Елена Гаврилова
Урок в рамках модуля «Основы православной культуры» по курсу Орксэ в 4 классе «Чудо в жизни христианина»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель МБОУ «СШ № 55» Гаврилова Е. В.
Урок по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры».
Тема урока : ««Чудо в жизни христианина»
Используемая образовательная технология :Технология проблемного обучения.
Технология учебного сотрудничества.
Тип урока :Открытие новых знаний.
Цель урока : Организовать учебную деятельность учащихся
Публикация «Урок в рамках модуля „Основы православной культуры“ по курсу Орксэ в 4 классе „Чудо в жизни христианина“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
по осознанию ими того факта, что дела и поступки человека могут быть источником чуда для окружающих;
по формированию представления о соотношении чуда и доброделания в понимании православных христиан
Задачи урока : Обучающие : Познакомить со Святой Троицей. Ознакомить с понятием чуда, с определением смысла чуда, что чудо в жизни христианина не бывает без веры. Углубить понятия главных христианских добродетелей.
Воспитывающие: Создать условия для осознания того, что доброделание есть норма жизни христианина и следствие его доброго внутреннего настроя. Способствовать воспитанию доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развивающие: Способствовать развитию умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения высказывать свои мысли, вести диалог, умения работать в парах. Продолжить формирование умения анализировать и обобщать изученный материал, пользоваться полученными знаниями, применять полученные теоретические знания на практике. Способствовать развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Цели учебной деятельности (цели ученика) :
Познакомиться с христианским пониманием чуда. Узнать, что такое добродетель. Уяснить, что доброделание есть норма жизни христианина и следствие его доброго внутреннего настроя.
Формы и виды деятельности:
Беседа, поисковое чтение, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа со словарем, работа в парах, работа со схемой.
Ключевые понятия:
Чудо, Святая Троица, доброделание, добродетель: вера, надежда, любовь.
Оборудование: АРМ учителя, учебники, презентация, толковый словарь С. И. Ожегова, карточки со словами названиями добродетелей, карточки – план урока, текст притчи «Божия коровка», схемы для притчи, набор лепестков.
Этапы урока, задачи в деятельности учащихся
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Организационный этап.
Задачи: подготовить обучающихся к изучению нового материала.
-Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длиться до вечера!
-Повернёмся друг к другу и покажем глазками, как вы рады друг другу. Улыбнитесь друг другу.
– И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь день!
Эмоционально-нравственный настрой на урок :
дети приветствуют
друг друга.
Личностные:
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
2. Актуализация знаний
1) Давайте вспомним, зачем христиане делают добро?
Вспоминают «Зачем творить добро», называют две причины, почему христиане делают добро.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания Коммуникативные: развитие коммуникативных навыков, умение слушать и высказываться. Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
3. Самоопределение к деятельности
Сейчас я вам покажу некое действие с воздушным шариком. Ваша задача ответить на вопрос: чудо это или нет? (опыт с надуванием воздушного шарика)
Почему мы точно не можем сказать, что это такое?
Как нам узнать, что такое чудо? Найдите определение слова в толковом словаре С. И. Ожегова «Чудо –
1. В религиозных представлениях: явление, вызванное вмешательством божественной силы, нечто небывалое. 2. Нечто поразительное, удивляющее своей необычностью.
Я вам подскажу, ради чего христиане еще делают добрые дела.
Послушайте стихотворение :Давай поговорим о чудесах
Ты веришь в них? Я верю.
Правда, верю.
Когда я вижу звезды в небесах
И наблюдаю грациозность зверя
. О, сколько раз я видел тот закат,
Расписанный Божественной рукой,
Ив плачущих, волнительный наряд Над безупречной красоты рекой.
Я каждый раз о чуде говорю, Осознавая, как прекрасна сущность
Тех мест, где я бываю и творю
Свой каждый день, опровергая скучность.
Как можно унывать или хандрить
В том мире, что Господь для нас придумал.
Он дал нам - жить, любить, и говорить Возможность. Да еще и думать.
Все реже говорим о красоте
Все меньше видим в каждом вдохе чудо.
Я не хочу болтать о суете.
О чудесах - твержу, твердил и буду.
О чем идет речь в этом стихотворении? О чуде. А вы верите в чудеса?
Были ли в вашей жизни события, которые вы воспринимали как чудо?
Что такое чудо?
Смотрят опыт. Высказывают предположения. Мы не знаем, что такое чудо.
В словаре. Работа со словарём. Чтение вслух определения
Ответы детей.
Ответы детей.
Предположение детей.
4. Постановка темы и цели урока.
Работа по теме
Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?
Наша тема: Чудо в жизни христианина.
Какие цели перед собой поставим? Что желаете узнать о чуде? На уроке поговорим о чуде. Узнаем, какие бывают чудеса? Кто творит чудеса? Что такое христианское чудо? (вопросы на доску) Как мы проверим, что цели достигнуты?
Готовы вы заниматься этой темой?
Опора на жизненный опыт : Где мы можем встретить чудеса в жизни? Вспомните сказки с добрыми чудесами.
Назовите героев, которые совершают добрые чудеса.
Вывод: христиане верят, в то, что для чуда есть место не только в сказке, но и в жизни. Поэтому они стараются делать добро. Итак, христиане делают добро для чего? И это мы должны с вами на уроке доказать.
Работа над понятием «Сверхъестественные чудеса»
Какова логика чуда, с точки зрения христиан? Нашему миру Бог дал такие законы, в нем единица не может равняться тройке. Понятно, что в математике 1 не равняется 3, но христиане убеждены, что это закон не для Бога. Единственность и Троичность едины и совместимы. Христиане верят в Одного, Единого Бога, который есть Святая Троица. Святую Троицу изобразил иконописец Андрей Рублёв. Эта же икона у вас в учебнике на с. 70. -Левый Ангел - Бог-Отец. Над головой Его – дом. Таким приёмом подчёркивается Его заслуга основателя мира, мироустроителя и хозяина мира. Одежды его красного - поистине царского цвета. -Центральный Ангел - Бог-Сын. Над головой Его – Мамврийский дуб как символ райского Древа Жизни. Отведав кусочек плода этого Дерева, человек обретал бессмертие. Человек, уверовавший во Христа, спасал свою душу и дарил райское бессмертие ей. Одет Бог-Сын в красный хитон с нашитым клавом - земное одеяние Иисуса Христа. -Правый Ангел - Бог-Святой Дух. Над головой Его - гора Мориа, как символ устремления праведной души человеческой, спасённой Христом, к райским высотам. Животворящий Святой Дух одет в зелёные одежды - символ обновления, объединения человека и Бога.
Названное чудо невозможно объяснить. Это - «Сверхъестественное чудо». Простой человек совершить их не может. В них нужно только верить. Сверхъестественные чудеса продолжаются и в наши дни. Например, мироточение икон, образ Богородицы в небе и др.
Итак, чудо не может быть объяснено, иначе оно перестает быть чудом. И это чудо творит БОГ. Действие с шариком относится к сверхъестественному чуду?
1) Проговаривание темы урока.
2) Побуждающий к открытию новых знаний диалог.
Мы будем знать, какие бывают чудеса, кто их
творит?
1) В сказках «Золушка», «По щучьему велению» Фея, Яблонька, Щука
3)Рассматривают икону.
Регулятивные: самостоятельное формулирование познавательной цели.
5. Динамическая пауза
Пошепчите, помолчите,
Попищите, покричите,
Все замрите, отомрите
И немного поскачите.
Встаньте прямо, улыбайтесь,
Быть весёлыми старайтесь.
А сейчас на место сели,
Кашу вкусную поели.
А сейчас мы все в полёте,
Все летим на самолёте.
Встаньте! Сядьте!
Встаньте! Сядьте!
Плечи, грудь свою расправьте.
Как приятно мне сейчас
Посмотреть,друзья, на вас.
1ряд, второй и третий.
Что за прелесть мои дети!
6. Продолжение работы по теме
Работа над понятием «естественные чудеса»
- Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите? Разве это не чудо? Среди камней пробивается маленький росток. А разве не чудо на небе радуга? А первые цветы из-под снега? Сколько таких чудес рядом с нами! Ситуации, которые мы не можем объяснить, называем «случайностями», «совпадениями». А на самом деле «привычно пользуемся Божьими чудесами, не утруждая себя мыслями о том, Кто их творит». (Прот. А. Ткачев). Только внимательный человек может это заметить, удивиться, порадоваться и назвать чудом! Это чудеса естественные. Подытожим. Чудеса: естественные и сверхъестественные. Итак, кто творит такие чудеса?
Осмысление того, что Бог может делать чудеса и через человека.
Осмысление того, что нет чуда без добра - Отгадайте загадку: Красный маленький комочек. На спине немного точек. Не кричит и не поёт, А по листику ползёт. Чтение притчи «Божья коровка». Текст у детей на партах.
Я вам прочитаю притчу о божьей коровке. Назовите героев притчи. Как жила букашка? Почему ее никто не замечал? Что произошло однажды утром? Почему она покраснела? Какое чудо произошло с БК и почему?
Что же лежит в основе чуда?
Вывод: В какой фразе заключается главная мысль притчи?
– Как для букашки встреча с солнечным лучиком стала чудом, так и для верующих людей чудом может стать встреча с тем человеком, который только и мог помочь в трудной ситуации. Может быть, вы знаете тому примеры из нашей жизни?
Представьте себе, что вы неожиданно попали в современный мир из 18 века. Посмотрите на компьютер, выполняющий огромное количество операций, или операция на сердце, где хирург спасает жизнь человека, заменяя больное сердце искусственным. Разве это не чудеса? А ведь эти «чудеса» - не результат какого-то сверхъестественного вмешательства, они дело рук человека, использовавшего данные ему Богом способности, чтобы действовать в рамках законов природы. Значит, чудеса может творить и человек. Только надо захотеть.
А сейчас мы поработаем в группах. Я вам даю тексты, а вы должны их прочитать, подумать и сказать: является ли описанное событие чудом. Свой ответ обоснуйте.
Обобщение: Итак, мы с вами установили, что чудеса творит Бог сам и через людей.
Ученики отвечают на вопросы учителя. Анализируют, делают вывод – коровка стала красивой, стала счастливой, ей захотелось совершить чудо – принести радость ближнему.
Добрые дела
«Каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим»(читают хором)
Дети приводят примеры из своей жизни, из жизни своих знакомых, вспоминают случаи из телепередач.
Работают в группах, читают, один из группы докладывает о результатах работы
Знакомство с понятием «добродетель» Как вы считаете, для чего человек совершает чудо, добрый поступок: чтобы его заметили и похвалили, или….(ваше мнение). - Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить чудо?
Вы узнаете об этих качествах, поработав с учебником на с. 71, читаем 4 последних абзаца. Задание по прочитанному тексту у каждого ряда свое: 1 ряд составляет объяснение фразы «…он стяжал добродетель»
2 ряд объясняет, что такое добродетель, составляет схему «Христианские добродетели»
3 ряд объясняет, добродетель и доброделание – родственные слова?
Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит премудрость). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей : Вера, Надежда и Любовь. Пострадали они за веру Христову в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, — 10, а младшей, Любови, — лишь 9 лет.
Рассматривают слайды, называют, что увидели.
Бог творит чудеса сам (сверхъестественные и естественные чудеса)
Дети отгадывают загадку: божья коровка
Слушают чтение учителем
Ученики отвечают на вопросы учителя. Анализируют, делают вывод – коровка стала красивой, стала счастливой, ей захотелось совершить чудо – принести радость ближнему.
Добрые дела
«Каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим»(читают хором)
Дети приводят примеры из своей жизни, из жизни своих знакомых, вспоминают случаи из телепередач.
Работают в группах, читают, один из группы докладывает о результатах работы
Высказывают свое мнение
Высказывают свое мнение
работа детей в парах с последующей проверкой.
7. Закрепление и коррекция новых знаний.
Задачи: применение новых умений.
1) - Так каким же должен быть человек, верующий в чудеса? Как он должен относиться к другим людям?
2) - Посмотрите на доску и оставьте среди карточек те, где есть христианские добродетели : (справедливость, рассудительность, любовь, мужество, великодушие, терпение, благотворительность, помощь странникам и переселенцам, вера, зависть, щедрость, равнодушие, надежда, сострадание, готовность помочь в любую минуту, трудолюбие, милосердие.)
3) – Почему убрали карточки зависть, равнодушие? Какие добродетели главные?
4)Перед вами лежат разноцветные лепестки. Напишите на них, какие добродетели вы видите в своих одноклассниках 5)Собираем чудо-цветок, который дарит нам веру, что мы можем сделать мир светлей, надежду, что от нашей любви всё вокруг изменится и станет лучше.
1)рассуждения детей
2) работа на слайде.
Объясняют. Вера, надежда, любовь.
Пишут на лепестках.
Приклеивают лепестки
Регулятивные: оценивать правильность выполнения задания; Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра
8. Подведение итога
1) - Над чем заставил задуматься этот урок? - Как мы сможем сотворить чудо? - Захотелось ли вам сделать добрые дела?
2) Составим СИНКВЕЙН слова чудо (слайд12) Чудо Необъяснимое. Необычное, (неожиданное) Радует, воодушевляет, удивляет Любое чудо не может быть объяснено – иначе оно перестает быть чудом. Добродетель
Осознание учащимися своей учебной деятельности
Составляется коллективно
Личностные:
следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; самоопределение Познавательные: обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
9. Рефлексия.
Задачи: формирование умения
оценивать работу на уроке.
В начале урока мы поставили перед собой цели. Проверим, смогли ли мы их достичь. Что такое чудо?
Какие бывают чудеса? Приведите примеры.
Кто творит чудеса?
Что является чудом для христианина?
- А сейчас споем песню «Землю обмотали тоненькие нити» (слайд) По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать. Спешите делать добро!
Обсуждение по пунктам плана. Нечто необъяснимое
Сверхъестественные: схождение святого огня и т. д Естественные: радуга, рождение человека Бог сам и через человека
Чудо связано с Богом. Встреча с тем человеком, который только и мог помочь в трудной ситуации
Регулятивные: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока
10. Информирование обучающихся о домашнем задании.
Задачи: принятие домашнего задания
Домашнее задание - подберите примеры чудес из жизни, которые делают люди.
- Спасибо за урок.
-
Приложение Притча «Божья коровка»
Современная притча для детей
Посреди прекрасного, яркого божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней. Маленькая букашечка очень горевала. Но однажды утром её погладил по спинке солнечный лучик. Малышка обрадовалась, что её кто-то любит, и подумала с благодарностью: «Я могу сделать доброе дело! Очищу листики от тлей», — и листик за листиком, веточка за веточкой за день очистила целое дерево. И каждый листочек на дереве зашептал ей:
— Спасибо, ты спасла нас!
Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво!
С тех пор она всегда сияла и излучала такую радость, что все полюбили её и стали называть «божьей коровкой». И теперь, когда люди просят её полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она — «божья», и она точно знает, что каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим!