Папки-передвижки

Управление процессом речевого развития в условиях малокомплектного дошкольного образовательного учреждения

Елена Пудовкина
Управление процессом речевого развития в условиях малокомплектного дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

Управление процессом речевого развития в условиях малокомплектного дошкольного образовательного учреждения

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей.

Публикация «Управление процессом речевого развития в условиях малокомплектного дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах

Полноценное развитие ребёнка невозможно без овладения родной речью. Дети, не умеющие говорить, отстают в своем психологическом развитии. Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов: ухудшение состояния здоровья детей; недостаточность общения родителей с детьми; снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагога к речевому развитию детей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования область «Речевое развитие» выделена как основная. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Проанализировав теоретический аспект развития речи детей, мы выявили, что развитие речи детей, обучение их родному языку – одна из главных задач воспитания в малокомплектном ДОУ.

Актуальность и востребованность проблематики речевого развития определяются реальными потребностями отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями: с одной стороны, речевое развитие имеет существенный потенциал в области общего развития дошкольников, с другой – этот потенциал не реализован в силу не разработанности в педагогической науке современных методов образования и воспитания дошкольников.

Цель исследования состоит в изучении и создании педагогических условий в современном дошкольном образовательном учреждении, обеспечивающих речевое развитие детей в условиях малокомплектного ДОУ.

Объект исследования: процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях малокомплектного дошкольного образовательного учреждения.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что речевое развитие детей старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно, если:

– теоретически определены и методически апробированы педагогические условия, способствующие наиболее эффективному речевому развитию детей старшего дошкольного возраста;

– создана развивающая пространственно-предметная культурно-речевая среда;

– разработана дидактическая система в структуре образовательно-воспитательного и личностного воздействия на ребенка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать и обобщить психолого-педагогические теоретические и практические основы управления педагогическим процессом в системе речевого развития в психолого-педагогической литературе;

2. Отобрать и систематизировать эффективные педагогические условия, стимулирующие процесс управления речевого развития дошкольников :

3. В опытно-экспериментальной работе установить различия в показателях речевого развития у детей старшего дошкольного возраста;

Теоретико-методологическую основу работы составляют исследования психологов, педагогов, лингвистов, создавших предпосылки для решения задач речевого развития детей (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, А. Н. Гвоздев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Ф. А. Сохин, Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко и др.). Данный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка.

Методы исследования:

Теоретические:

-анализ психолого-педагогической литературы, конкретизация, систематизация, обобщение.

Эмпирические:

-опытно-экспериментальная работа (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);

- статистические методы обработки материалов.

Следует отметить, что проблема развития речи в ДОУ нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе.

Информационная база исследования представлена библиографическим списком в который включены труды отечественных авторов, учебники и учебные пособия, интернет-источники, способствующие решению задач, поставленных в работе.

Практическая значимость исследования заключается в практическом применении эффективных педагогических условия, влияющих на управление речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Полученные в исследовании данные могут быть использованы в рамках практической деятельности специалистов – педагогов, психологов в дошкольном образовательном учреждении.

Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

В первой главе рассматриваются теоретические основы управления педагогическим процессом в системе речевого развития : дается характеристика понятиям «управление» и ««педагогический процесс», представлена модель организации воспитательно-образовательного процесса по развитию речи в малокомплектном дошкольном образовательном учреждении (МКДОУ) филиал «Моховской детский сад» - «Кашинский детский сад», а также дана характеристика инновационным технологиям, используемым в системе речевого развития детей дошкольного возраста.

Во второй главе представлен анализ проведения опытно-экспериментальной работы по организации развития речи средством инновационных технологий в условиях малокомплектного дошкольного учреждения : изучен уровень речевого развития детей дошкольного возраста, профессиональная компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей средствами инновационных технологий, реализован проект «Расскажи мне, дружок…» на основе авторских методик.

В заключении подведен итог проделанной работы, сделаны выводы, дана оценка опытно-экспериментального исследования.

Глава 1. Теоретические и практические основы управления педагогическим процессом в системе речевого развития

1.1 Управление педагогическим процессом по организации речевого развития детей дошкольного возраста

В условиях гуманизации и демократизации системы образования, широкой вариативности действующих программ воспитания и обучения детей все более актуальной становится задача повышения эффективности управления педагогическим процессом в дошкольных образовательных учреждениях.

На современном этапе в дошкольном образовании ведущим направлением является акцентирование внимания на управлении целостным педагогическим процессом на научной основе, понимание всей его сложности, знание механизмов и закономерностей педагогического взаимодействия, которое способствует выполнению основной задачи образования - развитие личности (Л. С. Выготский, М. А. Данилов, А. В. Запорожец, И. А. Зимняя, В. А. Сластенин и др.). Именно поэтому повышение эффективности управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении выступает одной из приоритетных задач реконструирования системы дошкольного образования.

Педагогический процесс представляет собой сложноорганизованную динамическую систему и требует научных подходов к его управлению. Проблема недостаточной профессиональной компетентности руководителей и педагогов, необходимость поисков творческого подхода в управлении, воплощение новых педагогических технологий в дошкольном образовании требует дальнейшего поиска своего решения. Изменения, происходящие в системе дошкольного образования, характеризуются тенденциями к его обновлению и в этой связи предполагают разработку новых подходов к его управлению, которые способствуют максимальному сближению педагогического процесса с личностными особенностями детей.

Процесс – это педагогическая система в динамике, в действии. В нем активно проявляются цели, содержание, технология и другие элементы педагогической системы. Качество всех элементов подготовленной педагогической системы определяет качество и результативность педагогического процесса.

Педагогический процесс – специально организованная целенаправленная деятельность субъектов педагогической работы совместно с его объектами-субъектами по воспитанию, образованию, обучению, развитию и самосовершенствованию.

Термин «педагогический процесс» был введен в педагогику П. Ф. Каптеревым для обозначения того, «большого, целого, с различными свойствами, сторонами и моментами, которыми являются обучение и образование, приучение, воспитание, развитие, наставления, увещевания, взыскания и т. д., т. е. ученый рассматривал педагогический процесс как целостное явление, в котором биологическое и социальное, индивидуальное и общественное находятся в сложном взаимодействии.

Вместе с тем решающее значение в эффективной динамике процесса принадлежит его организатору – родителю, учителю, педагогу, мастеру производства, руководителю – и его взаимодействию с обучающимися, уровню имеющейся у него образованности, воспитанности, обученности и развитости.

Любой педагогический процесс эффективен, если направляется и произвольно регулируется его субъектом, если он управляется.

В общем виде управление в образовании можно рассматривать как особого рода деятельность, обеспечивающую функционирование и развитие образовательного учреждения, реализацию его концепции и программы.

Сущность управления педагогическим процессом заключается в целевой ориентации, активизации и оптимизации его субъектом управления – педагогом, руководителем (И. В. Горлинский, Д. П. Познанский).

Это управление строится в непосредственном взаимодействии с обучающимися, воспитывающимися, сотрудниками. Вместе с этим происходит и управление деятельностью педагогов и руководителей низшего и среднего звена со стороны вышестоящих руководителей – педагогического учреждения, предприятия, органов управления образованием и др.

Во всех своих проявлениях управление в системе педагогической работы, имея сходство с управлением в административных учреждениях, на предприятиях, существенно отличается от них и по всем признакам должно быть подлинно педагогическим управлением.

Педагогическое управление по своим функциям, содержанию, программе, стилю и методам, требованиям к лицу, его осуществляющему, обязано быть ориентировано не на жесткие директивные указания, а на человечность, демократичность, культуру, уважение, интеллект, сотрудничество, сочетание заботы и педагогической требовательности, внутренние побуждения, а не принуждение, на самостоятельность, инициативу, творческий подход.

Руководитель, проявляющий уважительное отношение к личности каждого педагога, учитывающий склонности, интересы, возможности в сочетании с разумной требовательностью, добивается значительно больших результатов, чем тот, который жестко придерживается авторитарных методов управления. Один из наилучших способов повысить интерес к работе и создать слаженную команду – это уважение к людям и делегирование им ответственности и полномочий.

Ответственность появляется при соблюдении двух условий : когда за исполнителем закрепляются вполне определенные задачи и обязанности; когда исполнитель знает, что с него обязательно спросят за то, как выполнена работа. Разъяснение каждому участнику процесса смысла его миссии, организации в целях достижения определенных результатов приобретает не принудительный административный характер, а осознанный творческий труд.

Под управлением дошкольным учреждением следует понимать целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач воспитания детей на уровне современных требований. Под целенаправленной деятельностью понимается воздействие (с определённой целью) на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс). Оптимальное для современного подхода в управленческой деятельности – это целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата (цели).

Педагогическое управление специфично и предполагает:

уяснение педагогических задач и определение их места в общей системе мер по обеспечению качества педагогической деятельности участников процесса;

планирование педагогической работы, организация системы социально-педагогических отношений;

обеспечение систематического, интенсивного функционирования педагогического процесса;

повышение уровня профессионального и педагогического мастерства руководителей, педагогов;

активизация самосовершенствования обучающихся и самоуправления своим поведением.

Механизм управления современным дошкольным учреждением изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально новые формы взаимодействия учреждения и всех участников педагогического процесса.

Структура этих отношений такова:

- детский сад — внешняя среда; администрация — общественность; руководитель — подчиненный; педагог — педагог; педагог — родители; педагог — дети; ребенок — ребенок.

Проблема формирования организационной структуры управления требует прежде всего осмысления развития дошкольного учреждения как комплексной социально-педагогической системы, учета объективных факторов ее демократизации.

В дошкольном образовательном учреждении субъектом управления является заведующая и её заместитель (методист). Кроме того создаются и коллегиальные органы, решающие управленческие задачи (совет педагогов и т. д.). Субъектами управления в той или иной мере являются педагоги и родители. Все субъекты управления могут действовать разрозненно, противоречиво (что влечёт к осложнениям в микроклимате дошкольного образовательного учреждения, или образовывать целостное единство, систему внутрисадовского управления.

Объектом управления в дошкольном образовательном учреждении выступает вся система его жизнедеятельности, основными компонентами которой являются:

- воспитательно-образовательный процесс;

- межличностные отношения всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети, педагоги, родители, сотрудники);

- повышение квалификации педагогов;

- создание необходимых материально-технических условий.

Важная задача управления – обеспечить согласованность, взаимосвязи, единство, взаимное усиление в обеспечении организации и оптимизации педагогического процесса. Различия в понимании, в подходах к решению одних и тех же вопросов разных лиц, участвующих в управлении, не только ослабляют его, но и нередко приносят вред. Единство педагогических требований – совершенно обязательно для педагогических коллективов и управления педагогической деятельностью.

Исходя из этого содержания, повседневными управленческими задачами руководителей, педагогов являются: формирование у себя педагогической целеустремленности, умения прогнозировать последствия принимаемых педагогических решений, профессионально-педагогической направленности всей системы воздействий на обучающихся; овладение методами и приемами вовлечения их в творческий поиск для решения проблем и оценки профессиональных ситуаций; стимулирование активности во всех видах деятельности; установление оптимальных сроков выполнения заданий и поручений, уровня сложности и объема работы.

В любом случае организуется постоянное изучение дел на местах, контролируется ход, качество и эффективность педагогической работы, собирается информация о достигнутых успехах и допущенных ошибках, изучается, обобщается и внедряется в практику педагогический опыт образования, воспитания, обучения и развития обучающихся в других организациях и за рубежом.

Разумеется, основную роль играет собственный опыт творческих новаций и экспериментов, а также современные рекомендации педагогической науки. Основными показателями подготовленности руководителя, педагога к внедрению передового опыта является знание им основных теоретических посылок внедряемого, овладение методикой работы по применению рекомендуемых новинок педагогической деятельности, умение анализировать эффективность их внедрения.

Управление педагогическим процессом предполагает контроль за его ходом и результатами. Основными задачами контроля являются: проверка оптимальности процесса, его компонентов, наполненности обучающими, воспитывающими и развивающими воздействиями, их согласованности, соответствия результатов, качества действий его участников и оказание помощи.

Вместе с тем это не чисто административный контроль, а именно педагогический, осуществляемый с педагогическими задачами, т. е. призванный оказать помощь контролируемому, способствовать его успехам в повышении обученности, воспитанности и др. Поэтому он строится на принципах всей педагогической работы, отличающейся педагогической целесообразностью, гуманностью, доброжелательностью, справедливостью, объективностью, гласностью с реализацией тех же педагогических функций воспитания, обучения, образования и развития, а также помощи в организации учебы, труда.

Приоритетными направлением в МКДОУ филиал «Моховской детский сад» - «Кашинский детский сад» является развитие речи дошкольников. Модель организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ по развитию речи в рассматриваемом ДОУ осуществляется по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Работа педагогического коллектива по развитию речи дошкольников включает в себя следующую цель и задачи:

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими

Задачи:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми

развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

• практическое овладение нормами речи

Отметим основные условия успешной работы педагогического коллектива по речевому развитию детей.

1. Повышение уровня самообразования педагогов.

В этом нам помогают различные методические мероприятия: консультации, семинары, практикумы, открытые занятия, педсоветы.

В 2019 году проведены педсоветы: «Речевое развитие дошкольников», «Эффективность работы по обучению детей рассказыванию».

В течение 2019 года в малокомплектном ДОУ филиал «Моховской детский сад» - «Кашинский детский сад» проходил постоянно действующий семинар «Речевое развитие : формы, способы, методы и средства образовательной деятельности». Данный семинар проводился при активном участии других педагогов Алейского района, в частности ДОУ «Моховской детский сад».

Тема семинара выбрана не случайно. Сегодня содержание образовательной деятельности регламентируется двумя документами: ФГОС ДО и образовательной программой. При определении целей и задач педагог обращается к Стандарту, где чётко прописаны содержание образовательных областей (Гл. II п. 2.6) и целевые ориентиры достижения планируемых результатов (Гл. IV, п. 4.6.). Содержание образовательной программы определяется учебно-методическим комплексом и реализуется в различных видах деятельности, определённых Стандартом (п. 2.7). Результаты должны соответствовать ФГОС ДО и образовательной программе (учебно-ме-тодическому комплексу). Но у каждого педагога есть возможность для проявления творчества и собственной педагогической позиции при выборе средств, форм, методов и способов работы с детьми. От этой ключевой позиции и зависит творческий потенциал педагогов, который позволяет достичь качественного результата реализации образовательной программы.

Каждый детский сад изучил современные подходы по реализации образовательной области «Речевое развитие» и представил свой опыт работы коллегам по своему направлению, используя активные формы обучения, которые носят продуктивный, творческий, поисковый характер. Активное профессиональное взаимодействие по обмену опытом в рамках работы постоянно действующего семинара, активизировало обсуждение проблем и поиск их решения.

В результате был сформирован банк современных форм и методов речевого развития детей с учётом возраста и индивидуальных особенностей детей.

Для воспитателей специалистами ДОУ были организованы консультации:

«Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи»

«Сказкотерапия в коррекционно-логопедической работе»

«Совместная работа с семьей по развитию речи детей»

2. Создание предметной развивающей среды.

В малокомплектном ДОУ создана предметно-развивающая среда с учетом возрастных возможностей детей, их интересов и конструируется она таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело.

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Воспитательная среда образовательного учреждения дошкольного образования в аспекте современных ФГОСВоспитательная среда образовательного учреждения дошкольного образования в аспекте современных ФГОС Автор: Мажова Светлана Александровна - воспитатель детей дошкольного возраста МОУ "Анишинская СШ им. Героя Советского Союза А. С. Гостева".

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Проведение спартакиады по плаванию среди воспитанников образовательного учреждения ДОУПроведение спартакиады по плаванию среди воспитанников образовательного учреждения ДОУ Проведение спартакиады по плаванию среди воспитанников образовательного учреждения МБДОУ № 85 г. Липецка. Три года в нашем детском саду.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Современные подходы к адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияСовременные подходы к адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Аннотация. В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерамиВзаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами» Современное дошкольное образовательное учреждение не может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Управление процессом речевого развития в условиях малокомплектного дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 30 октября 2023 в 16:38
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Управление процессом речевого развития в условиях малокомплектного дошкольного образовательного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Елена Пудовкина (УИ 3311970) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД