Cветлана Мусанова
Урок окружающего мира в 1 классе «Дорожные знаки»
Тема: Дорожные знаки
Цель: познакомить с дорожными знаками.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям, анализировать, сравнивать, обобщать.
Оборудование: картинки с изображением дорожных знаков.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальное задание
— Дайте определение отдельных терминов.
Публикация «Урок окружающего мира в 1 классе „Дорожные знаки“» размещена в разделах
- Дорожные знаки
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 1 класс
- ПДД в школе. Внеклассные мероприятия для 1-7 классов
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, —. (водитель).
• Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не выполняющее на ней работы, —. (пешеход). Ими считаются также лица, передвигающиеся на инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, везущие санки, тележку, детскую коляску.
• Любая используемая для движения улица, проспект, дорога, переулок и т. п. по всей ширине, включая тротуары, обочины и разделительные полосы, —. (дорога).
• Часть дороги, предназначенная для движения пешеходов, —. (тротуар).
• Участок проезжей части, обозначенный дорожными знаками или разметкой и предназначенный для движения пешеходов через дорогу, —. (пешеходный переход).
2. Фронтальный опрос
— Как нужно ходить по тротуару?
— Какие правила нужно соблюдать, когда ждешь автобус или троллейбус?
— Как можно пересекать проезжую часть с велосипедом?
— Что нужно сделать, если увидишь в транспорте оставленные вещи без присмотра?
— Что нужно сделать, если уронишь что-нибудь на рельсы в метро?
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель на доске вывешивает картинки с изображением дорожных знаков разных групп.)
— Что вы видите на доске? (Дорожные знаки.) Сегодня на уроке будем говорить о дорожных знаках.
IV. Работа по теме урока Беседа
Дорожные знаки
В давние времена, когда не было машин, по улицам ездили и ходили все, кому захочется. А улицы современных больших городов заполнены легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами, троллейбусами, трамваями. Беспорядок на улицах сделал бы жизнь трудной и опасной; машины создавали бы заторы, наезжали на пешеходов, сталкивались. Не доставлялись бы вовремя товар в магазины, письма и газеты в наши дома. Врачи не поспевали б к больным, пожарные — на пожар.
Чтобы беспорядка не было, составлены правила уличного движения — законы улиц и дорог. Водитель должен знать, что его ждет впереди на дороге. Об этом ему сообщают дорожные знаки. Они сделаны в виде простых рисунков, чтобы их можно было различить издалека и чтобы они были понятны гражданину любой страны.
— На доске изображения знаков. В чем их различие? (Разные форма, цвет, изображение.)
— Есть ли похожие знаки? Чем они похожи?
— Попробуйте разделить знаки на группы.
(Учащиеся делят знаки на предупреждающие, запрещающие, предписывающие.)
— Найдите знаки, о которых рассказывают стихи.
— К какой группе относится этот знак?
Не поверил знаку Дима,
Он промчался гордо мимо.
Вдруг пошла машина юзом —
Дело кончилось конфузом. (Скользкая дорога.)
Этот знак такого рода :
Он на страже пешехода.
Переходим с куклой вместе
Мы дорогу в этом месте! (Пешеходный переход.)
Можно ехать мне и Феде
Тут лишь на велосипеде.
Хорошо, что не купили
Мамы нам автомобили! (Велосипедная дорожка.)
Не шумите, музыканты,
Даже если вы таланты:
Тут сигналить не годится —
Рядом школа и больница. (Звуковые сигналы запрещены.)
— Прочитайте в учебнике текст на с. 14—15.
— На какие группы делятся дорожные знаки?
— Как выглядят предупреждающие знаки? (Треугольник с каймой красного цвета.)
— Приведите примеры таких знаков.
— О чем они предупреждают?
— Найдите их на доске.
— Как выглядят запрещающие знаки? (Изображение нарисовано внутри круга с красной каймой.)
- Приведите примеры таких знаков.
- Найдите их на доске.
- Что они запрещают?
- Что означают знаки стрелок внутри синего круга? (Указывают на то, что это предписывающие знаки.)
- Что они сообщают?
- Назовите знаки сервиса. (Телефон, автозаправочная станция, столовая, больница, гостиница.)
- А это что за знаки : синий цвет, форма квадратная или прямоугольная? (Информационно-указательные знаки.)
- Какие знаки встречаются на вашей дороге по пути в школу? Расскажите о них.
V. Физкультминутка
Я привстану на носочки,
Хорошенько потянусь.
Раз - наклон, два — наклон,
Словно буква О свернусь,
И попрыгаю немножко,
И руками покручу,
Постою на правой ножке
И головкой поверчу.
Тихо сяду, улыбнусь
И работою займусь.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 8-9).
- Прочитайте задание. Найдите в приложении дорожные знаки к данному заданию. Вырежьте их и наклейте на соответствующие места.
- Подпишите каждую группы знаков.
(После выполнения задания проводится проверка по учебнику.)
№2 (с. 10).
- Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.
- Назовите, к какой группе относится каждый знак. Раскрасьте знаки.
(После выполнения задания проводится проверка по учебнику.)
№3 (с. 10-11).
- Прочитайте утверждения. Если считаете, что утверждение верно, обведите в кружок ответ «да». Если не верно, то обведите ответ «нет». («Нет», «да», «нет», «да».)
(После выполнения задания проводится проверка.)
VII. Рефлексия
Игра «Знаешь ли ты знаки»
(Учитель раздает детям картинки с изображением дорожных знаков и предлагает разделить их по группам.
Знаки : телефон, пешеходный переход, въезд запрещен, дорожные работы, пост ГИБДД, двустороннее движение, место стоянки легковых такси, место стоянки, велосипедная дорожка, больница, пункт первой медицинской помощи, дети, железнодорожный пе-реезд, подземный пешеходный переход, скользкая дорога, движение пешеходов запрещено.)
— Выберите из предложенных знаков знаки для пешехода, для водителя, а также для обоих.
— Почему дорожные знаки в разных странах одинаковые?
— Внимательно рассмотрите все дорожные знаки, изображенные в учебнике. Какие из них особенно важно знать пешеходу?
VIII. Подведение итогов урока
— На какие группы делятся дорожные знаки?
— Каково значение каждой группы знаков?
Итак, дорожные знаки делят на группы : предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 14—17, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 17.
2. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 11).