Светлана Котлярова
Урок литературного чтения в 3 классе «К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»
Цель урока : создание условий для развития нравственных качеств при работе с художественным текстом.
Задачи урока :
Публикация «Урок литературного чтения в 3 классе „К, Г, Паустовский, „Растрепанный воробей“» размещена в разделах
- Воробей, воробышек
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Паустовский К. Писатель для детей
- Темочки
образовательные: продолжить работу над произведением К. Паустовского «Растрёпанный воробей»; обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации, обучать краткому пересказу; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи; показать детям, что тема затронутая автором, актуальна в жизни.
развивающие: развивать речь; логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях; развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме; развивать интерес к чтению, учить видеть позицию автора; прогнозировать события, отвечать на вопросы, формировать коммуникативные навыки работы в группах.
воспитывающие: воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях; воспитывать любовь и уважение в семье; воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим"; интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные:
-воспринимать на слух текст в исполнении учителя;
-осмысленно правильно читать;
-отвечать на вопросы;
-соотносить скороговорку с темой урока;
-давать оценку героям и их поступкам.
Метапредметные:
Познавательные:
-анализировать, сравнивать характеристика героев и их поступка.
Регулятивные:
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-учиться высказывать свое предположение.
Коммуникативные:
-оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
-высказывать свою точку зрения на события;
-договариваться с одноклассниками, работая в группах.
Оборудование : презентация, карточка для работы в парах и в группах, учебник «Родная речь» Климанова Л. Ф., оборудование для рефлексии, конверты со скороговорками, клей, цветные карандаши.
Тип урока : урок закрепления знаний.
Ход урока
1. Организационный момент. (1 мин)
Приветствие учащихся.
2. Речевая разминка. (3 мин)
У вас на партах лежат разноцветные конверты. В них сюрприз. Хотите узнать что в них? Откройте их. Что внутри? (скороговорки) Что бы уверенно владеть своей речью, человек должен чётко произносить все буквы. Этому нас учит скороговорка. Даю одну минуту на отработку скороговорки. (Далее дети по очереди говорят скороговорку)
3. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока (4 мин) Ребята, а ведь не зря на нашей разминке прозвучали эти скороговорки. Как вы думаете почему? (Ответы детей)
(Слайд Портрет писателя). Узнали вы этого писателя?
Что вы знаете о его творчестве? (Ответы детей)
Какие произведения К. Паустовского вы читали?-
(Слайд с картинками книжек)
Интересно ли вам было читать это произведение? Что понравилось больше всего? Скажите, это произведение сказка или рассказ? Почему вы так считаете? Как вы думаете, почему автор выбрал именно такое название? (Растрёпан, потому, что был в драке) Какое имя дал автор воробью?
4. Проверка домашнего задания. Работа в парах. Определение проблемы и постановка целей урока. (6 мин)
Сейчас мы проверим внимательные ли вы читатели.
Перед вами на партах лежат небольшие отрывки из этого произведения. Ваша задача найти в учебнике нужный отрывок, прочитать его и вписать в ваши задания пропущенные слова и словосочетания в предложения. На работу даю 4 минуты. Работать будем в парах.
1)Театр был___, с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы. Их сдерживал человек с венком на голове - должно быть, сильный и храбрый. Ему удалось остановить горячих лошадей у самого края. Копыта лошадей висели над площадью. Маша представляла себе, какой был бы___, если бы человек не сдержал чугунных лошадей: они сорвались бы с крыши на площадь и промчались с громом и звоном мимо.
2)В этот вечер букет ___ за спиной у Маши на столе и. Было так тихо, что казалось, все спит кругом: весь___, и сад за ___, и каменный лев, что сидел внизу у ворот и все сильнее белел от снега. Не спали только___,. Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.
3)Он летел мимо ___ и ложился на землю. И было непонятно, как с такого ___ может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов ___ у мамы на столе в корзине красные. Но непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и ___, не моргая, на Машу.
4) Даже старые капельдинеры, которые никогда не смотрят спектакли, а стоят в коридорах у дверей с пучками___ в руках и большими черными биноклями, даже эти старые капельдинеры___ вошли в зал, прикрыли за спиной двери и смотрели на. А один даже вытирал глаза. Да и как ему было не ___, если так хорошо танцевала___его умершего товарища, такого же капельдинера, как и он.
Проверка.
Отчего заплакал капельдинер? Какие чувства он испытывал? Вот на этом уроке мы и попытаемся решить проблему: что же такое счастье для героев Паустовского. А какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке? Чем будем заниматься? (Ответы детей)
- На сегодняшнем уроке мы постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но и участниками событий.
Физминутка (2 мин) слайд со словами на экране
Ох, как болела!
Ох, как болела (обхватить голову руками и покачать ею из стороны в сторону)
У воробушка спинушка болела
Ох, как болела!
Ох, как болела (положить руки на спину и раскачиваться из стороны в сторону)
У воробушка крылышко болело.
Ох, как болело!
Ох, как болело! (погладить левой рукой правую руку)
У воробушка ноженька болела.
Ох, как болела!
Ох, как болела! (Поглаживание «больной ноги»)
5. Работа над темой урока.
Фронтальный опрос с элементами выборочного чтения. (4 мин)
-почему же у воробышка всё болело? (Его ворона сильно клюнула в голову) Найдите нужный отрывок в тексте (Ворона застала….) Какой был Пашка? Найдите и прочитайте нужный отрывок.
Учитель: Маленький, но великодушный, способен сострадать. В этом он видит своё счастье.
можно ли сказать, что ворона-это враг Пашки?
-Как вела себя ворона?
-Можно ли её осуждать?
-Как о ней говорит автор?
Учитель: Автор обращает внимание на её возраст-седая, значит старая, злая, потому что клюнула Пашку и выбросила его из ларька., неуклюжая, сварливая, скупая, но автор не торопится её осуждать, скорее приглашает нас улыбнуться.
Мы рассмотрели, какими качествами обладают наши герои. А теперь поработаем в паре. На столе у вас листочки с качествами героев. Вычеркните качества, которые не соответствуют данному персонажу. На работу вам даётся 2 минуты.
Воробей Пашка Ворона
решительный любознательная
весёлый хитрая
отзывчивый сварливая
смелый коварная
глупый добрая
отчаянный упрямая
настоящий друг вороватая
жалостливый сластёна
добрый беспощадная
Для проверки слайд
Вы замечательно поработали в паре, сумели договориться, помогали друг другу.
Ребята, а смог бы наш герой без помощи друзей победить старую ворону? (Ответы детей)
7. Продолжение работы по теме урока (4 мин)
Продолжим нашу работу.
Что известно нам о семье Маши: о маме и папе?
– Кем был Машин отец? Прочитайте
Машин отец был моряком, что потом «ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раз тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется нескоро, только весной». (с. 13)
– Что можем сказать про ее маму? Прочитайте
Машина мама – балерина: «… она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу», «Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу». (с. 13)
В сказках свершаются чудеса, и в нашем рассказе тоже свершится чудо.
_Что является главным чудом в рассказе?
– Главным чудом в рассказе является любовь, которая связывает его героев: их желание помочь друг другу, поддерживать в трудный момент жизни.
– Как вы думаете почему не пропал и не разбился хрупкий стеклянный букетик?
-Стеклянный букетик не потерялся и не разбился потому, что Машин отец подарил его Машиной маме в знак большой любви для того, чтобы хотя бы букетик (если не он сам) смог присутствовать на таком важном событии, как исполнение мамой партии Золушки в балете. Букетик не разбился потому, что любовь – это такая огромная ценность и сила, которой не страшны никакие случайные обстоятельства, любовь способна творить чудеса. И если ворона украла букетик, значит, найдется такой воробей, который его вернет.
8. Работа в группах (8минут)
А вы любите работать в группах? А что вам эта работа дает? Чему мы учимся, работая в группе?
Займите свои места. У каждой группы на столе конверты с заданиями и слайд. Ознакомьтесь. Если задание понятно, можете приступать. Я вам даю на выполнения задания 7 мин.
1)Составить синквейн к слову воробей. (На столах инструкция по составлению синквейна)
Вопрос после выступления группы- А в чём же счастье для воробья Пашки?
2) «Пословица рассыпалась» Собери пословицу. Подумай, какая из пословиц подходит к тексту. Почему?
3) Раскрасить эпитеты к произведению:
В рассказе Паустовского много цветовых эпитетов. Закрась, как художник клеточки тем цветом, который указан в тексте.
«…Маша увидела большую нарядную комнату, залитую солнцем, и богатых уродок-сестёр. И злую мачеху, и свою маму-худенькую и красивую, в стареньком платье.
Там, в сиянии,, и света появился дворец».
Вопрос после выступления группы - Какие цвета использует автор, чтобы передать чувства Маши?
4) Составить из пазлов иллюстрацию к произведению, найти в тексте и зачитать отрывок к иллюстрации.
Вопрос после выступления группы- Какие чувства испытывала Машина мама?
(Она была счастлива, что букетик снова у неё)
Выступление групп (Задания дублируются на слайдах)
А сейчас я предлагаю вам послушать музыку к спектаклю «Золушка» П. И. Чайковского, который исполняла Машина мама. Прислушайтесь к себе и скажите, какие чувства вызывает у вас эта музыка?
8. Заключительная беседа. (3 мин)
- Ребята, скажите, у Паустовского произведение получилось весёлым или печальным? (Ответы детей-весёлым)
- Почему же его персонажи так часто плачут?
- Ребята, подумайте, от чего обычно, плачут люди?
- Как вы понимаете выражение: «От маленькой радости смеются, а от большой плачут»? (Ответы детей)
А где вы встречались с этим выражением?
-Как вы думаете, почему именно это выражение использует писатель в своей сказке? (Ответы детей. (Это выражение отражает главную мысль сказки.)
А смогли ли мы в результате нашей работы на уроке решить проблему : что же такое счастье для каждого из героев произведения? (Ответы детей)
- А вы когда бываете счастливы? Плакали когда-нибудь от счастья?
Организация рефлексии. (4 мин)
Наш урок подходит к концу. Перед вами на столах лежат волшебные карандаши. Напишите на них. Что вам удалось на уроке.
Для меня было открытием то, что…
Я научился…
Мне понравилась работа…
Взял себе на заметку…
А теперь мы эти карандаши сложим в рюкзак, который называется багаж знаний. Я верю, что вы ушли с урока с большим багажом знаний, который желаю вам пополнять и дальше.
(Дети складывают карандаши в рюкзак с комментариями, если ребёнок не готов или растерялся, он говорит - пропускаю ход)
Домашнее задание (1 мин (слайд)
Спасибо за работу (слайд)