Светлана Соболева
Урок окружающего мира 4 классе «Такие разные праздники»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Такие разные праздники
Цель: сформировать представление о праздниках в России, их различиях и особенностях.
Формируемые УУД:
познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Публикация «Урок окружающего мира 4 классе „Такие разные праздники“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Сценарии праздников и мероприятий в начальной школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
личностные — осознавать себя как индивидуальность и одновременно членом общества, признавать для себя общепринятые морально-этические нормы.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, на доске даты праздников, дополнительная литература о праздниках.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Блицопрос
• Что изображено на Государственном гербе России?
• Как выглядит Государственный флаг Российской Федерации?
• Что вам известно о Знамени Победы?
• Что вы знаете о Государственном гимне России?
2. Сообщения учащихся
— Какие символы для своего класса или своей семьи вы придумали?
(Ученики показывают свою работу и комментируют.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске даты праздников : 1 сентября, 8 Марта, 9 Мая, 23 февраля.)
— Посмотрите на доску. Как назвать одним словом то, что записано на доске? (Это праздники.)
— О чем мы сегодня поговорим на уроке? (Наверное, о праздниках.)
— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Такие разные праздники».)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Расширить знания по данной теме.)
— Что вам известно по данной теме? (Ответы детей.)
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске.)
IV. Открытие нового знания
1. Беседа
— А что такое праздник? (Торжество в честь какого-либо события.)
— Назовите зимний праздник, который все с радостью ждут. (Новый год.)
— Вспомните, кто из русских царей ввел новый календарь, и этот праздник стали отмечать 1 января. (Петр I.)
— А когда его отмечали до Петра I? (В Древней Руси — 1 марта, затем 1 сентября.)
— Узнайте что-то новое об этом празднике на с. 177 учебника. (Ученики читают текст, делятся новой информацией.)
— Какую песенку всегда исполняют у новогодней елки? («В лесу родилась елочка.».)
— А что стало с этой красавицей после праздника? (Лесная красавица превращается в мусор.)
— И сколько елочек каждый год так погибает? (Очень много.)
— Так как же встречать Новый год без елки? Нарушать многолетнюю традицию и указ самого Петра I? (Многие семьи обзавелись искусственными елками.)
— А как вы украшаете елку? (Покупаем игрушки, делаем их сами.)
— А из чего можно сделать игрушки? (Из грецких орехов, цветной бумаги, фольги, ниток.)
(Учитель рассказывает о том, как празднуют Новый год в различных странах. См. дополнительный материал к уроку.)
— А какие новогодние традиции существуют в России? (Украшают елку, приходит Дед Мороз со Снегурочкой, за праздничным столом в 12 ч ночи люди поздравляют друг друга, дарят подарки, вокруг елки водят хороводы. Устраивают бал-маскарад и т. д.)
— Какой праздник наш народ отмечает в феврале? (23 февраля — День защитника Отечества.)
— А как мы отмечаем этот праздник? (Проводим «рыцарские турниры», мужские игры на свежем воздухе, военно-исторические викторины и т. д.)
2. Сообщения учащихся
23 февраля. Этот праздник в разные годы имел разные названия. Сегодня это День защитника Отечества. Он дает повод поздравить всех ныне живущих воинов и почтить память героев прошлых сражений. Воины, защитники Отечества есть в каждой семье.
Историки и политики спорят о характере той или иной войны, а народ просто любит воина. Кто главный герой русских былин? Богатырь.
О ком сложено множество сказок, пословиц, поговорок? О нем — русском солдате, который воюет отлично, «дымом греется, шилом бреется», а при случае и кашу из топора сварит — пальчики оближешь!
День защитника Отечества - праздник всенародный. Дома и на работе, в школе — везде в этот день звучат поздравления, адресованные всем, кто когда-то служил, служит сейчас или будет служить делу защиты Отечества. И пусть девочки поздравляют мальчишек-одноклассников с пока еще не заслуженным ими праздником. Придет время, потребуют обязательства — встанут и они в ряды защитников Отечества.
А в этот день они могут показать свою силу, ловкость, выносливость. В школе можно провести спортивный праздник или военную игру. Ловкость, смелость, умение ориентироваться на местности, принимать решения в самых сложных ситуациях еще ни одному мужчине не помешали.
8 Марта. Этот праздник придумала в 1910 г. немецкая революционерка Клара Цеткин, борясь за равноправие женщин.
Этот праздник давным-давно потерял свою политическую окраску, и отмечаем мы его как праздник весны, любви, красоты. Женщины в этот день как-то особенно веселы, красивы, нарядны. Мужчины — галантны и мужественны. На улицах и в домах много цветов.
9 Мая. «Это радость со слезами на глазах», — сказал о Дне Победы поэт. И действительно, в этот день радость и скорбь — рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной, которые живут сегодня. А их становится все меньше, и самым молодым солдатам последнего военного призыва уже за семьдесят лет. И у многих ветеранов растут не только внуки, но и правнуки.
Тогда они выстояли. А те, кого не взяли на фронт, ковали победу в тылу. Женщины, заменив ушедших мужчин, строили танки и самолеты, пахали и сеяли, а еще растили детей, спасали будущее страны. Вот почему День Победы действительно всенародный праздник.
В этот день принято бывать на местах боев, у памятников воинской славы, на могилах погибших воинов. Традиционно здесь проводятся возложения венков и цветов, митинги, торжественные прохождения воинских частей. Ветераны встречаются со своими однополчанами, проводят свои, ветеранские, парады и шествия.
1 июня. Миллионы людей отмечают ежегодно Международный день защиты детей. Мирное счастливое детство — неустанная забота всех людей доброй воли, их обязанность по отношению к человеческой цивилизации. В этот день проводятся праздники и фестивали, выставки детского рисунка, детского технического творчества, разнообразные спортивные состязания.
V. Первичное закрепление Работа по учебнику
— Прочитаем о других праздниках на с. 175, 178.
— Все ли праздники сегодня вспомнили? (Нет.)
— Какие еще вы знаете праздники?
VI. Физкультминутка
VII. Включение нового знания в систему знаний
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Приведите примеры государственных праздников. (12 июня — День независимости России, 22 августа — День Государственного флага, 12 декабря —День Конституции.)
— Приведите примеры школьных праздников. (День знаний, последний звонок, прощание с букварем.)
— Приведите примеры семейных праздников. (Дни рождения, свадьбы и т. д.)
— Приведите примеры профессиональных праздников. (Праздники отмечают врачи, строители, работники печати, учителя и др.)
(Записать, выполняя задание 1 на с. 64.)
— Чем отличаются от семейных, школьных, профессиональных народные праздники? (Их отмечает весь народ.)
— Какие праздники среди них можно выделить? (Государственные.)
— Что мы чествуем в эти дни? (Наше государство, его исторические традиции, символы.)
— Назовите эти праздники. Назовите еще знаменательные даты в нашем календаре.
Конкурс «Кто больше?»
(Двое желающих по очереди называют праздники и их даты. Кто последний назовет, тот и победил.)
(Ученики высказывают свое мнение по вопросам рубрики «Обсудим!» на с. 178 учебника.)
2. Работа с CD
(Просмотр презентации.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какова была цель урока?
— Какие знания мы открыли?
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)
IX. Рефлексия
— Где могут пригодиться в жизни новые знания?
— Что показалось наиболее интересным?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 175—179 учебника.
2. Выполнить задания 2, 3 на с. 65 рабочей тетради.
Дополнительный материал
Новый год в разных странах
Япония. Утром 1 января все жители городов и сел выходят на улицы встречать восход солнца. С первыми солнечными лучами японцы поздравляют друг друга с наступившим годом и обмениваются подарками.
Вьетнам. Здесь Новый год встречают ночью. С наступлением сумерек вьетнамцы разводят костры в парках, садах или на улицах, у костров собираются несколько семей. На углях готовят особые лакомства из риса. В эту ночь забывают все ссоры, прощают все обиды.
Монголия. Новый год в этой стране совпадает с праздником скотоводства, поэтому для него характерны спортивные состязания, проверки на ловкость и смелость. Так же как и народы Европы, монголы встречают Новый год у елки, к ним тоже приходит Дед Мороз, но в одежде скотовода.
Болгария. Когда люди собираются у праздничного стола, во всех домах на три минуты гасят свет. Эти минуты называют минутами новогодних поцелуев, тайну которых сохраняет темнота.
Румыния. В новогодние пироги принято класть различные маленькие сюрпризы — мелкие деньги, фарфоровые фигурки, колечки, стручки горького перца. Если найдешь в пироге кольцо, то, по старинному поверью, это означает, что новый год принесет тебе много счастья.
Бирма. Новый год наступает в самое жаркое время года, поэтому его приход отмечается фестивалем воды. На улицах городов и сел люди при встрече поливают друг друга водой из разной посуды. При этом никто не обижается: ведь обливание водой — своего рода пожелание счастья в новом году.