Получи документы

Урок в рамках модуля «Основы православной культуры» по курсу Орксэ в 4 классе «Чудо в жизни христианина»

Елена Гаврилова
Урок в рамках модуля «Основы православной культуры» по курсу Орксэ в 4 классе «Чудо в жизни христианина»
▼ Скачать + Заказать документы

Учитель МБОУ «СШ № 55» Гаврилова Е. В.

Урок по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры».

Тема урока : ««Чудо в жизни христианина»

Используемая образовательная технология :Технология проблемного обучения.

Технология учебного сотрудничества.

Тип урока :Открытие новых знаний.

Цель урока : Организовать учебную деятельность учащихся

Публикация «Урок в рамках модуля „Основы православной культуры“ по курсу Орксэ в 4 классе „Чудо в жизни христианина“» размещена в разделах

по осознанию ими того факта, что дела и поступки человека могут быть источником чуда для окружающих;

по формированию представления о соотношении чуда и доброделания в понимании православных христиан

Задачи урока : Обучающие : Познакомить со Святой Троицей. Ознакомить с понятием чуда, с определением смысла чуда, что чудо в жизни христианина не бывает без веры. Углубить понятия главных христианских добродетелей.

Воспитывающие: Создать условия для осознания того, что доброделание есть норма жизни христианина и следствие его доброго внутреннего настроя. Способствовать воспитанию доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Развивающие: Способствовать развитию умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения высказывать свои мысли, вести диалог, умения работать в парах. Продолжить формирование умения анализировать и обобщать изученный материал, пользоваться полученными знаниями, применять полученные теоретические знания на практике. Способствовать развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Цели учебной деятельности (цели ученика) :

Познакомиться с христианским пониманием чуда. Узнать, что такое добродетель. Уяснить, что доброделание есть норма жизни христианина и следствие его доброго внутреннего настроя.

Формы и виды деятельности:

Беседа, поисковое чтение, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа со словарем, работа в парах, работа со схемой.

Ключевые понятия:

Чудо, Святая Троица, доброделание, добродетель: вера, надежда, любовь.

Оборудование: АРМ учителя, учебники, презентация, толковый словарь С. И. Ожегова, карточки со словами названиями добродетелей, карточки – план урока, текст притчи «Божия коровка», схемы для притчи, набор лепестков.

Этапы урока, задачи в деятельности учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный этап.

Задачи: подготовить обучающихся к изучению нового материала.

-Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

И каждый становиться добрым, доверчивым,

И доброе утро длиться до вечера!

-Повернёмся друг к другу и покажем глазками, как вы рады друг другу. Улыбнитесь друг другу.

– И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь день!

Эмоционально-нравственный настрой на урок :

дети приветствуют

друг друга.

Личностные:

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

2. Актуализация знаний

1) Давайте вспомним, зачем христиане делают добро?

Вспоминают «Зачем творить добро», называют две причины, почему христиане делают добро.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания Коммуникативные: развитие коммуникативных навыков, умение слушать и высказываться. Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

3. Самоопределение к деятельности

Сейчас я вам покажу некое действие с воздушным шариком. Ваша задача ответить на вопрос: чудо это или нет? (опыт с надуванием воздушного шарика)

Почему мы точно не можем сказать, что это такое?

Как нам узнать, что такое чудо? Найдите определение слова в толковом словаре С. И. Ожегова «Чудо –

1. В религиозных представлениях: явление, вызванное вмешательством божественной силы, нечто небывалое. 2. Нечто поразительное, удивляющее своей необычностью.

Я вам подскажу, ради чего христиане еще делают добрые дела.

Послушайте стихотворение :Давай поговорим о чудесах

Ты веришь в них? Я верю.

Правда, верю.

Когда я вижу звезды в небесах

И наблюдаю грациозность зверя

. О, сколько раз я видел тот закат,

Расписанный Божественной рукой,

Ив плачущих, волнительный наряд Над безупречной красоты рекой.

Я каждый раз о чуде говорю, Осознавая, как прекрасна сущность

Тех мест, где я бываю и творю

Свой каждый день, опровергая скучность.

Как можно унывать или хандрить

В том мире, что Господь для нас придумал.

Он дал нам - жить, любить, и говорить Возможность. Да еще и думать.

Все реже говорим о красоте

Все меньше видим в каждом вдохе чудо.

Я не хочу болтать о суете.

О чудесах - твержу, твердил и буду.

О чем идет речь в этом стихотворении? О чуде. А вы верите в чудеса?

Были ли в вашей жизни события, которые вы воспринимали как чудо?

Что такое чудо?

Смотрят опыт. Высказывают предположения. Мы не знаем, что такое чудо.

В словаре. Работа со словарём. Чтение вслух определения

Ответы детей.

Ответы детей.

Предположение детей.

4. Постановка темы и цели урока.

Работа по теме

Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?

Наша тема: Чудо в жизни христианина.

Какие цели перед собой поставим? Что желаете узнать о чуде? На уроке поговорим о чуде. Узнаем, какие бывают чудеса? Кто творит чудеса? Что такое христианское чудо? (вопросы на доску) Как мы проверим, что цели достигнуты?

Готовы вы заниматься этой темой?

Опора на жизненный опыт : Где мы можем встретить чудеса в жизни? Вспомните сказки с добрыми чудесами.

Назовите героев, которые совершают добрые чудеса.

Вывод: христиане верят, в то, что для чуда есть место не только в сказке, но и в жизни. Поэтому они стараются делать добро. Итак, христиане делают добро для чего? И это мы должны с вами на уроке доказать.

Работа над понятием «Сверхъестественные чудеса»

Какова логика чуда, с точки зрения христиан? Нашему миру Бог дал такие законы, в нем единица не может равняться тройке. Понятно, что в математике 1 не равняется 3, но христиане убеждены, что это закон не для Бога. Единственность и Троичность едины и совместимы. Христиане верят в Одного, Единого Бога, который есть Святая Троица. Святую Троицу изобразил иконописец Андрей Рублёв. Эта же икона у вас в учебнике на с. 70. -Левый Ангел - Бог-Отец. Над головой Его – дом. Таким приёмом подчёркивается Его заслуга основателя мира, мироустроителя и хозяина мира. Одежды его красного - поистине царского цвета. -Центральный Ангел - Бог-Сын. Над головой Его – Мамврийский дуб как символ райского Древа Жизни. Отведав кусочек плода этого Дерева, человек обретал бессмертие. Человек, уверовавший во Христа, спасал свою душу и дарил райское бессмертие ей. Одет Бог-Сын в красный хитон с нашитым клавом - земное одеяние Иисуса Христа. -Правый Ангел - Бог-Святой Дух. Над головой Его - гора Мориа, как символ устремления праведной души человеческой, спасённой Христом, к райским высотам. Животворящий Святой Дух одет в зелёные одежды - символ обновления, объединения человека и Бога.

Названное чудо невозможно объяснить. Это - «Сверхъестественное чудо». Простой человек совершить их не может. В них нужно только верить. Сверхъестественные чудеса продолжаются и в наши дни. Например, мироточение икон, образ Богородицы в небе и др.

Итак, чудо не может быть объяснено, иначе оно перестает быть чудом. И это чудо творит БОГ. Действие с шариком относится к сверхъестественному чуду?

1) Проговаривание темы урока.

2) Побуждающий к открытию новых знаний диалог.

Мы будем знать, какие бывают чудеса, кто их

творит?

1) В сказках «Золушка», «По щучьему велению» Фея, Яблонька, Щука

3)Рассматривают икону.

Регулятивные: самостоятельное формулирование познавательной цели.

5. Динамическая пауза

Пошепчите, помолчите,

Попищите, покричите,

Все замрите, отомрите

И немного поскачите.

Встаньте прямо, улыбайтесь,

Быть весёлыми старайтесь.

А сейчас на место сели,

Кашу вкусную поели.

А сейчас мы все в полёте,

Все летим на самолёте.

Встаньте! Сядьте!

Встаньте! Сядьте!

Плечи, грудь свою расправьте.

Как приятно мне сейчас

Посмотреть,друзья, на вас.

1ряд, второй и третий.

Что за прелесть мои дети!

6. Продолжение работы по теме

Работа над понятием «естественные чудеса»

- Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите? Разве это не чудо? Среди камней пробивается маленький росток. А разве не чудо на небе радуга? А первые цветы из-под снега? Сколько таких чудес рядом с нами! Ситуации, которые мы не можем объяснить, называем «случайностями», «совпадениями». А на самом деле «привычно пользуемся Божьими чудесами, не утруждая себя мыслями о том, Кто их творит». (Прот. А. Ткачев). Только внимательный человек может это заметить, удивиться, порадоваться и назвать чудом! Это чудеса естественные. Подытожим. Чудеса: естественные и сверхъестественные. Итак, кто творит такие чудеса?

Осмысление того, что Бог может делать чудеса и через человека.

Осмысление того, что нет чуда без добра - Отгадайте загадку: Красный маленький комочек. На спине немного точек. Не кричит и не поёт, А по листику ползёт. Чтение притчи «Божья коровка». Текст у детей на партах.

Я вам прочитаю притчу о божьей коровке. Назовите героев притчи. Как жила букашка? Почему ее никто не замечал? Что произошло однажды утром? Почему она покраснела? Какое чудо произошло с БК и почему?

Что же лежит в основе чуда?

Вывод: В какой фразе заключается главная мысль притчи?

– Как для букашки встреча с солнечным лучиком стала чудом, так и для верующих людей чудом может стать встреча с тем человеком, который только и мог помочь в трудной ситуации. Может быть, вы знаете тому примеры из нашей жизни?

Представьте себе, что вы неожиданно попали в современный мир из 18 века. Посмотрите на компьютер, выполняющий огромное количество операций, или операция на сердце, где хирург спасает жизнь человека, заменяя больное сердце искусственным. Разве это не чудеса? А ведь эти «чудеса» - не результат какого-то сверхъестественного вмешательства, они дело рук человека, использовавшего данные ему Богом способности, чтобы действовать в рамках законов природы. Значит, чудеса может творить и человек. Только надо захотеть.

А сейчас мы поработаем в группах. Я вам даю тексты, а вы должны их прочитать, подумать и сказать: является ли описанное событие чудом. Свой ответ обоснуйте.

Обобщение: Итак, мы с вами установили, что чудеса творит Бог сам и через людей.

Ученики отвечают на вопросы учителя. Анализируют, делают вывод – коровка стала красивой, стала счастливой, ей захотелось совершить чудо – принести радость ближнему.

Добрые дела

«Каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим»(читают хором)

Дети приводят примеры из своей жизни, из жизни своих знакомых, вспоминают случаи из телепередач.

Работают в группах, читают, один из группы докладывает о результатах работы

Знакомство с понятием «добродетель» Как вы считаете, для чего человек совершает чудо, добрый поступок: чтобы его заметили и похвалили, или….(ваше мнение). - Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить чудо?

Вы узнаете об этих качествах, поработав с учебником на с. 71, читаем 4 последних абзаца. Задание по прочитанному тексту у каждого ряда свое: 1 ряд составляет объяснение фразы «…он стяжал добродетель»

2 ряд объясняет, что такое добродетель, составляет схему «Христианские добродетели»

3 ряд объясняет, добродетель и доброделание – родственные слова?

Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит премудрость). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей : Вера, Надежда и Любовь. Пострадали они за веру Христову в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, — 10, а младшей, Любови, — лишь 9 лет.

Рассматривают слайды, называют, что увидели.

Бог творит чудеса сам (сверхъестественные и естественные чудеса)

Дети отгадывают загадку: божья коровка

Слушают чтение учителем

Ученики отвечают на вопросы учителя. Анализируют, делают вывод – коровка стала красивой, стала счастливой, ей захотелось совершить чудо – принести радость ближнему.

Добрые дела

«Каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим»(читают хором)

Дети приводят примеры из своей жизни, из жизни своих знакомых, вспоминают случаи из телепередач.

Работают в группах, читают, один из группы докладывает о результатах работы

Высказывают свое мнение

Высказывают свое мнение

работа детей в парах с последующей проверкой.

7. Закрепление и коррекция новых знаний.

Задачи: применение новых умений.

1) - Так каким же должен быть человек, верующий в чудеса? Как он должен относиться к другим людям?

2) - Посмотрите на доску и оставьте среди карточек те, где есть христианские добродетели : (справедливость, рассудительность, любовь, мужество, великодушие, терпение, благотворительность, помощь странникам и переселенцам, вера, зависть, щедрость, равнодушие, надежда, сострадание, готовность помочь в любую минуту, трудолюбие, милосердие.)

3) – Почему убрали карточки зависть, равнодушие? Какие добродетели главные?

4)Перед вами лежат разноцветные лепестки. Напишите на них, какие добродетели вы видите в своих одноклассниках 5)Собираем чудо-цветок, который дарит нам веру, что мы можем сделать мир светлей, надежду, что от нашей любви всё вокруг изменится и станет лучше.

1)рассуждения детей

2) работа на слайде.

Объясняют. Вера, надежда, любовь.

Пишут на лепестках.

Приклеивают лепестки

Регулятивные: оценивать правильность выполнения задания; Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

8. Подведение итога

1) - Над чем заставил задуматься этот урок? - Как мы сможем сотворить чудо? - Захотелось ли вам сделать добрые дела?

2) Составим СИНКВЕЙН слова чудо (слайд12) Чудо Необъяснимое. Необычное, (неожиданное) Радует, воодушевляет, удивляет Любое чудо не может быть объяснено – иначе оно перестает быть чудом. Добродетель

Осознание учащимися своей учебной деятельности

Составляется коллективно

Личностные:

следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; самоопределение Познавательные: обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

9. Рефлексия.

Задачи: формирование умения

оценивать работу на уроке.

В начале урока мы поставили перед собой цели. Проверим, смогли ли мы их достичь. Что такое чудо?

Какие бывают чудеса? Приведите примеры.

Кто творит чудеса?

Что является чудом для христианина?

- А сейчас споем песню «Землю обмотали тоненькие нити» (слайд) По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать. Спешите делать добро!

Обсуждение по пунктам плана. Нечто необъяснимое

Сверхъестественные: схождение святого огня и т. д Естественные: радуга, рождение человека Бог сам и через человека

Чудо связано с Богом. Встреча с тем человеком, который только и мог помочь в трудной ситуации

Регулятивные: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока

10. Информирование обучающихся о домашнем задании.

Задачи: принятие домашнего задания

Домашнее задание - подберите примеры чудес из жизни, которые делают люди.

- Спасибо за урок.

-

Приложение Притча «Божья коровка»

Современная притча для детей

Посреди прекрасного, яркого божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней. Маленькая букашечка очень горевала. Но однажды утром её погладил по спинке солнечный лучик. Малышка обрадовалась, что её кто-то любит, и подумала с благодарностью: «Я могу сделать доброе дело! Очищу листики от тлей», — и листик за листиком, веточка за веточкой за день очистила целое дерево. И каждый листочек на дереве зашептал ей:

— Спасибо, ты спасла нас!

Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво!

С тех пор она всегда сияла и излучала такую радость, что все полюбили её и стали называть «божьей коровкой». И теперь, когда люди просят её полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она — «божья», и она точно знает, что каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим!

Публикации по теме:

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников средствами физической культуры в условиях ФГОС ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников средствами физической культуры в условиях.

Конспект урока в четвертом классе «Основы светской этики. Россия — наша Родина» Технологическая карта урока Предмет: ОРКСЭ курс «Основы светской этики» класс 4 Тема урока Место урока по теме «Россия – наша Родина».

Конспект занятия «Основы театрального искусства» по предмету «Основы общей и театральной культуры» 1 год обучения Предмет «Основы общей и театральной культуры» Занятие №2 Тема: «Особенности театрального искусства» План-конспект учебного.

Консультация «Приобщение дошкольников к традициям православной культуры» Приобщение дошкольников к традициям православной культуры В наш век компьютерных технологий и электронных эмоций чрезвычайно важно приобщение.

Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников детского сада по основам православной культуры Месяц Мероприятие (тема) Формы работы Ответственные Сентябрь «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Анкетирование Старший воспитатель по.

Программа внеурочной деятельности по курсу «Формирование здорового образа жизни у детей» «Школа докторов здоровья» Пояснительная записка Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

Рабочая программа по курсу ФЭМП в подготовительном классе Рабочая программа по курсу "Формирование элементарных математических представлений» Пояснительная записка Нормативные и правовые документы,.

Реализация проекта по внедрению православной культуры в образовательный процесс Возрастная категория моих воспитанников- средняя. Их 28, и все они являются участниками реализации проекта по внедрению православной культуры.

Урок биологии в 6 классе в рамках ФГОС «Строение и химический состав клетки» Урок биологии 6 класс в рамках ФГОС «Строение и химический состав клетки» Автор: Таранова Елена Анатольевна, учитель биологии МБОУ СОШ №.

Конспект занятия по воспитанию основ православной культуры «Вера, Надежда, Любовь и их мать София» "Вера, Надежда, Любовь и мать их София" Здравствуйте, ребята! Ежегодно 30 сентября по новому стилю православные христиане отмечают День.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок в рамках модуля «Основы православной культуры» по курсу Орксэ в 4 классе «Чудо в жизни христианина»
Опубликовано: 18 ноября 2017 в 17:03
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок в рамках модуля «Основы православной культуры» по курсу Орксэ в 4 классе «Чудо в жизни христианина»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гаврилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД