
- Почему вы их считаете ключевыми?
5) Творческие вопросы:
- Как вы думаете, какой “интересный замысел” задумал Стильтон? Что это может быть?
(Дети высказывают свои предположения относительно планов Стильтона.)
6) Практические вопросы:
- Как бы вы поступили, окажись рядом с несчастным человеком, упавшим в голодный
обморок?
Работа над сопоставительной таблицей «Две судьбы» (работа в группах).
• Чтение второго отрывка рассказа (от слов “Экипаж направился к одному из трактиров … до конца первой части).
• Беседа по вопросам:
- Какое чувство у вас вызвал этот отрывок и почему?
- Насколько он не соответствует вашим предположениям?
- Изменилось ли ваше отношение к героям? Почему? Чем вы можете это объяснить?
- О ком из героев ваше мнение не изменилось? Что вас в этом убеждает?
- Как приём антитезы помогает нам в восприятии содержания?
(Автор детальнее знакомит нас с прошлым героев, подчёркивая трудные условия жизни, постоянную борьбу за выживание Джона Ива и праздную жизнь холостого миллионера Стильтона, не знающего забот о ночлеге и пище)
- Прав ли Стильтон, считая себя “человеком большого воображения и хитрой фантазии”?
(Нет, играть с человеческой судьбой никому не позволено.)
- А какие его решения, поступки позволили бы именно так назвать его?
- Почему у Стильтона нет семьи, детей?
(Его жизнь – это шутки над людьми, лишённые доброты и смысла)
- Почему Ив был изумлён предложением Стильтона и назвал происходящее “благоденствием”?
(Все прежние попытки Ива найти работу были безуспешны, поэтому такой поступок богача был для него настоящим спасением)
- “Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом”, - пишет А. Грин. Чем же доволен Стильтон?
(Он приобрёл живую игрушку – “дурака”, который живёт по его правилам; “игрушка из живого человека – самое сладкое кушанье”)
- Почему именно такую судьбу предсказывает Стильтон Иву?
- Почему Реймер назвал своего давнего друга Стильтона “дураком”? Что заставило его поступить так?
(Реймеру чужды циничные игры с людьми, обещание неосуществимого; он не приемлет таких забав.)
- Почему Реймер не остановил Стильтона, не потребовал от него других решений судьбы Ива или не предложил Иву собственную помощь?
Эвристическое задание «Напишите продолжение рассказа»
Основные критерии:
- Как дальше будут разворачиваться события?
- Свои предположения о дальнейшем развитии сюжета оформите в виде “Дерева предсказаний”. Первый вариант – предскажите дальнейшее развитие судьбы Джона Ива, второй вариант – судьбы богача Стильтона.
- Выскажите свои предположения и аргументируйте их.
- Какую судьбу Джону Иву вы предсказываете?
- Какую судьбу Стильтону приготовили?
Чтение третьего отрывка (вторая часть рассказа).
Беседа с классом :
- Какие ваши предсказания подтвердились? Почему именно так произошло? Аргументируйте.
- Какие версии не нашли своего отражения? Почему?
- Какую развязку предложил нам автор? Что же произошло с героями?
( Герои практически поменялись местами: богатый Стильтон стал несчастным бродягой, голодным, грязным, истощённым, а прежде несчастный Ив превратился в образованного хирурга, помогающего всем, без исключения, людям.)
- Почему же прежде уверенный в себе, надменный Стильтон вдруг “стал ничем”?
(Пресыщенность, праздность прежней жизни не научили его преодолевать трудности, а привели к тому, что он стал пассивным её потребителем, который не только пожинал плоды чужого труда, но и не строил никаких планов на будущее. Первая же в его жизни неудача (проигрыш - разорение) сломала его, и он превратился в “ничто”. Он не знал, как жить своим трудом, не имел ни цели, ни смыла жизни, даже позавидовал “дураку” Иву, что у того есть надежда”.)
- Как оценивает своё нынешнее состояние Стильтон?
(Он понял, что его прежняя шутка была жестока и глупа по отношению к человеку, поэтому просит его простить.)
- За что наказан Стильтон?
(За противоестественное стремление позабавиться судьбой человека, превратить его в игрушку.)
- Почему Джон Ив смог добиться многого?
( Жизнь была жестока с ним с самого начала: он сирота, голодный и бездомный, познал трудности, и поэтому полагался только на себя; шутку Стильтона принял как благоденствие, но и тут положился на себя, став усиленно готовиться к профессии врача.)
- Почему Джон Ив после не ударил прежде жестоко пошутившего над ним Стильтона, когда тот, уже разорившийся, назвал его “дураком”, хотя и завидовал ему?
(Он был благодарен ему за эту “глупую шутку”, которая помогла ему стать образованным человеком.)
- Где же момент истины? В чём его суть?
(Джон Ив не только стал образованным врачом, но и сохранил своё человеческое достоинство: не спился, не сошёл с ума, а поставил цель, к которой усиленно стремился и которую достиг. Он и сейчас благородно поступает: узнаёт своего прежнего “хозяина”, признаёт в нищем бродяге человека, не подвергает его такой же издевательской шутке (зуб за зуб, а поступает великодушно - предлагает Стильтону работу в своей амбулатории.)
3. Стадия рефлексии.
Работа над сопоставительной таблицей «Два мира» (работа в группах).
- Проследите динамику судьбы Джона Ива и Стильтона.
Презентация таблиц. Защита. Аргументация.
- В чём особенность композиции рассказа?
Рассказ построен на контрасте:
вторая часть противопоставлена первой, один герой противопоставлен другому.
В первой части источник света — лампа, во второй — Ив советует Стильтону осветить себе дорогу хотя бы спичкой.
- Какое значение для выражения авторской позиции имеет зеркальная композиция?
Анализ. Итог. Вывод.
- Выразите своё мнение относительно содержания следующих строк. Какие морально-философские суждения автора содержатся в них?
“Если желание сильно, то исполнение не замедлит”;
“А спускаясь по тёмной лестнице, зажигайте … хотя бы спичку”.
(Учащиеся рассуждают, аргументируя своё мнение.)
- Чем была зелёная лампа для Стильтона и чем стала для Джона Ива?
Для Стильтона – это возможность проявить своё превосходство, преимущество, подчеркнуть презрение к людям; для Джона – это надежда, вера в осуществление мечты. Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы. Именно это и произошло с Ивом, проявившим жизненную стойкость и целеустремленность. Зеленая лампа, которая должна была, по мысли Стильтона, превратиться в символ никчемности жизни одураченного человека, стала источником света, осветила ему путь в будущее.
- Какова тема рассказа?
(Удивительная судьба бродяги Ива, ставшего знаменитым врачом и обеспеченным человеком, и жизненное падение богача Стильтона, превратившегося в жалкого, больного нищего)
- Какова идея?
(Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы.)
- Каковы жанровые особенности рассказа А. Грина?
«Зелёная лампа” - это символ веры в безграничные возможности человека, в оправданность его стремления к осуществлению мечты, символ надежды, символ света и добра»
4. Домашнее задание.
Написать эссе на тему:
Прочитаешь «Зелёную лампу» Грина, и «ляжет на душу добро», - сказала Бэла Ахмадулина.