Светлана Баландеу
Упражнения для профилактики оптической дисграфии
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения для профилактики оптической дисграфии
В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем – это нарушение письма –ДИСГРАФИЯ.
Письмо является «базовым» навыком, т. е. навыком, на котором практически
строится все дальнейшее обучение, а значит ребенок, не освоивший его вовремя,
непременно будет отставать в учебе и не только по русскому языку. Процесс
овладения навыком письма очень сложен и включает в себя полноценное и
своевременное формирование коры головного мозга, органов слуха и зрения,
Публикация «Упражнения для профилактики оптической дисграфии» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
артикуляции, общей и мелкой моторики.
Поэтому, для овладения письменной речью имеет существенное значение степень
сформированности всех сторон устной речи. Нарушения звукопроизношения,
фонематического и лексико-грамматического развития в устной речи находят
отображение в письме и чтении.
Дисграфия у детей – это одно из проявлений системного недоразвития речи и
ряда неречевых функций, затрудняющих процесс письма, языковых знаний и умений.
По мнению многих исследователей, нарушения письма и чтения основываются на
совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности
психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, телесной схемы,
чувства ритма.
Для успешного систематического обучения и усвоения необходимого объёма
знаний, умений и навыков ребёнок должен достичь определённого уровня
физического и психического развития. Развитие детского организма происходит
неравномерно, периоды интенсивного роста чередуются с замедлением роста и
созревания регулирующих систем. Особое значение имеет развитие центральной
нервной системы, особенно головного мозга. На основе деятельности сложных
мозговых систем, под влиянием социальных факторов формируются психические
функции, в том числе и те, которые обеспечивают возможность школьного обучения.
Психологический аспект готовности к обучению подразумевает
сформированность определё нного уровня:
1) знаний и представлений об окружающем мире;
2) умственных операций, действий и навыков;
3) речевого развития;
4) познавательной активности;
5) регуляции поведения.
Таким образом, решением проблем дисграфии у детей является ее профилактика.
Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, у
кого из детей проявится дисграфия.
Главные разделы работы по предупреждению и устранению предпосылок
дисграфии :
- воспитание слуховой дифференциации звуков речи;
- устранение звуковых замен в устной речи;
- воспитание простейших видов фонематического анализа слов;
- развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;
- формирование грамматических систем словоизменения и словообразования;
- обогащение словарного запаса.
Все эти направления работы по предупреждению предпосылок дисграфии
необходимо включать в повседневные занятия с дошкольниками старшего
дошкольного возраста. Это и занятия по развитию речи, по ознакомлению с
окружающим миром, по обучению грамоте, занятия по лепке и аппликации, это и
дидактические игры, и музыкальные занятия, режимные моменты (например,
прогулка) и т. д.
Технология А. М. Кушнира «Природосообразное воспитание грамотности»,
Эффективность данной технологии обусловлена опорой на интегральные
процессы, а не на формирование и развитие каких бы то ни было отдельных процессов
и функций. Именно работа по всем вышеуказанным направлениям (воспитание
слуховой дифференциации звуков речи, развитие оптико-пространственных
представлений и зрительного анализа и синтеза, формирование грамматических
систем словоизменения и словообразования, обогащение словарного запаса и т. д. ,
дает наиболее устойчивый и значимый результат.
В работе со старшими дошкольниками рекомендуются следующие игры и
задания.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ
(все упражнения выполняются на столе)
1. Упражнение с волчком. Деревянный или пластмассовый
волчок раскручивается поочередно большим и указательным пальцами, большим и
средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение
выполняетсясначала пальцами, ведущей, затем другой руки.
2. Упражнение с поролоновым мячиком 1 (диаметр 3—4см). Выполняется
сначала кистью одной, затем другой руки. Ладонь при этом плотно прижата к
столу. Приподнимаются поочередно пальцы от мизинца к большому и
надавливают на поролоновый мячик, плотно прижимая его к столу и удерживая
прижатым к поверхности стола 5—10 секунд.
3. Упражнение с поролоновым мячиком 2. Мячик поочередно сжимается
пальцами правой и левой рук (сначала большими пальцами, затем указательными,
средними, безымянными и мизинцами). В каждой позиции мяч удерживается не
менее 4 секунд.
4. Упражнение с двумя поролоновыми мячиками 1. Выполняется аналогично
упражнению 2, но пальцами двух рук одновременно. Очередность от мизинцев к
большим пальцам.
5. Упражнение с двумя поролоновыми мячиками 2. Выполняется так же,
как и предыдущее, но без соблюдения очередности пальцев, вразброс, по
изменяющейся инструкции взрослого, подаваемой в быстром темпе.
6. Упражнение со шнурком. Ребенок (дети) выкладывает шнурок по заранее
нарисованным взрослым разнообразным линиям (прямым — вертикальным,
горизонтальным, наклонным; кривым, ломаным — разомкнутым и замкнутым) на
листе бумаги формата А4.
7. Упражнение «Непослушные узелки». На толстой хлопчатобумажной нити
надо завязать пальцами одной руки как можно больше узелков (другая рука не
помогает, затем упражнение выполняется так же другой рукой. По окончании
работы пересчитать узелки, зажимая каждый двумя пальцами поочередно
(большим — указательным, большим — средним, большим — безымянным,
большим— мизинцем).
Игры на развитие зрительного восприятия и узнавания
Игра 1 «Будь внимательным»
1. Назвать геометрические фигуры:
Сопоставить предметы с геометрическими формами с помощью линий.
2. Найти в окружающей обстановке похожие предметы.
Игра 2 «Геометрическое домино»
Узнать геометрические фигуры
Назвать их. Какая фигура какую заслонила?
Игра 3 «Назови предметы»
Назвать предметы, наложенные друг на друга. Например: груша, яблоко, слива,
апельсин (лексическая тема «Фрукты»)
Игра 4 «Узнай меня»
Узнать предметы по части ( материал: предметные картинки с учетом лексических
тем, на которых изображены части предметов, например, носик у чайника, крышка у
кастрюли)
Игра 5 «Назови меня»
Назвать предметы по их контурам.
Игра 6 «Назови перечеркнутые изображения»
Игра 7 «Назови недорисованные предметы»
Определить, что неправильно нарисовал художник, какие части не нарисованы
художником.
Игра 8 «На зарядку – становись!»
Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры). Например,
предметы располагаются по возрастающей величине: мышка, заяц, медведь, тигр
или наоборот по убывающей величине: тигр, медведь, заяц, мышка.
Игра 9 «Разведчики»
Нахождение заданной фигуры среди двух изображений, одно из которыхтождественно предъявленному, второе представляет собой его зеркальное
отображение.
Игра 10 «Секретик»
Назвать недорисованные предметы.
Игра 11 «Для умок и умочек»
Анализировать нелепые картинки. Рассмотреть картинки, определить, что на них
нарисовано неправильно.
Игра 12 «Журналист»
Предложенные игровые задания связаны с поиском «спрятанных» художником на
сюжетной картинке изображений, объединенных одной лексической темой.
Игра 13 «Цветные лужайки»
Подбор картинок к определенному цветовому фону. Детям предлагаются фоны:
«лужайки» разного цвета (красного, зеленого, желтого, синего и т. д., а также
картинки с изображением предметов разного цвета (арбуза, огурца, листа, цыпленка,
репы, дыни, мака, помидора, клубники). Дается задание положить картинку на свою
«лужайку»
Игра 14 «Геометрическое лото»
У детей большие карты, на каждой из карт - геометрическая фигура: круг, квадрат,
прямоугольник, овал, треугольник. Кроме того, имеются картинки с изображением
различных предметов. Педагог показывает нарисованный предмет, дети
определяют, на что похож этот предмет (на круг, треугольник, квадрат,
прямоугольник). Изображение предмета кладется на карту с похожей
геометрической фигурой
Игра 15 «Парные картинки»
Подбор парных карточек с геометрическими фигурами, отличающимися по цвету,
размеру.
Игра 16 «Следопыты»
Нахождение заданной фигуры среди других, например, красный треугольник среди
треугольников разного цвета.
Игра 17 «Дорисуй предмет»
Дорисовывание симметричных изображений (елочки, матрешки, космонавты,
петрушки и т. д.
Игры на формирование буквенного гнозиса
Игра 1 «Назови буквы»
Назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
Сначала предъявляются буквы, хорошо знакомые ребё нку: А, П, О, И., затем
задания усложняются.
Игра 2 «Ошибка Незнайки»
Какую букву Незнайка написал неправильно.
Игра 3 «Укрась буквы»
Обвести контурные изображения букв.
Игра 4 «Буквоед»
Дорисовать недостающие элементы букв.
Игры на развитие зрительной памяти
Игра 1 «Чего не стало»
Дети должны запомнить и отгадать, какой игрушки не стало (количество предметов
увеличивается от 5 до 10).
Игра 2 «В гостях у Мнемозины»
Запомнить и назвать предметы, увеличивая количество предметов от 5 до 10.
Игра 3 «Что изменилось»
Определить изменения местонахождения игрушек, предметных картинок, используя
предложенные конструкции: между, за, до, после, перед и т. д.
Игра 4 «Маскарад букв»
Нахождение букв по заданию педагога: «Нади самую яркую, веселую, грустную,
худенькую, толстенькую, нарядную».Определить, где находятся буквы А, У, Ы, М,
Н и т. д. Определить, в какую сторону смотрят буквы У, К, А, З, С.
Игры на формирование пространственного восприятия, пространственных
представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза
Ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей.
«Робот»
Игровое упражнение 1 «Какой рукой кушаем, рисуем, берем предметы»
Игровое упражнение 2 «Где правая и левая рука»
Игровое упражнение 3 «Одень клипсы на левое (правое) ухо»
Игровое упражнение 4 «Одень колечко на правую (левую) руку»
Игровое упражнение 5 «Попрыгай на правой (левой) ноге»
Определение пространственных соотношений между предметами
Игра 6 «Цветные дорожки»
Определение правой и левой части цветных полосок.
Игра 7 «Каждой вещи свое место»
Ориентировка в окружающей обстановке, использование в речи предложных
конструкций: внизу, вверху, слева, справа, между и т. д.
Игра 8 «Муха»
Ориентировка на плоскости и использование в речи выражений: вверху, внизу, в
верхнем правом (левом) углу, в нижнем правом (левом) углу, в середине, в центре.
Игра 9 «Новоселье»
Ориентировка в пространстве, использование в речи предложных конструкций: до,
после, перед, между, за, около и т. д.
Игра 10 «Автотрасса»
Ориентировка на плоскости, использование простых и сложных предложных
конструкций.
Игра 11 «Супермаркет»
Ориентировка в окружающей обстановке, расположение предметов «товара» на
полках витрин относительно друг другу. Использование простых и сложных
предложных конструкций.
Игра 12 «Воздушные виражи». Ориентировка в пространстве, развитие мелкой
мускулатуры пальцев, использование предложенной конструкции: за, перед, между,
около, у и т. д.
Разработанные мной упражнения представлены в следующей презентации.