Оксана Шкаева
Универсальные логопедические игры как средство формирования элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Универсальные логопедические игры как средство формирования элементарных математических представлений
Как известно, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра. И чтобы логопедическое воздействие проходило интересно и эффективно, мое внимание было обращено на нетрадиционные приёмы обучения – игры с камнями и дидактические картинки на липучках Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что они охотнее играют с натуральными природными материалами, предметами-заместителями, нежели играми фабричного производства. Кроме того, игры с камнями, декоративными камушками и карточки с липучками развивают тактильные ощущения, мелкую моторику и мыслительные операции.
Публикация «Универсальные логопедические игры как средство формирования элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Применение камушков «Марблс» и натуральных камней – это универсальное пособие, которое представляет собой наборы стеклянных (пластмассовых) разноцветных камушков и различные задания к ним, а также универсальные тематические и дидактические карточки и основы на липучках (автор Е. К. Круогла).
Специалистами замечено, что данный вид игр задействует три сенсорных канала восприятия: зрительный, слуховой и тактильный, которые помогают детям упорядочить свои ощущения, вызвать мотивацию к взаимодействию с педагогом и детьми, снять тревожность.
Игры с камнями стимулируют и выравнивают эмоциональный фон, помогают преодолевать трудности в коммуникативных навыках и эмпатии. Для ребят с нарушением речи и с ограниченными возможностями здоровья особенно полезны эти игры и упражнения.
А педагогу, в свою очередь, игры с камушками помогают эффективно решать коррекционно-логопедические задачи.
Для удобства восприятия универсальные игры условно разделены на 4 блока:
1. СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ
• Положить камушки в таз, опустить туда руку, пусть ребенок последует вашему примеру. Вместе с малышом пальчиками перебирать камушки.
• Спрятать любой предмет в «сухой бассейн» с камушками. Пусть ребенок постарается отыскать его.
• Высыпать камушки на пол. Предложить ребенку отыскать одинаковые камушки.
• Перекладывать камушки по одному из одной емкости в другую. Рассматривать каждый камушек, ощупывать. Называть цвет, форму, размер. Обращать внимание, какой камушек: гладкий или шероховатый.
• Предложить малышу разложить камушки в разные мешочки по цветам: в синий мешочек – камушки синего цвета, в желтый – желтого цвета и т. д.
• Разложить камушки в шкатулки по величине: большие – в большую шкатулку, а маленькие – в маленькую.
• Внимательно рассмотреть все камушки. Отыскать самый большой и самый маленький, самый яркий и самый тусклый.
• Походить босыми ножками по камням (сенсорная стимуляция ног).
2. НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ И ИГРЫ НА ПРОСТРАНСТВЕННУЮ ОРИЕНТИРОВКУ
• Разложив камни на столе, создать какой-нибудь рисунок: цветок, дерево, птицу, рыбку, дорожку и т. д.
• Создать вместе с ребенком сюжетную картину: например, ферму, где ребенок может построить домики, птичник с курицей и цыплятами, загон для коров и телят, цветочную поляну и лес.
• Проиграть сказки, например «Репка», где ребенок, вспоминая содержание сказки, выкладывает в правильной последовательности героев. Или смоделировать свою сказку со своей сюжетной линией.
• Изучить геометрические фигуры и сконструировать различные объекты (башня, домик, ёлочка, клоун, светофор и т. д.). Здесь же можно поиграть в игру «Часть и целое», «Что выше/ниже/в середине/слева/справа».
• Использовать камушки «Марблс» для выкладывания картинок и раскрасок (с буквами, цифрами).
• Играть в игры на пространственную ориентировку, например «Узор»: Оборудование: Лист бумаги и камушки «Марблс». Ребенку нужно выложить узор. Педагог предварительно отрабатывает понятия «Лево», «Право», «Верх», «Низ» при помощи рук и тела. Далее педагог (логопед) даёт задание ребенку: «Положи красный камушек в верхний левый угол», «Положи синий камушек внизу посередине», «Положи зеленый камушек в центр листа, а вокруг него прозрачные камушки».
• Создавать свои «мандалы». Задание: из камушков декоративных (тематических, например, «Морские обитатели», «Фрукты», «Овощи» нужно выложить заданный узор. Например, на листе цветной бумаги (голубой) выложить «Морское царство» или на зеленой бумаге выложить «Фруктовый сад» (в маленьком кругу – яблоки, в среднем кругу – груши, в большом кругу – апельсины и от большого круга в разные стороны «смотрят» зеленые листочки.
• Играть в игры на логическую последовательность «Цепочка» или «Гусеничка». Задача: выложить цепочку по образцу из повторяющихся разноцветных камушков в заданной последовательности. Например, красный, белый, синий, зеленый, желтый и всё сначала.
• Корректурные пробы. Вместо раскрашивания можно использовать маленькие камушки «Марблс» округлой формы. Например, задание: найти букву «В», проложив тропинку из камушков. Или закрыть камушками только листочки (звездочки, цветочки) и т. д.
• «Волшебный мешочек» (камушки с цифрами): Задачи: закрепить навык счета до, прямой и обратный счет, предложно-падежные конструкции; развить высшие психические функции, зрительное, слуховое и тактильное восприятие.
• 1 вариант: Ребенок достает из мешочка камушек с цифрой. Педагог просит посчитать так, как будто ребенок поднимается по лесенке и опускается. Если возможности и способности ребенка позволяют, то он может посчитать двойками, пятерками и т. д. Также ребенок может назвать какое число будет перед этим числом, за этим числом, между какими числами оно расположено.
• 2 вариант: Ребенок достает два камушка и считает от одного числа к другому или придумывает задачу.
• «Математическая задачка». 1 вариант: Инструкция: посчитать сколько оранжевых рыбок, сколько розовых, каких больше, каких меньше, какие плывут налево, какие направо.
2 вариант: Посчитать рыбок по цвету (4 цвета, назвать каких больше, каких меньше, каких поровну, какие плывут направо (налево, вверх, вниз). А также соотнести количество предметов с нужной цифрой.
Таким образом, универсальные игры помогают решить не только коррекционные задачи, но и способствуют развитию интересов детей, любознательности, познавательной мотивации, а также содействуют включению детей в систему социальных отношений, развитию социального и эмоционального интеллекта, формированию элементарных математических представлений и готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Литература
• Васильева, Е. В. Серия книг «Самые нужные игры», издательство «Сфера».
• Друбецкая, Л. А. Формирование творческого потенциала воспитателя детского сада в педагогической мастерской [Текст] : дисс. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Любовь Александровна Друбецкая. – Москва : [б. и. ], 2011. – 166 л.
• Лынская, М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий [Текст] / М. И. Лынская. – Москва : Парадигма, 2012. – 189 с.