Татьяна Корзникова
Урок по биологии «Плохие новости в упаковке из белка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока «Плохие новости в упаковке из белка»
Моя цель работы___
___
Цель работы учителя: Выяснить особенности строения и жизнедеятельности вирусов.
1. Запишите что такое вирусы -
___
2. Заполните таблицу 1 «История формирования знаний о вирусах». Таблица 1
Ученый Вклад ученых в развитие вирусологии
Д. И. Ивановский
Рид У. и Раус Ф.
Бейеринк
Туорт
Публикация «Урок по биологии „Плохие новости в упаковке из белка“» размещена в разделах
3. Пользуясь учебником Понамаревой И. Н. и рисунками слайда 11, выделите специфические черты вирусов, сравнив клетку бактерии, водоросли и вируса табачной мозайки, заполнив табл. 2 «+» где есть данные органоиды.
Отличие клеток бактерий, водорослей и вируса табачной мозайки. Таблица 2.
Органоиды Клетка бактерий Клетка водорослей Вирус табачной мозаики
Клеточная оболочка
Цитоплазма
Ядро
Хромосомы
Реснички
Хлоропласты
Специфические особенности вирусов:
___
Вывод:
4. Прочитайте информацию в учебнике Понамаревой И. Н. и в рабочей карте урока «Происхождение вирусов» и выделите несколько теорий об их появлении.
Современные представления о происхождении вирусов говорят, о том, что вирусы произошли от генетических элементов клеток (нуклеиновые кислоты) которые приобрели способность реплицироваться в различных клетках с использованием их структур.
Считается, что крупные ДНК-содержащие вирусы происходят от более сложных (и, возможно, клеточных, таких как современные микоплазмы и риккетсии, внутриклеточных паразитов, утративших значительную часть своего генома.
ДНК-содержащие бактериофаги и некоторые ДНК-содержащие вирусы эукариот, возможно, происходят от мобильных элементов — участков ДНК, способных к самостоятельной репликации в клетке.
Происхождение некоторых РНК-содержащих вирусов связывают с вироидами. Считается, что вироиды представляют собой «сбежавшие интроны» — вырезанные в ходе сплайсинга незначащие участки мРНК, которые случайно приобрели способность к репликации.
Вирусы могут воспроизводить себя только внутри живой клетки, поэтому они являются облигатными паразитами.
Теории появления вирусных частиц:
А)___
Б)___
В)___
Вывод:
5. Используя учебник, рисунок 1 и таблицу 3 в рабочей карте урока, рассмотрите строение вирусов (составьте схему 1 и таблицу 4 «Функции частей вируса») :
рис. 1
Морфологические классы вирусов. Таблица 3
Спиральная структура
Голые капсиды Капсиды с оболочкой
РНК
ДНК Табачная мозаика
Грипп, свинка, корь
Кубическая структура (икосаэдры)
Голые капсиды Капсиды с оболочкой
РНК
ДНК Ящур, полиомиелит
Папиллома Саркома, лейкозы, СПИД
Энцефалит, жёлтая лихорадка, герпес, ветряная оспа.
Сложные вирусы
ДНК Бактериофаги, оспа, коровья оспа
Составьте схему : Строение вируса Схема 1
Функции частей вируса Таблица 4
Части вируса Сердцевина Капсид
Химические вещества
Функция
6. Используя учебник и слайд 15, выполните задание. Рассмотрите строение вирусов, запишите, что за представители изображены и к какому морфологическому классу они относится? Выделите структурные компоненты второй вирусной частицы с помощью учебника.
Вывод:
7. Из фрагмента «немое кино» жизненного цикла выделите, что происходит на основных этапах жизнедеятельности вирусной частицы и заполните таблицу и схему 2.
Цикл развития вируса. Таблица 5
Этап Что происходит?
1. Адсорбция.
2. Эндоцитоз.
3. Транскрипция вирусного генома.
4. Трансляция вирусной мРНК.
5. Сборка вирусных частиц.
6. Выход вирусных частиц.
Жизненный цикл вируса Схема 2
Вывод:
8. Выпишите основные вирусные заболевания растений, животных и человека в таблицу 6.
Вирусные заболевания Таблица 6
Растения Животные Человек
Вывод:
Проверка и закрепление знаний
Вариант 1
1) Вирусы открыл:
а) Бейерник б)Ивановский И. в) Мечников И. г) Дарвин Ч.
2) Грипп, СПИД, корь, скарлатину вызывают:
а) бактерии б) грибы в) вирусы г) рикетсии
3) Классификация вирусов основана на:
а) типе содержащейся нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК)
б) типе симметрии
в) наличию оболочки вируса
г) верно все перечисленное
4) Для вирусов характерно:
а) отсутствие клеточного строения; б) отсутствие ДНК и РНК; в) защитные белковые и липидные оболочки; г) кристаллизация во внешней среде; д) наличие рибосом; е) наличие митохондрий___
5) Дайте определение: капсид ___
6) Выберите заболевания человека, вызываемые вирусами (несколько вариантов ответа) :
а) газовая гангрена б) пневмония в) сибирская язва г) некоторые раковые опухоли д) свинка е) энцефалит ж) полиомиелит.
Вариант 2
1). Вирус СПИДА поражает:
а) эритроциты б) тромбоциты в) лейкоциты г) лимфоциты
2). Роль вирусов в природе:
а) вызывают заболевания растений, животных, бактерий
б) осуществляют горизонтальный перенос генов
в) осуществляют регуляцию численности популяций
г) верно все вышеперечисленное
3. Вирусы называют «живыми системами», потому что:
а) они распространяются в пространстве;
б) они изменяются во времени;
в) они живут самостоятельно;
г) они размножаются по законам наследственности и изменчивости.
4) Установите последовательность стадий в жизненном цикле вирусов
а) эндоцитоз; б) адсорбция; в)трансляция вирусной мРНК;. г) транскрипция вирусного генома. ; д) сборка вирусных частиц. ___
5) Дайте определение: бактериофаг___
6) Выберите заболевания человека, вызываемые вирусами (несколько вариантов ответа) :
а) бутулизм б) ветряная оспа в) корь г) туберкулез д) краснуха е) бешенство ж) холера___
Самооценка
1. эмоционально – чувственная:
Во время работа я чувствовал себя___
2. рациональная:
В процессе работы я ___ достиг желаемого результата, по тому, что___
___
Подчеркните мысли, соответствующие вашему состоянию:
- я достиг цели учения,
- мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы, практики
- урок интересный
- очень трудно и непонятно
Домашнее задание
1. Задание на отметку «4» :
Заполнить таблицу, используя дополнительные источники информации.
Болезнь Возбудитель Поражаемая область тела
Грипп
Бешенство
Оспа
Свинка
Корь
Энцефалит
Ящур
Полиомиелит
2. Задание на «5» Предлагаю разработать проект (индивидуальный или групповой, который может заключаться в создании социальной рекламы, направленной против СПИДа или гриппа (это может быть плакат; видеоролик, снятый вами по самостоятельно написанному сценарию).