МААМ-картинки

Упражнения для развития вокально-хоровых, певческих навыков у дошкольников

Анастасия Лескова
Упражнения для развития вокально-хоровых, певческих навыков у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развитие творческого потенциала личности ребенка посредством вокально-хоровой деятельности.

Задачи:

- формирование у детей певческих умений и навыков (выработка чистого интонирования, правильного дыхания, звукообразования, артикуляции, способствующих выразительному исполнению.

- закрепление интереса и эмоциональной отзывчивости на музыку.

- формирование коммуникативных навыков - умения взаимодействовать со сверстниками в хоровом коллективе.

Публикация «Упражнения для развития вокально-хоровых, певческих навыков у дошкольников» размещена в разделах

- развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти, воображения;

- развитие музыкальных способностей – тембровый и динамический слух, музыкальное мышление, музыкальная память.

- развитие певческого голоса, формирование естественного детского звучания, укрепление и расширение певческого диапазона.

- помощь в проявлении творческих способностей, самостоятельном использовании знакомых песен в играх, хороводах.

Пение -наиболее доступный вид музыкальной деятельности для детей дошкольного возраста, оно развивает музыкальный слух, память, чувство ритма., обогащает эмоциональную сферу ребенка. Необходимо с младшего возраста прививать детям любовь к пению и закладывать элементарные певческие навыки. Приобретение вокальных, хоровых навыков происходит с помощью вокальных упражнений Упражнения для дошкольников должны быть предельно просты ритмически и мелодически, иметь игровой характер.

ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Чтобы ребенок чувствовал себя свободно, а голос звучал естественно, нужно принять правильное положение. Сесть или встать прямо, голову не поднимать слишком высоко, плечи свободно опущены. Игровые упражнения -установки:

1. Упражнение «Спинка- тростинка»

Мы проверим спинку,

Спиночку-тростинку.

Вот она какая-

Спиночка прямая!

2. Упражнение «Сидит дед»

Сидит дед, ему сто лет.

А мы детки маленькие,

У нас спинки пряменькие.

ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ

Правильное певческое дыхание имеет в пении большое значение и представляет собой целый комплекс действий (вдох, задержка, выдох). Эти навыки прививаются в процессе игр:

1. «Душистый цветок!»

На солнечной полянке расцвел прекрасный цветок, подносим его к носику и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом, плечи спокойные.

2. «Не погаси свечу».

Берем свечку, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла. У кого получится дольше всех дуть на свечу, и не потушить ее при этом, тот победил.

3. Надуваем шарик!»«

Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. Это упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха.

4. «Петушок»

Дети стоят прямо, руки опущены вдоль туловища, ноги врозь. Проговаривают стихотворение, выполняя наклоны головы вправо, влево:

Петя,Петя,Петушок

Целый день учил стишок.

Наклоны головы вперед-назад:

А запомнил он строку

Лишь одну: «Ку-ка-ре-ку!»

На вдох, сделанный через нос, медленно поднимают руки вверх; задерживают дыхание; затем хлопают руками по бедрам, произнося на выдохе:»Ку-ка-ре-ку!»

5. «Комарик»

Дети ставят ладони на плечи(«крылышки», машут ими. Двигаясь по залу и произнося звук «з-з-з…» в динамике от «пиано» до «форте», постепенно усиливая и уменьшая силу звука.

6.«Лягушки!»

Педагог читает стихотворение. Дети кладут ладони на живот и делают энергичный выдох на слово «ква», активно работая мышцами.

Мы лягушки-кваксы,

Ночь чернее ваксы….

Шелестит трава. КВА!

Красным помидором

Месяц встал над бором,

Гукает сова…КВА!

Под ногами кочки,

У пруда цветочки.

В небе – синеваКВА!

Месяц лезет выше,

Тише. тише, тише,

Чуть-чуть-чуть,едва:КВА!

7. «Музыка дышит»

Под звучание любого вальса делаем равномерные вдох и выдох. На усиление звучания- вдох, на ослабление звука – выдох. Ладони лежат на животе – почувствовать как живот «идет вперед» на вдохе. А на выдохе возвращается

РАБОТА НАД ИНТОНИРОВАНИЕМ

. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Работу над интонированием следует начинать с понятия высоты звука Можно использовать дидактические игры, картинки, игрушки, шагающие по лесенке и т. п., чтобы образно показать повышение и понижение мелодии.

1. Попевка «Скок- поскок»

Скок, скок, поскок,

Молодой дроздок,

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

(Низходящаяпоступенная мелодия, игрушкой птички - дрозда, образно можно показать движение вниз)

2. Попевка «Зимние забавы»

Я на горку поднимусь (поступенное движение вверх)

И на саночках скачусь (поступенное движение вниз, быстрее темп)

(Для наглядности можно использовать зимнюю картинку с катанием с горы)

3. Сказка «Лесенка»

Автор В. Шейн

В одной деревне жили- были веселые друзья. Каждый вечер они собирались на лесенке. На нижней ступеньке сидел Щенок и пел свою песенку: «Гав-гав!» (дети поют ре1)На второй устраивался зеленый Лягушонок и радостно квакал. Вот так: «Ква-ква!» (дети поют ми1). На третью забирался Утенок и важно крякал: «Кря-кря!»

(дети поют фа#). Четвертую ступеньку облюбовал пушистый Котенок, который всегда ласково мяукал, -вот так: «Мяу-мяу!» (дети поют соль1) А на самую высокую ступеньку садился Воробей, ведь у него был самый тонкий и звонкий голосок, и он высоко пел: «Чирик-чирик!»(дети поют ля1) Так сидели они каждый вечер и пели. Получалась у них вот такая песенка. Все поют песенку. (Гав-гав,Ква-ква, Кря-кря. и т. д.)

4. Игры- повторялочки

Педагог пропевает фразу – дети в точности стараются повторить музыкально.

5.«Мелодическое эхо»

Педагог играет небольшой мотив, дети на слог «Ле» стараются повторить.

Для закрепления навыков интонирования нужно систематически пропевать выученные песни а капелла.

ПРОТЯЖНОЕ, НАПЕВНОЕ ЗВУЧАНИЕ ГОЛОСА

Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз.

1. «Ниточка»

. Песенка – это ниточка, она должна тянуться без узелков, ровно-ровно. Пропеваем звуки или отдельные фразы и показываем, будто тянем невидимую ниточку.

2. «Карниз»

Краской крашу я карниз вверх-вниз, вверх-вниз

Вот и выкрашен карниз вверх-вниз, вверх-вниз

3. «Игра с мячом»

Поем, и одновременно катаем по столу мячик, стараемся петь так же ровно и протяжно, как катится мячик. Для формирования навыка отрывистого пения мячик можно подбрасывать, и петь так же упруго и отрывисто. Как прыгает мячик.

4. «Буратино и Карабас». Одна рука вверх (Это буратино, который сидит на дереве и боится Карабас, другая вниз (это Карабас, который стоит под деревом и не может

поймать Буратино). Голос работает на «Ой», участвуют два голосовых регистра – высокий и низкий.

ДИКЦИЯ И АРТИКУЛЯЦИЯ

Четкая дикция- непременное условие вокального исполнения. Прежде всего дети должны понимать смысловое содержание песни и стремиться четко и понятно произносить все слова. Непонятные слова нужно разъяснить и выучить.

Большое значение в развитии дикции и артикуляции имеют вокально-артикуляционные упражнения.

«Язычок и зубки»

Артикуляционное упражнение – игра на основе 10 упражнений работы В. В. Емельянова

«Фонопедический метод развития голоса»

Влево-вправо (протыкаем языком щеку слева и щеку справа,

Раз-два (опять слева) (опять справа).

Вверх-вниз

Вверх-вниз (протыкаем языком верхнюю губу и нижнюю)

Язычок не ленись!

Губки просыпайтесь, (вибрируем губами)

Ротик открывайся! (очень широко открываем рот!

Язычок покажись (кусаем кончик своего языка,

И зубов не страшись! (высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом

покусывая всю поверхность языка!

А зубы-то, а зубы

Кусают даже губы. (кусаем нижнюю губу).

Кусаются, кусаются

И не унимаются. (кусаем верхнюю губу)

А губы то хохочут, (в улыбке открываем верхние зубы) То сильно обижаются. (выворачиваем нижнюю губу, обиженное выражение). То весело хохочут,

То снова обижаются!

Зубам надоело кусать -(жуем язык боковыми зубами).

Стали язык жевать

Язычок- не лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь, (проводим языком между верхней губой и зубами).

Хорошенечко умойтесь! (проводим языком между нижней губой и зубами)

Не сердитесь,

Не кусайтесь,

А вместе с нами улыбайтесь! (улыбаемся)

Дети ставят ладони на плечи(«крылышки», машут ими. Двигаясь по залу и произнося звук «з-з-з…» в динамике от «пиано» до «форте», постепенно усиливая и уменьшая силу звука.

Также неоценимое значение оказывают упражнения по системе В. Емельянова, которые делятся на статические и динамические.

Статические артикуляционные упражнения:

Должны выполняться в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, после чего язык, губы и щёки принимают нейтральное положение на такое же время).

Цель статических упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении.

1. «Птенчик» - широко открыть рот;

2. «Улыбка» - широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты);

3. «Трубочка» - губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука У.

Динамические артикуляционные упражнения: В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому должны выполняться в более быстром темпе

1. Упражнение «Ручеек»

Быстрое движение вправо-влево кончиком языка по вытянутым губам, интонируя или один звук, или звуки тонического трезвучия вниз, таким образом имитируя журчание ручейка

2. Упражнение «Улыбка- трубочка»

- На «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» - грустный.

Педагог может задавать ритм для смены позы, играя на деревянных ложках или кастаньетах.

Скороговорки

Для развития дикции и артикуляции очень помогают скороговорки. В скороговорках используем следующие игровые приемы:

1. Говорим скороговорки голосом героев сказок или мультфильмов. (Маша и Медведь,

Колобок, Лиса, Заяц, Волк и т. п.)

2. Проговаривание текста тихо и громко, увеличивая и уменьшая громкость.

3. Говорим скороговорки с разной звуковысотностью: то «сидя на Луне» - высоко, то «находясь глубоко под землей» - низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь в лифте» - повышаем высоту звука.

4. Игра «Щенок»

.М. Картушина,., сл. С. Маршака

Дети стоят в кругу и поют скороговорку, передавая на каждую долю друг другу щетку.

«Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока»

У кого после окончания пения окажется щетка. Тот поднимает ее вверх и проговаривает скороговорку как можно быстрее.

Все вышеперечисленные вокальные навыки развиваются постепенно Работа над ними ведется одновременно.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Картотека игр для развития вокальных навыков «Поющие листочки» Цель: развивать певческие навыки, закреплять гласные звуки. Ход игры Педагог и взрослый договариваются о том, как они.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольниковМетодическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников «Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии» Своевременное формирование грамматического.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик»План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик» Цель:Формирование социально-адекватного поведения у гиперактивных детей через игру. Октябрь Дидактическая игра «Разговор с руками».

Речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗРечедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗ Уважаемые коллеги, позвольте представить вам мое авторское пособие: речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических.

Самообслуживание как важная форма развития трудовых навыков дошкольников Самообслуживание является одним из видов труда дошкольников. Что же такое самообслуживание? Это труд ребёнка, направленный на обслуживание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Упражнения для развития вокально-хоровых, певческих навыков у дошкольников
Опубликовано: 3 марта 2020 в 19:44
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Упражнения для развития вокально-хоровых, певческих навыков у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Лескова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД