Ирина Корж
Урок письма «Предлог как отдельное слово» по программе «Особый ребенок», 8 год обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Предлог – как отдельное слово.
ТИП УРОКА : Урок - сообщение новых знаний.
ФОРМА УРОКА : Урок – игра
ЦЕЛЬ: Формирование представления о предлоге, как о слове и его роли в предложении.
ЗАДАЧИ:
1. Образовательные:
• дать учащимся чёткое представление о предлоге как грамматической категории;
• создать прочные речевые связи в однотипных речевых ситуациях с использованием предлогов;
Публикация «Урок письма „Предлог как отдельное слово“ по программе „Особый ребенок“, 8 год обучения» размещена в разделах
• автоматизировать грамматический материал по теме «Предлоги».
2. Коррекционно – развивающие:
• коррекция зрительной памяти на основе упражнений воспроизведения;
• развитие орфографической зоркости, внимания, памяти;
• коррекция развития мыслительных операций;
• работа над грамматическим построением речи.
3. Воспитательные:
• формировать положительную мотивацию к учению;
• вызывать интерес к уроку русского языка;
• повышать у детей уверенность в себе;
• воспитывать отзывчивое отношение к природе, товарищеские отношения.
НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ: стимулирующий материал (Снежинки, мультимедийное приложение, наборное полотно, иллюстративный материал, картинки для рефлексии, раздаточный материал (карточки с заданиями, таблицы с правилами, учебники, тетради.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ : словесный, наглядный, словесно-наглядный, практический, репродуктивный, проблемно-поисковый.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: фронтальная, индивидуальная, групповая
Ход УРОКА:
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
1. Эмоциональный настрой.
-Я желаю вам продуктивной работы на уроке и приятного общения.
-Все расселись по местам, никому не тесно?
Я скажу вам по секрету: будет интересно!
Но, правило урока гласит : интересно будет только тому, кто будет внимателен и активен на уроке, будет работать в тетради аккуратно и правильно выполнять задания.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке :
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
Сегодня последний день зимы. И у нас с вами есть замечательная возможность поиграть в одну зимнюю игру. А название игры вы узнаете, отгадав загадку:
Зимой забава есть одна.
В ней меткость, ловкость всем нужна.
А как "снаряды" называешь,
Что лепишь и в друзей бросаешь? (Снежки)
- Молодцы! За каждый правильный ответ и правильно выполненное задание я буду бросать вам снежок. В конце урока мы узнаем, кто больше снежков наберёт и сможет построить самую большую крепость из них.
II РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА:
- А сейчас проведём речевую разминку. (Текст разминки на доске).
• Повторение хором выразительно.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
• Повторение по рядам: первый ряд начинает, второй ряд заканчивает.
• Чтение детьми по строчкам: начинают громко и с каждой следующей строчкой тон снижают, последняя стока произносится шёпотом.
III АКТУАЛИЗАЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ:
• - О каком времени года говориться в стихотворении? (О зиме).
• - Какая главная примета зимы? (Снег).
• - Что обозначает слово «снег» в стихотворении? (Название предмета).
• - Что такое название предметов? (Дети рассказывают правило).
• - Что делает снег в стихотворении? (Кружится, падает, ложится).
• - Что обозначают эти слова? (Название действия предметов).
• - Что такое название действия? (Дети рассказывают правило).
• - Назовите слова, которые украшают снег в стихотворение? (Белый, пушистый).
• - Что обозначают эти слова? (Название признаков предметов).
• - Что такое признаки предметов? (Дети рассказывают правило).
• - Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с домашним заданием, повторили правила.
• - А теперь назовите самые маленькие слова в этом стихотворении (В, НА).
• - Эти маленькие слова вы запишите красиво на строке во время минутки чистописания.
2. Работа в тетради
- А теперь откройте тетради и запишите дату.
- Следите за осанкой при письме. (Дети проверяют правильность осанки, сгибая правую (левую) руку в локте и касаясь указательным пальцем виска).
- На новой строке запишите поочерёдно маленькие слова, которые вы выбрали из стихотворения.
- задание на карточках. (Обведи в кружок слова В и НА Цель : развитие зрительного анализа слов).
(Учитель одновременно показывает правильную запись на доске с комментированием. Дети пишут: в на в на в на).
Словарная работа.
· Задание: отгадать загадку, записать отгадку. В слове выделить буквы, которые нужно запомнить и поставить ударение.
(После отгадывания загадки, словарное слово вывешивается на доске. Дети читают слово по слогам и записывают в тетради).
Конь стальной, овса не просит,
Зато пашет он и косит.
(Комбайн.)
Где встречается такое –
Что земля над головою.
(Метро.)
Назвать мы можем это –
Восьмое чудо света.
Мы в его окно глядим –
Видим сразу целый мир,
Он покажет всё и вся,
А войти в него нельзя.
(Телевизор.)
Что показывает длинная стрелка на часах?
(Минута.)
- Давайте проверим, как вы справились с заданием.
- Молодцы ребята! С заданием справились очень хорошо.
Пальчиковая гимнастика.
Чтобы правильно и красиво писать в тетрадях, надо разогреть наши пальчики. А для этого выполним несколько упражнений.
• Упр. с ручкой (Покатать ручку в ладошках)
Ручку пальчиками взяли
И кружок нарисовали.
Раз кружок, два кружок –
Сосчитай-ка их дружок.
• «Замок»;
Восемь пальчиков сплели,
Посильнее напрягли,
Два больших соединили
И немного их сдавили.
• «Волна»
Пальцы, как венок, сплетём,
Руки вытянем потом,
Пальцы выгнутся чуть-чуть,
Их расслабить не забудь
Физминутка
Вверх рука и вниз рука! Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки.
Приседания с хлопками: вниз – хлопок и вверх – хлопок!
Ноги, руки разминаем, точно знаем: будет прок!
Крутим, вертим головой, разминаем шею. Стой!
И на месте мы шагаем, ноги выше поднимаем!
Потянулись, растянулись, вверх и в стороны, вперед.
И за парты мы вернулись. Вновь урок у нас идет.
4. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
- Ребята, нравится вам играть в снежки?
- Ребята мне пришло письмо от девочек. Они тоже пытались рассказать о своих интересных делах. Но я ничего не поняла из их письма. Давайте попробуем разобраться вместе.
- Давайте прочитаем первое предложение. (Детям нравится учиться. школе).
- А теперь постарайтесь догадаться, какого слова не хватает в первом предложении? (Дети говорят, что не хватает маленького слова В, и учитель добавляет пропущенное слово в предложение).
- Давайте прочитаем предложение ещё раз. (Дети читают с вставленным словом).
- Что изменилось при чтении? (Предложение стало более понятным).
- Что помогло сделать предложение понятным? (Маленькое слово В).
- А теперь прочитайте второе предложение. (Ребята любят кататься. лыжах.)
- Какого слова не хватает? (НА, учитель добавляет слово в предложение).
- Прочитайте предложение снова.
- Изменился ли смысл предложения? (Да).
- Благодаря чему предложение стало понятным? (Слову НА).
- О чём написали ребята в своём письме? (Об учёбе, и катании на лыжах).
- Ребята, как вы думаете, что важнее учиться в школе, или кататься на лыжах? (Ответы детей).
- А теперь назовите ещё раз слова, которые помогли вам о чём написали ребята? (Дети называют слова : В и НА, учитель выставляет их на наб. полотне).).
- Итак, мы с вами узнали об интересах других ребят, но и познакомились с маленькими словами В и НА.
- Эти слова хоть и малы, но без них нарушается связь слов в предложении и затрудняется понимание текста.
- До сих пор слова «в» и «на» мы называли так: маленькие отдельные слова. С сегодняшнего урока мы будем называть такие слова предлогами.
(На наборном полотне появляется карточка с названием темы «Предлоги»).
5. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
- И тема нашего урока «Предлоги». (Знакомство с правилом)
- Предлоги – это слова, которые служат для связи слов в предложении. (На доске вывешивается правило).
- Ребята, давайте прочитаем правило хором.
Он членом предложенья не бывает,
Но дело этот малый твёрдо знает.
Другим словам он руку помощи даёт.
Им помогает, связи бережёт,
Но пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно
- А теперь запишите предложения себе в тетрадь и подчеркните предлоги.
- Ребята, встаньте все и расскажите, что вам нравится зимой.
V ФИЗМИНУТКА.
Игра «Что нам нравится зимой?»
Что нам нравится зимой? Хлопки.
Белые полянки. Развести руки в стороны.
И на горке снеговой Поднять руки вверх (показать «горку»).
Лыжи или санки (2 р.) Ходьба лыжника.
Что нам нравится зимой? Хлопки.
Мягкие сугробы, Показать сугробы.
Чтоб копаться день – деньской Имитировать копание снега лопатой.
Крепость делать чтобы (2 р.) Лепить снежки.
Что нам нравится зимой? Хлопки.
Потеплей одеться, Имитировать одевание одежды.
В шубке тёплой меховой, Похлопать ладошками по одежде.
На морозе греться (2 р.) Прыжки.
VI ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
1. РАБОТА ПО ТАБЛИЦЕ.
- Это очень хорошо, что вы любите бывать на свежем воздухе. Но ещё полезнее уметь наблюдать за природой, за окружающим вас миром. Потому - что наблюдая, вы узнаёте много нового и интересного.
- И сейчас мы проверим какие вы наблюдательные. (На доске появляется таблица с сюжетными картинками животных)
- Я буду задавать вам вопросы по картинкам, а вы будете давать полные ответы на эти вопросы.
Вопросы:
• Рядом с чем сидит белка? (Белка сидит рядом с кормушкой). Учитель вывешивает карточку «С КОРМУШКОЙ»).
- Какой предлог вы использовали в речи? (С).
- К какому слову относится этот предлог? (Кормушка).
- Как пишется предлог со словом? (Раздельно).
• Где прячется заяц? (Заяц прячется под снегом). Учитель вывешивает карточку «ПОД СНЕГОМ».
• Откуда вышла лиса? (Лиса вышла из леса). Учитель вывешивает карточку «ИЗ ЛЕСА».
• Где притаился волк? (Волк притаился за деревом). Учитель вывешивает карточку «ЗА ДЕРЕВОМ».
• - Выбери нужный предлог и запиши словосочетание.
• Капель (из, с, от) крыши
• Проталины (под, на, от) земле
• Домики (для, под, из) птиц
• Сугробы (по, о, в) лесу
• Льдины (на, под, над) реке
• Заморозки (в, по, у) утрам
- Вы очень наблюдательны. И наверное заметили, что предлоги стоят перед тем словом, к которому они относятся. И пишутся с этими словами отдельно. Поэтому их и назвали «Предлогами» т. е. перед словом.
На доске появляется следующее правило:
• Предлоги со словами пишутся отдельно.
• Предлог – это отдельное слово.
- А теперь запишите себе в тетради предлоги со словами, к которым они относятся. (Дети списывают с доски)
2. ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Тест
1. Предлог это…
А) звук
Б) слово
2. Предлог пишется…
А) слитно
Б) раздельно
3. Сколько предлогов в предложении :
Таня с Колей весело играли на улице.
А)2
Б)1
VII ИТОГ УРОКА
1. Обобщение знаний.
- Как называются маленькие слова, с которыми мы познакомились на уроке? (Предлоги).
- Что такое предлоги? (Предлоги – это отдельные слова).
- Для чего служат предлоги? (Предлоги служат для связи слов в предложении).
Чтоб слова связать ты смог,
Очень нужен нам предлог –
Без предлога предложенье
Не заслужит уваженья.
2. Оценки за урок.
3. Рефлексия.
- Ребята, у вас на партах картинки со снежками. У этих героев разное настроение. Выберите героя с таким настроением, какое у вас сейчас. Покажите номер на пальчиках
4. Заключение.
- А теперь посчитайте свои снежки. У кого 3 снежка, тот может слепить снеговика. У кого больше трёх снежков, тот уже замахнулся на целую крепость.
- Вы сегодня все молодцы.
- И я ещё раз убеждаюсь в том, что класс наш хоть куда!