Анастасия Филина
Управление развитием культурно — досуговой деятельности детей дошколього возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье представлена точка зрения на управление развитием культурно-досуговой деятельности в ДОО. В работе рассматривается суть культурно-досуговой деятельности, описываются формы и методы ее организации в условиях ДОО, раскрываются формы работы с педагогами по развитию культурно-досуговой деятельности дошкольников.
Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, функции управления, организация культурно-досуговой деятельности дошкольников.
Публикация «Управление развитием культурно — досуговой деятельности детей дошколього возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Культурно-досуговая деятельность в дошкольной образовательной организации входит в общую программу воспитания детей. Это определено Федеральным государственным образовательным стандартом ДО. ФГОС ДО по своей сути является стандартом поддержки разнообразия детства, а соблюдение его требований обеспечивает удовлетворение потребностей родителей и детей, в том числе, и в направлении организации досуга дошкольников, а также приобщения их к культурной жизни детского сада, семьи, города.
При управлении развитием культурно-досуговой деятельности следует опираться на требования ФГОС ДО, которые предписывают педагогам и руководителям ДОО:
- обеспечение равных возможностей в области культурного развития и организации досуга для каждого ребенка, вне зависимости от его национальности, пола, уровня развития;
- обеспечение равных условий в процессе культурно-досуговой деятельности для каждого ребенка;
- реализация программы по культурно-досуговой деятельности дошкольников педагогом, владеющим всеми необходимыми компетенциями, умеющим применить их в практической образовательной и воспитательной деятельности;
- реализация программы по культурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО, предъявляемыми к структуре, объему, результатам освоения программы.
Соблюдение всех перечисленных требований – основные аспекты эффективного управления развитием культурно-досуговой деятельности в ДОО. Для этого необходимо четко представлять цель и задачи деятельности, чтобы в процессе развития спланировать реализацию всех управленческих функций.
Ведущая цель организации культурно-досуговой деятельности в детском саду - это привитие детям нравственно-эстетических ценностей, любви к традициям и стремления к культурному отдыху.
Исходя из этой цели, можно определить задачи культурно-досуговой деятельности дошкольников. Так, среди образовательных задач на первый план выходят следующие:
- приобщение детей к различным видам искусства: музыке, танцу, театру, живописи;
- создание у дошкольников положительной мотивации к активному познанию окружающей действительности.
Среди развивающих задач можно говорить о таких задачах:
- развитие у детей организаторских способностей при подготовке мероприятий;
- развитие творческих способностей дошкольников.
Важно при управлении развитием культурно-досуговой деятельности дошкольников учитывать и воспитательные задачи:
- воспитание у детей умения работать в коллективе, внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи;
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе;
- воспитание патриотических чувств дошкольников;
- воспитание этических и эстетических чувств дошкольников.
Сам процесс культурно-досуговой деятельности в дошкольной образовательной организации осуществляется как педагогами, так и музыкальными руководителями. Контроль за реализацией программы, а также за развитием культурно-досуговой деятельности осуществляют заведующий или методист ДОО.
Один из важнейших этапов работы по управлению развитием культурно-досуговой деятельности в детском саду – это планирование деятельности в соответствии с действующей в ДОО основной общеобразовательной программой. При этом руководитель и педагоги обязаны руководствоваться:
- Конституцией РФ;
- Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
- Законодательными актами Российской Федерации, касающимися дошкольного образования;
- СанПиНом 2.4.1.3049-13;
- локальными актами ДОО;
- другими нормативно-правовыми актами, которые регламентируют образовательную и воспитательную деятельность в ДОО.
Существует несколько определений культурно-досуговой деятельности в детском саду. Наиболее конструктивное определение, на наш взгляд, дала М. Б. Зацепина:
«Культурно-досуговая деятельность детей - это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения, важная сфера культурной жизни детей, которая создает условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов искусств. В итоге это способствует формированию индивидуальных способностей и интересов, раскрытию талантов и возможностей войти дошкольнику в культуру через творчество» (4).
При управлении развитием культурно-досуговой деятельности дошкольников важно представлять точную классификацию видов этой деятельности :
1. Отдых, в который включены самостоятельные занятия физическими упражнениями, работа на территории детсада, спортивный отдых, игры со снегом, песком и водой; прогулки детей, беседы с взрослыми, игровая деятельность, просмотр иллюстраций в книжном уголке, прослушивание по желанию детей различных произведений, чтение книг, просмотр по желанию дошкольников фильмов и передач по ТВ.
2. Созерцание. Это может быть созерцание природы, атмосферных явлений, звезд и планет Солнечной системы; растительного и животного миров, произведений искусства разных видов. Данный вид досуговой деятельности предполагает наблюдения и анализ увиденного.
3. Развлечения - концерты, народные игры, познавательные вечера развлечений, спортивные, театрализованные представления, забавы, развлечения с использованием технических средств обучения.
4. Праздники - международные, государственно-гражданские, народные и фольклорные, православные, бытовые, семейные и специально организуемые для детей.
5. Самообразование - игры, коллекционирование различных предметов, хобби; детское экспериментирование, самостоятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность, познавательные беседы, экскурсии, прогулки, походы.
6. Творчество - в разных виды культурно-досуговой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, семье, кружках и студиях при детских садах (4).
Педагоги должны помнить о том, что цель культурно-досуговой деятельности в ДОО – это не столько организация досуга детей, сколько формирование у дошкольников нравственных ценностей, умения эмоционально воспринимать музыкальные произведения, театральные постановки, произведения живописи, воспитание культурно и эстетически развитой личности.
Для того, чтобы реализовать эти цели, необходимо грамотное управление развитием культурно-досуговой деятельности в ДОО. Стоит сказать о том, что не только музыкальный руководитель, педагоги, но и представители администрации ДОО должны обладать элементарной культурой. Это поможет в процессе управления развитием культурно-досуговой деятельности создать в учреждении соответствующую атмосферу.
Огромное значение в процессе развития культурно-досуговой деятельности в ДОО имеет материально-техническое оснащение. В детском саду должны быть музыкальные инструменты, современные проигрыватели, компьютерное и мультимедийное оборудование. Также необходимо сопутствующее оборудование: обручи, платочки, ленты, мячи, флажки и другие атрибуты для проведения музыкальных или спортивных игр, для танцевальных и театральных постановок. Кроме того, педагоги, музыкальный руководитель, спортивный инструктор в ДОО должны быть обеспечены необходимой методической литературой, пособиями, конспектами, сценариями праздников и вечеров досуга.
Большое значение для управления развитием культурно-досуговой деятельности в ДОО имеет ведение документации. В ее перечень входят план работы по развитию культурно-досуговой деятельности, технологические карты досугов, сценариев и вечеров. Задача старшего воспитателя или методиста – следить за ведением учета документации, за работой педагогов, за проведением самих занятий, за взаимодействием с семьями воспитанников.
Процесс развития культурно-досуговой деятельности в ДОО немыслим без организации совместной работы педагогов и музыкального руководителя. Можно назвать эффективные формы такого взаимодействия:
- проведение семинаров по вопросам организации культурно-досуговой деятельности детей;
- проведение педагогических советов, посвященных вопросам развития культурно-досуговой деятельности;
- участие педагогов в конкурсах и конференциях для обмена опыта с другими воспитателями и музыкальными руководителями по вопросам организации культурно-досуговой деятельности;
- реализация совместных проектов;
- совместные консультации.
В практике дошкольного образования консультации являются основной формой работы. Они могут проводиться как в групповом формате, так и индивидуально. На консультациях воспитатели знакомятся с очередными задачами культурно-досуговой деятельности, обсуждают то или иное проведенное мероприятие, отмечают его плюсы и минусы, планируют содержание предстоящей работы с детьми, воспитательную работу в группах.
Деловые игры для педагогов в ДОО – не менее эффективная форма работы при управлении развитием культурно-досуговой деятельности. Это объясняется тем, что деловые игры являются реальной моделью той или иной педагогической ситуации и дают возможность руководителю дошкольной образовательной организации значительно сократить операционный цикл и продемонстрировать педагогам, к каким результатам могут привести те или иные применяемые ими педагогические технологии в области культурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста. В ходе деловой игры руководитель может создать благоприятные условия для включения всех педагогов в модель конкретной педагогической ситуации.
Данные, полученные в ходе деловой игры, посвященной практическим вопросам организации культурно-досуговой деятельности в ДОО, могут стать основой для разработки специализированных проектов, для корректировки плана работы ДОО по развитию культурно-досуговой деятельности.
Важной частью в работе по управлению развитием культурно-досуговой деятельности в ДОО является налаживание социального партнерства. В качестве партнеров можно привлекать дома культуры, музыкальные студии, школы искусств, музыкальные школы, библиотеки. Выход ДОО за пределы учреждения в процессе развития культурно-досуговой деятельности детей станет дополнительным средством для повышения уровня организации воспитательного процесса, для расширения кругозора детей и повышения профессиональных компетенций педагогов
Важными партнерами в рамках культурно-досуговой деятельности в ДОО являются и родители. Семьи воспитанников необходимо привлекать для реализации культурно-досуговых проектов, выезда детей на экскурсии и дополнительные занятия, проведения совместных мероприятий.
Таким образом, управление развитием культурно-досуговой деятельности детей затрагивает все стороны жизни ДОО: образовательную, воспитательную, социальную, культурную. Культурно-досуговая деятельность является неоценимым средством в деле воспитания подрастающего поколения.
Список источников и литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. - М: УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.
2. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б. М. Бим-Бад. – М., 2002. – 405 с.
3. Виноградова, Л. А., Нилова, Т. М., Шейко, Н. Г. Культурно-досуговая деятельность дошкольников как образовательное событие [Текст] / Л. А. Виноградова, Т. М. Нилова, Н. Г. Шейко // Детский сад: теория и практика. – 2016. - № 12 (72). – С. 6-13.
4. Зацепина, М. Б. Автореферат диссертации на тему «Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности» [Электронный ресурс] / М. Б. Зацепина. – М., 2005. - Адрес доступа: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-osnov-kultury-rebenka-sredstvami-kulturno-dosugovoi-deyatelnosti/read
5. Менеджмент в образовании: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / С. Ю. Трапицын [и др. ]; под ред. С. Ю. Трапицына. - М. : Издательство «Юрайт», 2019. - 413 с. – ЭБС «Юрайт» : [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: https: //biblio-online.ru/book/12FCF5B3-0881-4E3-BCEA-ABD7AB09E8AE
6. Морозова, Л. Д. Организация культурно-досуговой деятельности в дошкольном образовании : самооценка и мониторинг [Текст] / Л. Д. Морозова // Детский сад: теория и практика. – 2016. - № 12 (72). – С. 98-107.
7. Солодкова, М. В. Организация культурно-досугового пространства детей [Текст] / М. В. Солодкова // Современное общество и проблемы воспитания. – Липецк. – 2016. – С. 83-88.