Гузалия Асадуллина
Образовательная деятельность «Православный храм» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие на тему: «Православный храм»
для детей подготовительной группы
Задачи:
Образовательные :
- познакомить детей с архитектурой церквей;
- учить рисовать купол православного храма;
Развивающие:
- расширять словарный запас детей (пояснение таких слов, как Христиане,Храм, Икона, Молитва, Крест).
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Темочки
- развивать внимание, творческие способности;
- развивать эстетическое восприятие, способность передавать красоту храмов.
Воспитательные:
-воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе, усидчивость;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим;
Предварительная работа:Рассматривание иллюстраций с изображением храмов.
Прослушивание записи «Колокольный звон».Чтение стихотворений.
Словарь: Христиане,Храм, Икона, Молитва, Крест.
Материалы для занятия: запись колокольного звона, наглядный материал с изображением православных храмов, карандаши (простой и цветные, листы формата А4.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, у нас сегодня с вами будет необычное занятие. Давайте закроем глаза и послушаем внимательно и представим, что мы слышим.
(Педагог включает запись колокольного звона. Дети закрывают глаза и слушают запись, представляя себе происходящее.)
Педагог: Ребята, вы узнали, что это за звуки? Где можно услышать колокольный звон (Ответы детей.)Правильно, голоса колоколов обычно слышны у церквей, соборов, которых в нашем городе много.
Педагог: Сегодня мы с вами познакомимся с архитектурой православного храма. Храмы отличаются от тех зданий, которые окружают нас. Дело в том, что эти здания строят для особых целей. В центре города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади строили собор – главный храм. Жители всей округи собирались (отсюда и слово “собор”)на церковные службы, здесь же провозглашали важные решения. Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города. В городе, кроме главного храма, почти на каждой улице строили свою церковь. В неё приходили в радости и в горе.
(Педагог демонстрирует изображение деревянных храмов)
Педагог: Посмотрите, как древние мастера умело строили храмы, которые не перестают удивлять нас и по сей день.
Давайте рассмотрим архитектуру этих необычных зданий. Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол с крестом, который по форме напоминает пламя горящей свечи. Окна в храмах служат не для того, чтобы смотреть из них на улицу, а чтобы в храм проникал свет. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба. Дверь обычно очень массивная.
Послушайте загадку:
Столик высокий, крышка с наклоном
Чтобы удобней было иконам
Из металла витой
Как называется он?.
(Аналой)
Правильно, аналой. Это место для главной иконы храма.
- Рядом с Аналоем стоит подсвечник,а как вы думаете, для чего он нужен? (Чтобы ставить свечи и благодарить Бога за все, что он посылает или обращаться с просьбами).Свеча-это наша жертва Богу.
А сейчас мы познакомимся с вами с самой важной частью храма.
(На доске иллюстрации с изображением иконостаса)
Перед нами иконостас.
Иконостас – такое обозначение рая с изображениями святых и ангелов, которые всегда присутствуют в Храме и молят Бога за людей. Давайте рассмотрим его подробнее. Какие святые вам уже знакомы?
- За иконостасом находится самое святое и самое таинственное место в Храме – алтарь. В алтарь могут заходить только священнослужители, мужчины, участвующие в службе.
А чтобы войти в Алтарь нужно пройти через Царские врата.
Ах, какая красота -
Эти Царские врата!
В них невидимо, как встарь,
Сам Христос идет в алтарь!
Через Царские врата к нам незримо выходит Сам Иисус Христос, поэтому люди кланяются Царские врата открываются открываются и закрываются.
Алтарь немного напоминает пещеру, где родился Иисус Христос, а еще Алтарь сравнивают с Царством Небесным, где находится Бог, Святые, Богородица, ангелы и все хорошие люди.
- Ребята, кто служит в Храме? (Священник). Священник знает всё о храме и умеет правильно обращаться к Богу с молитвами о людях.
Во время службы священник выходит с кадилом. В кадиле уголек и ладан. Вспомните, что волхвы принесли в подарок младенцу Христу? Ладан – это смола дерева. От ладана идет дым с приятным запахом – он обозначает невидимое присутствие Благодати Бога. Священник кадит икону, потом людей, а люди наклоняют голову и невидимый голубок – Святой Дух садится на нее.
Во время литургии священник выносит Святую Чашу, в которой содержится Святая частичка крови и тела Христова. Священник причащает людей и люди причащаясь, становятся лучше и добрей.
Сегодня мы с вами попробуем нарисовать храм. Но прежде чем приступить к работе, проведём пальчиковую гимнастику.
Громко колокол звонил,
(Дети хлопают в ладоши.)
Всех людей он разбудил.
Просыпайтесь, одевайтесь,
Возле храма собирайтесь!
(Разжимают и сжимают пальцы рук.)
Раз, два три, четыре, пять,
(Поочередно зажимают пальцы.)
Будем праздник отмечать.
(Разжимают и сжимают «замок».)
Громко колокол звонил,
(Хлопают в ладоши.)
Всех пожарных разбудил,
Просыпайтесь, одевайтесь,
На пожар вы собирайтесь!
(Разжимают и сжимают пальцы рук.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем горю помогать.
(Поочередно зажимают пальцы в «замок» от груди, затем к груди.)
Громко колокол звонил,
(Хлопают в ладоши.)
Всех гостей он разбудил,
Просыпайтесь, одевайтесь
(Разжимают пальцы вверх, вниз.)
И цветами засыпайтесь!
(Делают руками «цветок».)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Поочередно зажимают пальцы.)
На свадьбе будем мы гулять!
(Хлопают в ладоши, в конце выставляют большие пальцы вперед.)
Педагог: Чтобы наши рисунки получились нежными и лёгкими, мы попробуем нарисовать цветными карандашами.
Педагог: Сначала мы нарисуем контур простым карандашом, а закрашивать будем цветными.
(Дети рисуют храм с куполом)На конце купола нарисуйте крест. Дополнить работу можно, нарисовав облака, деревья, траву.
(Дети приступают к рисованию, педагог индивидуально помогает детям, подсказывает, как лучше нарисовать элементы храма. По окончании работы развешиваются на доске и рассматриваются.)
Рефлексия: Молодцы, ребята, вы все справились с заданием. У всех получилось по-разному изобразить храм- но каждый вложил в свою работу частичку своей души. А какие элементы храма вы изобразили в своих рисунках? ( Ответы детей: маленькие окошки, массивные двери, своды, арки, купола, крест) Ребята, а с каким настроением вы рисовали? Было оно у вас весёлым, праздничным или грустным? А какие чувства вы вселили в свой рисунок (Ответы детей.)Молодцы, постарались вы сегодня. Ваши рисунки получились яркие, интересные и аккуратные.