Ирина Веткина
Урок литературы в 6 классе по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок по повести А. С. Пушкина
«Барышня-крестьянка» в 6 классе.
Тема урока : Повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка».
"Пушкин унес с собою :великую тайну.
И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем".
Ф. М. Достоевский
Цель: Познакомить учащихся с произведением А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями.
Публикация «Урок литературы в 6 классе по повести А, С, Пушкина „Барышня-крестьянка“» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Задачи урока :
* Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.
* Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.
* Воспитывающая - воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.
Оборудование: тексты повести «Барышня – крестьянка», карандаши, бумага.
Методические приемы: сообщение учащегося; рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа; комментированное чтение; составление масок персонажей; сравнительный анализ персонажей
В процессе работы у детей формировались следующие УУД
Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение и делать выводы, строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.
Личностные: формирование навыков исследовательской и творческой деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Ход урока
1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Я рада приветствовать Вас на уроке, давайте подарим друг другу улыбку и начнем наш урок.
-Мы продолжаем работу над циклом А. С. Пушкина «Повести Белкина».
-Каково полное название цикла? (Полное название – «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», изданные А. С. Пушкина осенью 1830 года в его поместье Болдино»)
-В какой период он создан? (В 1830 году, в Болдинскую осень - самый плодотворный период в творчестве писателя.)
-Какие повести входят в этот цикл? «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» «Выстрел» «Метель»
Мы откроем для себя новый мир – мир удивительной, лаконичной и очень доброй прозы Пушкина. Запишите тему урока и эпиграфы к уроку.
-Какие можно поставить цели урока, отталкиваясь от темы? Сформулируйте их (Слайд №2).
изучить повесть «Барышня-крестьянка», разобраться в ее содержании, понять систему образов
Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на ее заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка? (Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего.)
- Что дает совмещение этих слов? (Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения. Прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.)
- Объясните смысл эпиграфа. (Эпиграф взят из поэмы И. Богдановича «Душенька» и является как бы нравственной характеристикой героини, которая «хороша» и в дворянском, и в крестьянском облике.)
ВЫВОД: Судя по названию и эпиграфу, главной героиней будет девушка, показанная в противоречивой ситуации и сохранившая в ней высокие нравственные качества.
2) Постановка проблемы
-Какие ассоциации у вас вызывает название повести «Барышня-крестьянка»?
-Какой прием использует автор в основе названия? Какова его роль?
(Антитеза. Название совмещает два противоположных понятия: барышня- девушка из высшего сословия, крестьянка- из низшего. Совмещение противоположных понятий помогает автору заинтриговать читателя разными гранями характера героини, и нам хочется узнать, кто же она на самом деле.)
-Прочитайте и объясните смысл эпиграфа к произведению. (Эпиграф взят из поэмы Богдановича «Душенька» и является нравственной характеристикой героини, которая хороша и в дворянском, и в крестьянском облике.)
_Судя по названию и эпиграфу, спрогнозируйте, кто главный герой повести? (Девушка, показанная в противоречивой ситуации, но сохранившая в нее высокие нравственные качества.)
Далее рассмотрим смысл эпиграфа. (нравственная характеристика героини).
Можно ли сказать, что в эпиграфе раскрывается авторская идея?
(Да. Любят человека, а не его положение в обществе. Человека любят за душевные качества. Эпиграф совпадает с авторской идеей, авторская идея: ДОКАЗАТЬ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, А НЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ)
2. Проверка знания учащимися содержания повести.
В мастерскую великого художника допускаются только посвящённые читатели. Проверим, знаете ли вы текст. Для этого проведем блиц-опрос, т. е. быстрый опрос.
Прием «Да-нетка»
Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский были соседями? (да)
Ненависть к нововведениям была отличительной чертой Берестова? (да)
Отец обыкновенно звал Лизу Бетси? (да)
Упав с лошади, травму получил Муромский? (да)
Отец поругал Лизу за то, что она странно оделась к обеду с Берестовыми? (нет)
Мисс Жаксон разрешила Лизе взять её белила и сурьму? (нет)
Отец Алексея спрашивал у сына согласия женить его на Лизе? (нет)
Идея обучить Акулину грамоте принадлежала Алексею? (да)
Узнали ли отцы о переодеваниях Лизы? (нет)
Критерии оценок.
"5" - все верно "4" - 1, 2 ошибки "3" - 3 - 5 ошибок "2" - 6 - 8 ошибок
Чтобы вы внимательно прочитали повесть, я вам задавала домашнее задание- решить кроссворд по содержанию текста. Все выполнили?
1. Какое называние носит имение Берестовых?
2. Как звали собаку Берестова?
3. Что было изображено на кольце, которое носил Алексей Берестов?
4. Какое называние носит имение Муромских?
5. Чьим именем назван цикл повестей, в который вошло произведение «Барышня-крестьянка»?
6. Как называл свою дочь Григорий Иванович Муромский?
7. Сколько лет было дочери Муромского?
8. Имя дочери Григория Ивановича Муромского?
9. Какой страной увлечен Григорий Иванович Муромский?
10. Где первый раз встретились Лиза и Алексей?
6 4 2
1
10
7 3
5
8
9
3. Итак, приступаем к работе с текстом.
Предлагаю исследовать текст и сделать вывод: в чем ценность повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»?
В повести Пушкин рассказывает нам о своем времени, начале 19 века, о людях, об отношениях, принятых тогда в обществе. В этом историческая ценность его произведения. Вам нужно подтвердить это утверждение, исследуя текст.
Какие два поколения представлены в повести. ( Ученики отвечают: старшее - Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский, а также молодое поколение).
В начале повести перед нами предстают родители главных героев, это типичные помещики того времени. Давайте посмотрим, какими показывает их автор.
Итак, мы начинаем наше исследование, первое задание группам. /раздаю карточки группам/
1 группа: представьте информацию о помещиках Берестове Иване Петровиче и Муромском Григории Ивановиче, зачитайте цитаты из текста.
Факты из текста
Берестов Иван Петрович
Григорий Иванович Муромский
Название имения
Ведение хозяйства, дел
Воспитание детей
2 группа: назовите положительные стороны помещиков Берестова и Муромского.
Положительные стороны помещика … (Берестова старшего, Муромского) – разумный человек, хороший отец, гостеприимный хозяин.
Положительные стороны помещика … (Берестова старшего, Муромского) – всё время вводил что-то новое, хороший отец. /
назовите отрицательные стороны помещиков И. П. Берестова, и Г. И. Муромского.
(Берестов старший, Муромский) гордится своей суконной фабрикой и богатым поместьем, думает только о выгоде.
(Берестов старший, Муромский) живёт не по средствам и не очень разумно ведет хозяйство, слишком увлечен всем английским. /
Работа в парах.
Характеристики персонажей и просит определить, о ком из героев идет речь.
«В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал. Он был женат на бедной дворянке, которая умерла в родах, в то время, как он находился в отъезжем поле» (Иван Петрович Берестов)
«Этот был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего, и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде. Развел он английский сад, на который тратил почти все остальные доходы» (Григорий Иванович Муромский)
«Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы» (Алексей)
«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и следственно балованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца…» (Лиза)
«Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурмила себе брови, два раза в год перечитывала Памелу, получала за то две тысячи рублей, и умирала со скуки в этой варварской России» (мисс Жаксон)
«Она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня… была в селе Прилучине лицом гораздо более значительным, нежели любая наперсница во французской трагедии» (Настя)
Зачитайте портреты героев. Как они созданы? Совпали ли ваши представления о героях с героями на кадрах из кинофильма?
- Итак, Пушкин – мастер лаконичного портрета. В его художественной мастерской – такие средства, как эпитеты-существительные, художественная деталь, лаконизм, краткость, юмор.
- А теперь наша задача – прочитать диалоги героев. Дополняет ли диалог портреты? (Да, это речевая характеристика героев.)
Со слов
- Обратимся к слайду №6. Найдите и зачитайте сцены, изображенные на кадрах из кинофильма. Обращайте внимание на выразительное чтение сцен.
Со слов
- С помощью, какой части речи автор передает развитие чувств героев? (Пушкин использует глаголы, чтобы показать стремительность развития чувств.)
- А использует ли автор пейзаж? Какова его роль? (Ученики отмечают, что пейзаж созвучен состоянию героини. Картины природы появляются тогда, когда Лиза испытывает сильные чувства)
- Как при помощи красок вы бы выразили свои ощущения от мира повести? (Мир повести светлый, яркий)
- Произведения Пушкина иллюстрировали многие художники. Давайте рассмотрим некоторые из них к повести «Барышня-крестьянка»
Защита второй части исследования. Работа в группах.
- Молодые люди полюбили. Давайте выясним, какие качества характера вызвали симпатию героев друг к другу?
- Слово 1 группе. Продолжите высказывания:
1. Алексей понравился Лизе, потому что
а) был холоден и равнодушен ко всем барышням;
б) в отношениях с Акулиной был прост, искренен и не гордился своим происхождением и богатством.
2. Алексей полюбил Лизу, потому что
а) она была красивой барышней из богатой семьи;
б) она была необычной крестьянкой, умной, находчивой, естественной, доброй и порядочной девушкой с чувством достоинства.
3. Старший Берестов и Муромский решили поженить детей. Что в этом плохого? Выберите вариант ответа:
а) Плохо то, что родители думают только о своей выгоде: один богат, другой имеет связи. Чувства детей их не интересуют.
б) Плохо потому, что Алексей и Лиза не любят друг друга.
Слово 2 группе: Продолжите рассуждение, используя опорные фразы:
Любовь к Акулине изменила Алексея, он повзрослел. … (1. Алексей верен своей любви и твердо решил жениться на крестьянке, ослушавшись воли родителя. 2. Алексей решил послушать отца и жениться на Лизе, хотя её не любит).
Повесть заканчивается счастливо: Алексей узнает в Лизе свою любимую Акулину и Муромский благословляет их. Что вы чувствуете?
1) Радость за счастье героев, они по-настоящему. искренне любят и заслуживают счастья.
2) Мне все равно.
А какими словами заканчивается повесть.
"Пушкин : унес с собою:великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем". Ф. М. Достоевский
Домашнее задание: написать концовку повести.
Этап рефлексии
В заключение напишите SMS с впечатлением о занятии. Вот отдельные отзывы:
-Занятие было интересным и ярким.
-Был интересный и познавательный урок.
-Работать в группе интересно.
-Занятие помогло нам научиться слушать друг друга
-Сегодня была слаженная работа.
-Понравилась хорошая атмосфера урока.
-Успешная работа в группе и хорошее общение.
-Мы постарались на славу.
-Много радостных и положительных эмоций.
-Все отлично, интерес просто бурлил
-Понравилось обсуждать разные мнения, высказывать свое.
Оценивание
Выставление баллов каждому участнику группы, подсчет баллов, перевод в оценку.
Домашнее задание (на слайде) :
Написать отзыв по произведению «Мое впечатление от повести»