КРЮКОВА ИРИНА
Урок Орксэ «Православный календарь. Праздники»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Православный календарь. Праздники»
Цель: дать представление о православном календаре, познакомить с православными праздниками и традициями.
Задачи: Область знаний: познакомить с праздниками христиан;
- пробудить интерес к православной культуре русского народа;
-развивать желание познавать традиции своего народа;
Публикация «Урок Орксэ „Православный календарь, Праздники“» размещена в разделах
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Область умений: развивать умение работать с информацией, выделять в тексте главное, работать в группе;
Воспитательные: развивать желание познавать традиции своего народа;
- воспитывать уважение и толерантность к человеку и его верованию.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание уважительного отношения к культурным традициям страны; воспитание доброжелательности, как социальной и личностной ценности.
Познавательные: навыки работы с информацией, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации; развитие чувства сопричастности с русской культурой.
Регулятивные: умение определять цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение; формирование понимания духовно-нравственных ценностей.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать и понимать друг друга, взаимодействовать друг с другом.
Методы: словесло-эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы, частично-поисковый, наглядно-образный.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, раздаточный материал
Ход урока:
1. Мотивация на приобретение новых знаний.
Хотите счастье подарю?
Отмерю столько, сколько надо.
Его горстями раздаю,
Я вам насыпать счастья рада!
Берите больше, про запас,
Его не будет слишком много.
Пусть защитит от горя вас,
Возьми его с собой в дорогу.
А вы поделитесь с ближним им,
Раздайте всё до последней крошки!
И обойдя весь шар земной,
Оно вернётся к вам в ладошки!
2. Актуалицация опорных знаний.
-Скажите, ребята, какие чувства у вас вызывает это стихотворение?
- Какие поступки и дела вам захотелось совершать?
- Так какую основную заповедь христианина мы с вами вспомнили, чему нас учит Христос?
(«золотое правило» христианина – возлюби ближнего своего, как самого себя, поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой)
- Скажите, а кто такой Иисус Христос, что он явил и подарил миру?
(Иисус Христос – это наш Господь, пострадавший за наши грехи, тем самым даровав нам прощение Господне. Он являл чудеса исцеления и воскрешения мертвых)
- А как вы думаете, в наши дни, в настоящее время мы можем наблюдать чудеса, творимые Господом?
(да, цветение вербы на Рождество Христово, святая вода, приносящая верующему исцеление от недугов, ибо сам Господь говорил: «да воздастся вам по вере вашей», снисхождение Благодатного огня в храме Гроба Господня.)
3. Постановка проблемы, определение темы и задач урока.
- О чём мы поговорим сегодня на уроке, вы узнаете, разгадав загадки.
Сам дней не знает, а другим указывает (календарь).
День рожденья, юбилей, Новый год и новоселье,
Торжество, когда вокруг царит радость и веселье.
Поздравленья принимаем и гостей мы угощаем.
Если он пришёл к нам в дом, будут рады все кругом (праздник)
- Кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Ответьте, зачем нам необходимы календари?
- Как вы думаете, есть ли иные календари?
- Какие ассоциации у вас возникают со словом «праздник»?
- Как вы думаете, существуют ли иные праздники?
- Какие вопросы мы с вами обсудим, с чем познакомимся на уроке?
4. Приобретение новых знаний.
- Посмотрите у вас на партах календарь, рассмотрите его внимательно и ответе на следующий вопрос: даты вроде бы те же самые, что и в обычном календаре, так в чем отличие православного церковного христианского календаря от обычного, которым мы привыкли пользоваться?
(в нем отмечены церковные христианские праздники и дни постов)
- Молодцы, правильно! В нашем обычном календаре, которым мы ежедневно пользуемся, отмечены дни недели и мирские праздники, а православный календарь указывает на церковные христианские праздники.
История православных праздников восходит ко временам Ветхого завета. К православным примыкают и праздники, берущие своё начало в Новозаветное время. Каждый из православных праздников посвящен воспоминанию важнейших событий из жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников. В древности в праздничные дни были запрещены всякого рода работы и увеселения, дабы не нарушать святость праздников. Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыденных освобождением от трудов и работ, торжествами, обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику. По своей сути православный церковный календарь – пасхалия, состоит из двух частей подвижной и неподвижной. К неподвижным праздникам относятся те, что ежегодно приходятся на одни и те же числа месяца. К подвижным, или переходящим, относятся такие, которые всегда приходятся на одни и те же дни недели, но даты меняются в зависимости от празднования Пасхи. По предмету, в честь которого они установлены, праздники делятся на : Господни, Богородичные и Святых. По важности воспоминаемых событий они делятся на: великие, средние и малые. Наивысший разряд этих праздников составляет «праздников праздник» - Пасха, за ней следуют великие двунадесятые праздники, которые связаны с земным пребыванием Христа и Богоматери.
- Я предлагаю вам выписать в таблицу великие праздники, которые связаны с земным пребыванием Христа.
Работа в парах: составление таблицы православных праздников (первые 2 колонки).
Дата Название праздника Традиция праздника
7 января Рождество Христово
19 января Крещение Господне
15 февраля Сретение Господне
8 апреля Воскресение Христово
17 мая Вознесение Господне
- Какие православные праздники вы выписали?
- Теперь давайте познакомимся с некоторыми из них, расскажут о них ваши одноклассники.
Сообщения - презентации детей о православных христианских праздниках.
5. Физминутка
- Вы познакомились с праздником Рождества, его традициями. А сейчас я вам предлагаю самим «поколядовать»
Дети делятся на группы и разыгрывают обряд колядования.
Мы пришли колядовать,
С Рождеством вас поздравлять!
У приветливых хозяев
Год пусть будет урожайным!
Дайте ряженым конфет,
Счастье вам пришлёт привет!
. Дайте рубликов, монет,
Жить вы будете сто лет.
Сыпьте все в мешок до кучи.
На дворе мороз трескучий,
Мы замерзли, но теплом
Отогрел ваш добрый дом!
Ой, колядка-коляда,
Хозяюшка молода,
И хозяин строгий
Встречайте на пороге,
Ряженых искусников
Угостите вкусненьким.
Сыпьте деньги, сласти,
Не спугните счастье.
Пусть у вас все спорится
И воздастся сторицей!
Пришла коляда!
Открывайте ворота!
Доставайте злато!
Будете богаты!
Ангел с неба к нам спустился
И сказал: Иисус родился.
Мы пришли его прославить,
И вас с праздником поздравить.
Сеем, веем. Повеваем,
С Рождеством вас поздравляем!
Вы Христа прославляйте,
Угощенья нам давайте!
Сообщения - презентации детей о православных христианских праздниках.
- Скажите, когда православный люд будет отмечать Пасху?
- Как по-другому называется этот праздник?
(Светлое Христово Воскресение)
- Правильно! Господь наш, Иисус Христос, претерпев муки на кресте, воскрес, тем самым победил смерть, заповедав нам другую жизнь, которая никогда не закончится, жизнь в Царствии небесном. Люди всегда, во все времена с радостью и особым благоговением встречали этот праздник. В этот день души всех верующих просветляются, в них царят любовь и благодать Господа.
Ребё нок читает хвалебное стихотворение:
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля.
Весна идёт, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Хвалите Господа с небес,
И пойте непрестанно.
Исполнен мир его чудес,
И славой несказанной!
Хвалите Господа с небес,
И Ангельские лики.
Хвалите господа с небес,
И славьте, человеки!
Воскрес Христос! Христос Воскрес!
И смерть попрал вовеки!
- Во всех православных храмах по всей стране идут праздничные торжественные богослужения, вызывающие чувство причастности к чуду, колокольный звон возвещает о Воскресение Господнем и победе над смертью. Предлагаю прослушать праздничный церковный колокольный звон.
(слушание праздничного церковного колокольного звона)
- Кто знает, из каких источников мы можем узнать о жизни и деяниях Христа?
(из Библии, в которую из апостольского Евангелия переписаны жизнь и деяния Христа)
- Пасха – это время, чтобы подумать о себе, о своих поступках. Ни для кого не секрет, что в современном мире не хватает милосердия, сострадания, доброты и любви. А ведь именно доброту и любовь заповедал нам Господь наш – Иисус Христос. Мне очень хочется надеяться, что вы тепло, доброту своих детских сердец пронесёте через всю жизнь.
- Кто знает, какая традиция отличает этот праздник от других православных праздников?
(обмениваемся крашеными яйцами, троекратно целуемся)
- Конечно, красили яйца! Яйца красить было принято только в красный цвет, но в наше время полет фантазии этим не ограничивается – может быть, потому что особенное, праздничное настроение создает не только блюдо с разноцветными яйцами, но и сам процесс их раскрашивания. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета – это крапанка. Еще есть писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.
- Кто из вас может назвать природные красители для покраски яиц?
(луковая шелуха, молодая зелень озимых или шпинат, цветы ольхи – фиолетовый, кора вишни или свекла – оттенки красного, кора дуба – бронзовый)
- Откуда повелась традиция красить яйца на Пасху расскажет
( мини-сообщение обучающегося: По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе!". Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Предание способствовало тому, что обычай этот прижился. Крашеные яйца у носителей веры во Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни. Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения. И если человек живет по христианским заповедям, он приобщается к искупительным заслугам Спасителя и к новой жизни. Считалось, что освященное яйцо может потушить пожар, с его помощью искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову, яйцом проводили по хребту скотины, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкой. С яйца умывались, им гладили по лицу, чтобы быть красивым и румяным).
- В христианстве пасхальное яйцо — символ Гроба Господня, в котором была скрыта вечная жизнь. Возможно от того мы дарим друг другу крашеное яйцо, как символ зарождения новой жизни. На вид в неживом «камушке» - яйце зародилась новая жизнь – цыплёнок. У многих народов именно яйцо – это символ жизни, пробуждения природы, земли, солнца.
- Подумайте и скажите, какую новую жизнь подарил Христос каждому из нас?
(жизнь в Царствии Небесном)
- Русская Пасха характеризуется целым рядом обычаев, которые вошли в быт как игры, праздничные развлечения.
Большинству известен обычай битья яиц на Пасху. Игра совсем простая: один держит в руке яйцо носиком вверх, а другой бьет его носиком другого яйца. Тот, у которого яйцо остается целым, продолжает игру уже с другим участником.
Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц: делали простой деревянный или картонный «жёлоб», а вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали крашеные яйца, или маленькие призы, или игрушки. Играющие подходят по очереди к жёлобу и катят свое яйцо; предмет, который яйцо тронет, — выигран.
В эту игру можно играть как вдвоём, так и большой компанией. Все игроки одновременно закручивали яйца, чьё яйцо дольше прокрутилось – тот и победил. Он забирает яйцо проигравшего. Считалось, что выигрыш яйца приносит счастье в дом, здоровье и богатство!
- Пасхальные традиции Руси очень богаты и интересны. Празднование Пасхи в России всегда включало не только торжественное богослужение в храме, но и многие народные игры и хороводы, которые, к сожалению, очень редко можно увидеть в наши времена. Раньше не только праздник Пасхи, но и вся последующая за ним пасхальная неделя была заполнена развлечениями: водили хороводы, качались на качелях, гуляли с песнями по улицам, обходили дома с поздравлениями. В старину не бывало пасхи без качелей, которые ставились заранее. Качались все желающие и девушки пели «качульные» песни – пасхальные частушки. Сейчас я предлагаю прослушать частушки в исполнении наших девочек.
Исполнение пасхальных частушек.
Вот и Пасха пришла
кто нас покачает?
Как у нонешних ребят
Верёвок не хватает.
Подкачнуся высоко
И увижу далеко,
Где мой братка гуляет,
червонное яйцо катает.
Начинаю я припевку
Первую начальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную.
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтобы песня лучше пелась,
Надо пляской помогать.
У меня коса большая,
Ленточка коротенька,
Про меня не думай, парень,
Я ещё молоденька.
На окошке два цветочка,
Голубой да аленький.
Я парнишка боевой
Хоть и ростом маленький.
За частушки, друг мой милый,
Три рубля тебе я дам.
По глазам по вашим видно,
Что понравились мы вам.
Целый день я так старался,
На девчонок не смотрел,
Еле-еле удержался
Дёрнуть за косу хотел.
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли плохо ли
А теперь мы вас попросим
Чтобы вы похлопали!
5. Первичное закрепление.
(самостоятельная работа в парах с последующей проверкой)
- Вы познакомились с некоторыми великими православными праздниками, узнали традиции этих праздников, теперь заполните третий столбик в таблице, которую составляли в начале урока.
Дата Название праздника Традиция праздника
7 января Рождество Христово Не принимать пищу до появления Рождественской звезды, колядки
19 января Крещение Господне Купания в Иордани, святение воды
15 февраля Сретение Господне
8 апреля Воскресение Христово Крашение яиц, христосование, пасхальные гулянья
17 мая Вознесение Господне
6. Итог.
- О каких православных праздниках и их традициях вам хотелось бы узнать? - Сейчас я предлагаю вам составить синквейн, правила составления вы видите на экране.
• Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
• Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
• Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
• Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
• Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Пример синквейна:
Праздник
Православный торжественный
Празднуем победил воскрес
Иисус Христос воскрес из мёртвых.
Пасха
7. Рефлексия.
-Ребята, поделитесь, какие чувства оставил у вас урок?
(высказывания детей)
- Сейчас я предлагаю каждому из вас передать свои чувства, своё настроение в раскрашивание пасхального яйца. Пусть каждый из вас выберет тот цвет краски, который, как он считает, соответствует его настроению и покрасит им яйцо.
Учитель по итогам раскрашивания яиц делает вывод об общем настроении класса и благодарит за урок.