Милана Шамхалова
Урок ингушского языка в 5 классе с элементами исследовательской работы «Белгалдош. Кердадаккхар»
▼ Скачать +Заказ
Урок ингушского языка в 5 классе с элементами исследовательской работы.
Тема: Белгалдош. Кердадаккхар.
Лоарх1амаш (цели):
формирование и расширение умений навыков использования имён прилагательных в устной и письменной речи; формирование ЗУН работы с текстом,расширение словарного запаса через различные виды работы; формирование гражданской позиции, патриотизма к родному краю и языку. Къамаьла юкъе белгалдешаш юкъекхувла дешархой 1омабар;текстаца болх бе 1омабар, тайп-тайпарча наькъашца къамаьл шаьрдеш болх бе; меттацара а мехкацара а безам совбаккха.
Публикация «Урок ингушского языка в 5 классе с элементами исследовательской работы „Белгалдош, Кердадаккхар“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
Урока г1ирс (оборудование): запись шума реки, пения птиц,зарисовки горной природы Ингушетии, запись ингушской песни,мелодии, карточки для индивидуальной работы, распечатанные тексты для закрепления материала на каждого ученика, эпиграф,девиз,ТСО.
Тхо дахаргда сий долаш.
Береги честь смолоду.
Эпиграф: Наха юкъе сий а долаш ваха-
вала санна хала да,х1аьта
сий доацаш ва алийта-м
б1аргац1ацкъам тоха ха мара езац.
/кица/
Урока никъ (ход урока)
1. Урока кийчо яр.
(подготовка к уроку) Дешархоша урока кийчо ю. Учебникаш, тетрадаш,дошлор-
гаш истола т1а 1одохк.
(учащиеся готовятся к уроку. Достают учебники, тетради,
словари).
2. Приветствие. Ди маьрша доаг1алда шоана,бераш!
Здравствуйте,дети! Мне приятно вас видеть и хочется
пожелать вам удачи.
3. Хьехархочун дош. –Ребята,сегодня мы посоревнуемся в своих знаниях по
(краткое вступительное теме «Имя прилагательное»,попытаемся вспомнить
слово учителя). изученное в 4-м классе. Подумайте,что предстоит нам
узнать?Что это даст нам для лексикона?
Девиз нашего урока:Тхо дахаргда сий долаш.
У русского народа есть такие слова:
Береги честь смолоду.
4. Дешашцара болх. Сий-честь,почёт, слава,уважение.
(словарно-орфографи- Сийде (сийду)-почитать, уважать, чествовать.
ческая работа) Сийдола- именитый,почётный,почтенный.
- Замените слово сий другими словами (дика,сийдола,
эздий).
- Вай мехка сийдола дукха нах ба. Ц1ераш яха цар
5. Предложенеш д1аязъю. Сий долаш валар дикаг1а да,сий доацаш вахачул. (записывают предложения) Школа сий дешархоша леладу.
(кертера маьженашта к1ал така хьокх)
(выделяют главные члены предложения)
6. Осложнённое списыва- … дешо … лоам бошабаьб. … сий меттаденадац.
ние. Саго даь … х1ама лар йоацаш дусаргдац.
Задание:списать пред- -Малаг1ча хаттарашта жоп лу цу дешаша?
ложения,вставляя про- -Фу белгалду цар?
пущенные слова,ука- - Сен белгало хьахьокх цар?
зать вопросы. –Малаг1а къамаьла дакъа да из?
(-НА какие вопросы отвечают эти слова?
Включается мелодия. -Что они обозначают?
-Признаки чего они обозначают?
- Назовите теперь часть речи.
-Бераш,белгалдешаш долаш хет шоана предложе-
неш хозаг1а е доацаш хетт?
7. Физминутка.
8. Разминка. Учитель читает маленький рассказ «Д1адаха сий юхада-
г1ац».
9. Инсценирование. Дети в роли прилагательного в шапочках выходят к доске и
рассказывают о грамматических признаках прилагательных,
о роли прилагательного в предложениях. Если прилагательное
стоит перед существительным,то это прилагательное-опреде-
ление. После существительного-составное именное сказуемое.
10. Работа с учебником. Дети читают определение в учебнике.
Включается музыка. Выполняют упражнение 365.
11. Закрепление. Перед учащимися лежат распечатанные тексты.
Включается запись с Из текста выписывают прилагательные и связанные с ними
шумом реки и пения. существительные,определяют падеж.
(индивидуальная работа)
12. Музыкальный диктант. Дети слушают песню и выписывают из этой песни слово-
сочетания (прилаг. + сущ.)
Бийса баьде ма йоаг1ий,
Ва 1аьржа ва бийса,
Дарз хьекхаш ма латтий,
Ва шийла ва дарз.
Хьо кхера ма кхера,
Ва майра ва дог,
Хьо доха ма доха,
Ва кура ва дог.
(1аьржа бийса,шийла дарз, майра дог,кура дог)
13. Эпиграф еш.
Девиз кердайоаккх.
14. Ц1аг1ара болх.
Открытый микрофон. «Письмо к себе через двадцать лет».
(домашнее задание) Написать себе письмо(6-7 предложений)какими вы хотите
себя видеть,какие качества у вас должны быть,какую про-
фессию вы выберите.
-Ребята,кто сумеет сказать в нескольких словах о нашем
уроке?
-Как время быстро истекло,я вам,ребята, благодарна,что
встретили меня тепло и поработали ударно.