МААМ-картинки

Упражнения для закрепления правильного произношения и фонематического слуха (младшая группа)

Елена Чернова
Упражнения для закрепления правильного произношения и фонематического слуха (младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Упражнения на закрепление правильного произношения и фонематического слуха

1. Упражнение «Пусти лодочку по воде»

Цель: развивать речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков.

Ход: таз до половины заполнен водой. Каждый ребенок, произнося: «Фу-у-у», дует на лодочку так, чтобы она плыла с одного «берега» до другого.

2. Игра «Лодочка и пароход» Цель: развивать фонематический слух, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков.

Публикация «Упражнения для закрепления правильного произношения и фонематического слуха (младшая группа)» размещена в разделах

Ход: Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы.

Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание) .По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

3. Упражнение «Понюхай цветок»

Цель: развивать фонематический слух, речевое дыхание.

Ход: Воспитатель. Всем артистам дарят цветы. Нам тоже по дарили цветок. Он очень хорошо пахнет. Посмотрите, как его нюхают (вдох через нос, на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х»).

Затем воспитатель подходит к каждому ребенку, и тот повторяет оба действия. Когда все понюхают воспитатель предлагает детям произнести следующую фразу сначала тихо, потом громче: «Как хорошо пахнет цветок».

4. Упражнение «Тренировка»

Цель: развивать фонематический слух, речевое дыхание.

Ход: Воспитатель. Сегодня вы опять станете артистами и будете играть на дудочке: «Ду-ду-дудуду» (дети повторяют звукосочетание 2—3 раза). Давайте подготовимся к выступлению: сильно надуем щеки, как будто у нас по рту два мячика (показ). Потом подуем и скажем: «Дууу» (повторить 5—6раз)

5. Игра «Чья птичка дальше улетит?»

Цель: Развитие плавного, сильного выдоха.

Ход : Детям раздаются фигурки птичек. Птичек ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей попарно. Каждый ребенок садится напротив птички. Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «полетели» дети дуют на фигурки.

6. Игра «Поезд»

Цель: развивать фонематический слух, речевое дыхание.

Ход: Воспитатель. Мы поедем в гости к мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы —вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У-у-у» (дети повторяют звук и звукосочетание). Когда поезд прибывает на станцию (стул, на котором сидит мишка, он останавливается: «Уу-ух Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайчику! Затем зверюшки и дети возвращаются в группу

7. Игра «Назови и отгадай»

Цель: закреплять правильное произношение детьми определенных звуков в словах, выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком, развивать фонематический слух.

Ход : Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки и просит детей сказать, что на них изображено. Затем предлагает им назвать только те нарисованные на картинках предметы и тех животных, в названии которых есть определенный звук.

Оборудование: фланелеграф, картинки

8. Игра «Тихо – громко».

Цель: Развитие координации движений и чувства ритма.

Ход: Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети должны выполнять движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Оборудование: Бубен.

9. Игра «Скажи, что звучит».

Цель: развитие слухового внимания.

Ход: Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку.

Оборудование: музыкальные инструменты

10. Игра «Улавливай шепот».

Цель: развивать остроту слуха.

Ход: Дети сидят полукругом. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя того, кто должен это выполнять. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.

11. Игра «Улиточка».

Цель: узнать товарища по голосу.

Ход: Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь – ка рога.

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я?

Тот, чей голос улитка узнала. Сам становится улиткой.

12. Игра «Угадай, кто это».

Цель: Воспитание слухового внимания.

Описание игры: Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее установленным образом: кукареку, мяу, ав–ав. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг: тот, кого узнали, будет водящим.

13. Игра «Успокой куклу».

Цель: развитие тембра голоса.

Ход: Дети сидят на стульчиках полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю свою куклу спать (укачивает, негромко напевая на звуке А мотив колыбельной песни). А теперь покачайте вы». Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук А.

14. Игра «Перебежки».

Цель: развитие силы голоса.

Ход. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки). По сигналу воспитателя один из детей вызывает другого по своему выбору: «Ау, ау, Петя», и они быстро меняются местами. Тогда Вова выбирает другого товарища и таким образом меняется с ним местами. Оборудование: Мел, стульчики.

15. Игра «Кто кого».

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания.

Ход: Педагог вызывает двух детей и ста вит их лицом друг к другу. По сигналу дети произносят протяжно тихо, а затем громко гласные звуки. Кто дольше тянет звук, тот выигрывает.

16. Игра «Покормим птенчиков»

Цель: развивать фонематический слух, закреплять правильное произношение звуков

Ход: Воспитатель. Я — мама-птица, а вы — мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «Пи-пи-пи», — и машут крылышками (дети повторяют движения за воспитателем и произносят звукосочетание).

— Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. ({Дети произносят: «Пи-пи-пи».) — Прилетела мама и начала кормить своих деток {дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко раскрывают клювики, им хочется вкусных крошек {воспитатель имитирует, что кормит птенчиков, добиваясь, чтобы дети пошире раскрывали рот). Всех мама покормила и улетела, а птенчики опять летают и пищат. Игра повторяется 2-3 раза.

17. Игра «Часы»

Цель: развивать фонематический слух, закреплять правильное произношение звуков

Воспитатель. Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом». Чтобы они ходили, нужно их завести: «Трик-трак». Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза) ; идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5—6 раз). Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

18. Игра «Лошадки и поезд»

Цель: развивать фонематический слух, закреплять правильное произношение звуков

Воспитатель. Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, ЦОК, цок» (дети повторяют звукосочетание) ; когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). По-скакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился. Игра повторяется 3 раза.

19. Игра "Что звучит"

Вариант №1.

Цель: продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных инструментов. Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать их.

Ход. Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочерёдно и демонстрирует, как они звучат. Затем предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.

Оборудование: музыкальные инструменты

20. Игра «Что звучит»

Вариант №2.

Цель: продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных инструментов. Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать их. Ход. Воспитатель показывает разные предметы и демонстрирует, как они звучат. Закрывает ширму и действует разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат эти звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по своему.

21. Игра «Вот так произносят звуки»

Цель: учить детей голосом подражать звукам животных, птиц, насекомых.

Ход: Ребёнок кидает куб говорит слова "Кубик ты катись, катись и скорей остановись" Кубик падает, какая картинка окажется сверху (например лягушка, или комар и т. д.) , ребёнок произносит звуки

Оборудование: "Говорящий куб" - где меняются карточки, на которых изображены то насекомые, то животные. то различные предметы.

22. Игра «Громко – тихо»

Цель: учить детей менять силу голоса: говорить то тихо, то громко. Воспитывать умение менять силу голоса.

Ход: Воспитатель оказывает 2 машины и говорит: " Когда едет большая машина, она сигналит громко, вот так "БИ,БИ", Повторите. А когда маленькая, то тихо "би-би". Педагог убирает машины и говорит: "будьте внимательны, как только поедет машина, будьте внимательны, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая тихо. Аналогично игра проводится с другими предметами.

Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов (большая и маленькая машина, барабаны, дудочки, самолёты, и т. д.).

23. Игра «Лошадки цокают копытцами»

Цель: развивать фонематический слух, развивать речевое внимание детей.

Ход: воспитатель показывает картинки, дети произносят звуки, которые издают животные, когда идут или бегут. (Лошадки - цок, цок, цок. Слоны - бам, бам, бам. Медведь - топ-топ-топ. Поросята чух-чух-чух. Ёжих пых-пых-пых и т. д.)

Оборудование: Картинки с изображением лошадки, слона, медведя, поросят, ёжика.

24. Игра «Сдуй пёрышко»

1 вариант

Цель: развивать фонематический слух, речевое дыхание. Активизация мышц губ.

Ход: Воспитатель предлагает ребёнку взять пёрышко, положить на ладошку и подуть на него так сильно, чтобы оно слетело с ладошки.

Оборудование: перышко

25. Игра «Сдуй пёрышко»

2 вариант

Цель: развивать фонематический слух, речевое дыхание. Активизация мышц губ.

Ход : Воспитатель предлагает подуть на маленький кусочек ваты, лежащий на столе на столе и воздухом загнать его в ворота (кубики)

Оборудование: кусочки ваты, кубики

26. Игра «Шар лопнул»

Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с-ш.

Ход: Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь - шар. Затем, повторяя за педагогом : "Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся", дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя: "Пузырь лопнул, воздух вышел", дети идут к центру, произнося : с-с-с (или ш-ш-ш).

27. Игра «Летят снежинки"

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Ход: Педагог показывает картину, на которой нарисована вьюга. По сигналу воспитателя "Вьюга начинается" - тихо говорят: у-у-у-у; по сигналу "Сильная вьюга" громко говорят: у-у-у; по сигналу "Вьюга кончается" говорят тише.

Оборудование: Сюжетная картинка " Вьюга".

28. Игра «Помоги найти маму»

Цель: Закрепить правильное произношение звуков.

Ход: У всех детей предметные картинки с изображением детёнышей животных. Воспитатель: "Кто у тебя нарисован, Коля?" (цыплёнок) "Кто у цыплёнка мама?" (курица). Позови цыплёнок свою маму (пи-пи-пи) и т. д.

Оборудование: картинки с изображение животных и птиц

29. Игра «Подбери нужное слово»

Цель: развивать образное мышление, речь.

Ход: Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подобрав соответствующее слово.

Воспитатель. В аквариуме плавают. Кто плавает?

Дети. Рыбки.

Рекомендуемые предложения:

Высоко на дубу сидит и каркает. Кто? (Ворона.)

На лугу пасется. (корова).

На огороде вырос большой зеленый. (огурец).

У Вовы лопнул красный. (шар).

Хорошо водит машину. (шофер).

30. Игра «Дождик»

Цели: учить различать скорость произнесения слов, в данном случае звукоподражания кап-кап-кап, а также произносить отчетливо в разном темпе: медленно, умеренно, быстро.

Ход: Воспитатель. Капельки стучат по крыше. (Произносит кап- кап-кап в умеренном темпе.) Дети повторяют.

Когда дождь только начинается, капли его падают редко и стучат по-другому (произносит кап. кап. медленно и слегка растягивая, с паузами).Дети повторяют.

Если идет сильный дождь, то капли стучат по крыше так (произносит в ускоренном темпе).

Когда малыши научатся различать скорость произнесения и произносить это звукосочетание в заданном темпе, воспитатель предлагает им на слух определить, какой идет дождь и произносит кап-кап-кап в различном темпе.

31. Игра-сказка «Поспешили - насмешили»

Цель. развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию.

Ход: Воспитатель рассказывает сказку: Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му - мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»

Оборудование: фланелеграф, дом, медведь, лягушка, мышка, курица, гусь, корова.

32. Игра «Не разбуди Катю»

Цель: упражнять детей в умении говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Ход: Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку». Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.

Оборудование: кукла, кроватка с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, коробка для игрушек.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

НОД «Машины загадки» (младшая группа) Цель: Развитие у детей познавательного интереса. Задачи: образовательные 1. Учить выделять цвет и форму блока, подбирать блоки по заданному.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Занятие кружка по знакомству с буквой М и закреплением правильного произношения звука [М]Занятие кружка по знакомству с буквой М и закреплением правильного произношения звука [М] Занятие кружка "АБВГДЕЙКА". Буква М и звук [М]1. В программе "Буквария" познакомились с буквой и звуком М. Гном рассказал, как буква М.

Звук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слухаЗвук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слуха Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Упражнения для закрепления правильного произношения и фонематического слуха (младшая группа)
Опубликовано: 9 февраля 2020 в 12:18
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Упражнения для закрепления правильного произношения и фонематического слуха (младшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чернова (УИ 216220) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД