Шевченко Олеся
Упражнения для развития грамматического строя речи детей различных возрастных групп
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения для развития грамматического строя речи детей различных возрастных групп.
1. Упражнение
Название: «Кого нет?»
Возраст : 3-4 года.
Цель: упражнять детей в употреблении родительного падежа имён существительных в единственном числе, составлении словосочетаний и предложений.
Оборудование: игрушки – кошка, собака, уточка, курочка, корова, лошадь.
Публикация «Упражнения для развития грамматического строя речи детей различных возрастных групп» размещена в разделах
Ход: Логопед достает игрушки разных животных. «К нам в гости пришли разные животные. Посмотрите, какие» (по одной показывает детям, просит назвать животных).«Это кошка. Давайте скажем – это кошка. (дети повторяют). Но кошка захотела кушать и убежала домой» (убирает кошку, «кого нет?» (кошки). «Нет кошки, давайте скажем вместе – нет кошки».
Тоже самое повторяем с другими игрушками.
2. Упражнение
Название: «Назови правильно».
Возраст : 4-5 лет.
Цель: упражнять в согласовании местоимения с существительными и прилагательными по смыслу.
Оборудование: муляж овощей и фруктов.
Ход: Дети выбирают по желанию овощ или фрукт и встают по одной полосе. Первый ребенок говорит: "Это мое яблоко" и делает шаг вперед. Следующий говорит: "Это мой огурец" и тоже делает шаг вперед. Когда все дети правильно назвали местоимение с существительным, воспитатель возвращается к первому ребенку и задает вопрос: "Яблоко какое? Огурец какой? Клубника какая? " (при правильном ответе - ребенок делает шаг вперед).
Выигрывает тот, кто больше назвал слов, отметив цвет, форму, величину, вкус и ушел вперед дальше всех.
3. Упражнение
Название: «Закончи предложения».
Возраст : 5-6 лет.
Цель: упражнять в умении подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.
Оборудование: -
Ход: Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
4. Упражнение
Название: «Чей? Чья? Чьё?»
Возраст : 5-6 лет.
Цель: совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Оборудование: -
Ход: Логопед называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё, ребёнок отвечает.
Шарф (чей) — мамин,
Шляпка (чья) — бабушкина,
Поднос (чей) - дедушкин,
Книга (чья) – бабушкина,
Тапочек (чей) – дедушкин.
5. Упражнение
Название: «В гостях у матрёшек».
Возраст : 6-7 лет.
Цель: упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных, в составлении сложноподчинённых предложений с союзом «а»; развивать навык соотношения предметов по величине, зрительное восприятие.
Оборудование: три карты в виде домиков, разных по высоте; на каждой - в соответствии с их размером изображены матрё шки: большая, средняя и маленькая; наборы карточек с изображениями предметов, отличающихся по размеру.
Ход: Логопед сообщает:«Мы в гостях у матрёшек. В их домах находится много разных предметов. Догадайся, из дома какой матрёшки эта тарелка?». Ребёнок раскладывает карточки с предметами в дом каждой из матрёшек.
«У маленькой матрёшки тарелка мелкая, а у средней какая?. (глубокая,а у большой?. (ещё глубже). Каша в тарелке маленькой матрёшки вкусная (горячая, а у средней?. (вкуснее, горячее, а у большой?. (ещё вкуснее (горячее) или самая вкусная)».
Сравнивать предметы можно в разной последовательности.
Когда ребёнок освоит алгоритм игры, он может самостоятельно определять качества предметов для сравнения. Например, кровать можно сравнить по высоте, ширине, длине, степени удобства, красоте и т. д.