Мишнева Дарья Евгеньевна
Упражнения на развития морфологической, синтаксической и словообразовательной стороны речи
▼ Скачать + Заказать документы
Морфология младшая группа:
1. «Один- много»
Цель: уметь образовывать существительные именительного падежа множественного числа
Материал: предметные картинки- слова в ед. и мн. ч
Образец: «У меня красный шар- А у меня красные шары»
2. «Добавь слово»
Цель: уметь употреблять в речи существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами
Образец: «Дом- домик»
Стол-…
Двор-…
Кот-…
Слон-…
3. «Измени предложение»
Цель: уметь правильно согласовывать существительные, прилагательные и глаголы
Образец: «Лена поливает цветы-Лена и Коля поливают цветы»
Мальчик Саша копает картошку- Мальчик Саша и девочка Лида.
Вася кушает мороженое – Вася и Петя …
Маша идет в магазин за продуктами- Маша и ее пес Бим…
4. «Потерялись»
Цель: уметь соотносить название животного и его детеныша
Образец: «Утка- утенок»
Курица-…
Коза-…
Корова-…
Лошадь-…
5. «Кого нет?»
Цель: уметь употреблять в речи слова родительного падежа имени существительного в единственном числе, уметь составлять словосочетания и предложения
Материалы: карточки – кошка, собака, уточка, курочка, корова, лошадь.
Образец: Давайте скажем – это кошка. (дети повторяют). Но кошка захотела кушать и убежала домой» (убирает кошку, «кого нет?» (кошки). «Нет кошки, давайте скажем вместе – нет кошки».
Морфология старшая группа:
1. «Что изменилось?»
Цель: уметь употреблять предлоги с пространственным значением (на, между, около).
Материал: Карточки : мишка, кот, лягушка, заяц, лиса.
Образец:
Воспитатель расставляет на ступеньках лесенки игрушки, обращается к детям.
- Игра на внимание. Запомните, кто где стоит. Закройте глаза. Что изменилось? Что стало с мишкой? (Он стоял наверху слева, а сейчас на ступеньке между котом и лягушкой).
Таким образом обыгрываются все возможные положения игрушек на лесенке. Игра повторяется 5-6 раз
2. «Доскажи словечко»
Цель: уметь употреблять в речи существительные в родительном падеже множественном числе
Образец: Детям читают в слух знакомое стихотворение не говоря последнее слово, выиграет тот, кто отгадает больше всех.
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого.
Я видел двух свинок.
Без шляп и ….(ботинок)
Даем честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок Без … (ботинок) и … (носков,
И щенков без … (тапочек, И синичек без … (рукавичек).
3. «Правильно или нет?»
Цель: уметь находить грамматические ошибки
Образец:
1. Мама ставит вазу с цветами на стол.
2. Когда хотят что-то купить теряют деньги.
3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
4. В полу лежит красивый ковер
4. «Измени и скажи правильно»
Цель: уметь внимательно слушать и находить ошибки
Образец: «Мама, Родина, Кошка- люблю кого? Маму, Люблю кого?
Кошку, Люблю что? Родину»
Труд, забота, дружба (Цени что)
Книга, игрушка, деревья, птиц (Береги что)
Сказка, песня, загадка, стихотворение (Запомни что)
5. «Что чем делают?»
Цель: уметь составлять словосочетания и согласовывать глагол с существительным, усвоить форму творительного падежа множественного числа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Образец: «Чем пилят – пилами»
Чем рубят -…
Чем шьют-…
Чем режут-…
Чем копают-…
Словообразование младшая группа:
1. «Ласковые имена»
Цель: уметь образовывать слова с суффиксами уменьшительности и ласкательности
Образец: «Таня- Танечка»
Лена.
Петя.
Оля.
Вова.
2. «Где наши ручки»
Цель: уметь образовывать формы родительного падежа множественного числа
Образец: «Где наши ручки- Нет наших ручек»
Где наши ножки.
Где наши ушки.
Где наши глазки.
3. «Мишка приезжай»
Цель: уметь образовывать формы глаголов
Образец: «Мишка поезжай»
Мишка…
Мишка…
4. «Все наоборот»
Цель: уметь образовывать глаголы с противоположным значением
Образец: «Принесет- унесет»
Откроет-…
Повесит-…
Замолчит-…
Пришьет-…
5. «Гуси»
Цель: уметь образовывать существительные в родительном падеже множественном числе
Материал: картинки
Образец: «Гусь- гусак»(Это …. Он крыластый, горластый. А это мама… У гуся и гусыни - дети… Один гусенок а когда много … Много у гусыни гусят. Гусята гуляют гучськом. Гуськом за мамой гусыней и папой- гусаком.)
Мама-…
Дети-…
Старшая группа:
1. «Спортсмены»
Цель: уметь образовывать существительные с помощью суффиксов.
Образец: Спортсмен, который ходит на лыжах, - (лыжник).
Спортсменка, которая ходит на лыжах, - (лыжница).
Прыгун-…
Гимнаст – …
Пловец – …
2. «Назови машину одним именем»
Цель: уметь образовывать сложные слова.
Образец: «Машина, которая чистит картофель, - картофелечистка».
Кофеварка-
Кофемолка-
Овощерезка-
Соковыжималка-
3. «Скажи, что они делают»
Цель: уметь образовывать слова по объяснению.
Образец: Кто выращивает хлеб? (Хлеборобы.)
Кто выращивает виноград? (Виноградари.)
Кто выращивает чай? (Чаеводы.)
Кто выращивает свеклу? (Свекловоды.)
Кто выращивает хлопок? (Хлопкоробы.)
4. «Что делают дети?»
Цель: ввести в речь детей глаголы с приставками.
Материалы : парные сюжетные картинки.
Образец: Что делает мальчик? (Рисует.)Что сделал мальчик? (Нарисовал.)
Лепит - слепил, моет - вымыл, пел - спел, играет – поиграл, гулял – погулял.
Игры на образование приставочных глаголов.
5. «Сложные слова»
Цель: уметь образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ
Образец: «Листья падают-листопад»
Сам ходит - самоход
Снег падает - снегопад
Звонит попусту - пустозвон
Звезды падают - звездопад
Сено косит - сенокос
Разводит сады - садовод
Везде ходит - вездеход
Разводит леса - лесовод
База для нефти - нефтебаза
Перевозит лес – лесовоз
Ходит на атомной энергии - атомоход
Сам летит - самолет
Пыль сосет - пылесос
Воду возит – водовоз
Рыбу ловит – рыболов
Упражнения на синтаксис младшая группа:
1. «Составь описание»
Цель: уметь описывать предмет называя его признаки, качества
Образец: «Малина, она маленькая, розовая, сладкая»
Помидор-…
Арбуз-…
2. «Кто интересней придумает»
Цель: уметь составлять предложения по заданному глаголу
Образец: «Готовит- шеф повар готовит потрясающий десерт»
Моет.
Летает.
Поет.
Танцует.
3. «Добавь слово»
Цель: уметь составлять распространенные предложения
Образец: «Мама шьет платье- что можно сказать о платье, какое оно? Если мы добавим эти слова как изменится предложение?
Папа купил галстук.
Маша кушает арбуз.
Кот Федя ест корм.
4. «Сломанное предложение»
Цель: уметь составлять целое предложение
Образец: Мама, печь, торт, вкусное- Мама печет вкусный торт
Маша, играть, с, кукла
Папа, ловить, в, озеро, рыба
Старшая группа:
1. «Распутай слова»
Цель: уметь составлять предложения, используя слова
Образец: 1. Дым, из, идет, трубы- Дым идеи из трубы
1. Любит, медвежонок, мед, сладкий
2. Стоят, вазе, в, цветы
3. Орехи, в. Белка, дупло, прячет
2. «Скажи по- другому»
Цель: уметь выражать одну и ту же мысль разными синтаксическими конструкциями
Образец: «В лесу мы увидели белочку, прыгающую с ветки на ветку- В лесу мы видели белочку, которая прыгала с ветки на ветку»
В лесу мы увидели расцветшую черемуху
3. «Скажи правильно»
Цель: уметь на слух определять правильно составленные предложения
Образец: «Взошло солнце, потому что стало тепло- Стало тепло, потому что взошло солнце»
Грачи прилетели, потому что пришла весна- Пришла весна, потому что прилетели грачи.
4. «Поможем Незнайке»
Цель: уметь находить ошибки в предложении.
Материалы: игрушка Незнайка.
Образец: «Цветы стоят на вазе- Цветы стоят в вазе»
Мама с Машей идут на кино-…
Паша упал в полянку-…