Светлолобова Наталья Николаевна
Уникальность игровой технологии творческого развития дошкольников «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича
▼ Скачать
Уникальность игровой технологии
интеллектуально-творческого развития дошкольников
«Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича.
Подготовила: Светлолобова Наталья Николаевна
воспитатель, МБДОУ ДСКВ № 84» г. Братска
Публикация «Уникальность игровой технологии творческого развития дошкольников „Сказочные лабиринты игры“ В, В, Воскобовича» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие ребенка сегодня занимает важное место, и помочь сделать это правильно могут игры по методике В. В. Воскобовича.
Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творче-ская и очень интересная методика. В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, приключения, удивительные персонажи, которые увлекают ребенка в мир творчества и познания.
Уникальность играм с фигурками и шнурками придаёт именно сказоч-ное сопровождение. Причём не существует готовых текстов, которые педагог зачитывает детям. Есть рекомендации, как при помощи волшебных животных и гномиков сложить сюжет, который заинтересует малыша и мотивирует к поиску новой информации. Пожалуй, это единственная методика на сего-дняшний день, которая опирается на детскую фантазию.
Дети, которые развиваются по методике В. В. Воскобовича, отлично умеют ориентироваться на плоскости, читать, считать, логически мыслить.
Вячеслав Вадимович Воскобович в прошлом инженер-физик, разработал более 50 развивающих игр и пособий, таких как «Квадрат Воскобовича», «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Игровизор», «Чудо-крестики», «Вол-шебная восьмерка», «Фиолетовый лес» и т. д.
Цели занятий с игровыми материалами В. В. Воскобовича :
• Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
• Развитие умственной активности: памяти, наблюдательности, вооб-ражения, внимания, мышления и творчества.
• Развитие у детей эмоционально-образного и логического мышления.
• Формирование представлений об окружающем мире, математических понятиях; умение различать буквы и звуки, приобретение навыка чтения.
• Развитие сенсорных способностей.
Использование развивающих игр Воскобовича В. В. в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Они не просто учат, отрабатывают навыки и закрепляют умения, в каждой игре ребенок проживает вместе со сказочными персона-жами различные сюжеты и события. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач.
Игры красочны, мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся изобретательны, раскрепощены, наблюдательны и хорошо подготовлены к обучению в школе.
Игры разработаны для детей разного возраста: ранний возраст, до-школьный возраст, младший школьный возраст и для детей с ОВЗ.
Развивающие игры В. В. Воскобовича направлены на решение задач пя-ти развивающих областей ФГОС ДО :
- социально- коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Выделяют 3 блока развивающих игр :
- универсальный блок – в него входят универсальные пособия, кото-рые можно использовать для решения огромного количества задач («Пред-метно-развивающая среда «Фиолетовый лес», комплекс «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик», игровой графический тренажер «Игровизор»;
- предметный блок – с помощью игр, входящих в него можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или научить детей читать (комплект «Играем в математику», комплект «Чтение через игру»);
- конструктивный блок – туда входят конструкторы для развития кон-структивных умений (конструктор «Геоконт», конструктор «Прозрачный квадрат», комплект «Чудо-конструкторы» и т д.
Особенности игр В. В. Воскобовича :
Методическое сопровождение. Многие игры сопровождаются специ-альными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются раз-личные сюжеты с интеллектуальными сказками - заданиями, вопросами и ил-люстрациями.
Широкий возрастной диапазон участников игр. В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше. Игра начинается с простого мани-пулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообраз-ных игровых заданий и упражнений.
Многофункциональность и универсальность. Занимаясь только с од-ним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творче-ство, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образователь-ных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т. д.).
Творческий потенциал. Развивающие игры дают возможность приду-мывать и воплощать задуманное в действительность. Сочетание вариативно-сти и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительно-го периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».
Сказочное сопровождение. В данной технологии автор объединил игру и сказку. Образовательные задачи включены в ход игры. Сказка же - это мо-тивация и способ заинтересовать ребенка. Данная технология действует без-отказно – взрослый читает ребёнку сказку и задает вопросы, а ребенок отвеча-ет на эти вопросы и выполняет некоторые задания. Новое, необычное и не-стандартное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается.
Различные возможности использования. Возможность этих игр в ис-пользовании как в домашней игротеке, так и в группах детского сада, в инди-видуальной и коррекционной практике.
Наглядное представление о том, как эти общие положения проявляют-ся на практике, можно получить, ознакомившись с самыми известными игра-ми.
Прозрачный квадрат Воскобовича или Нетающие льдинки озера Айс – это головоломка, конструктор и пособие для решения логико-математических задач. Игра развивает логическое мышление, моторику рук, конструкторские способности и воображения. А еще познакомит с геометрическими фигурами и их свойствами. В набор входят 30 квадратных прозрачных пластинок с нанесенными изображениями геометрических фигур. Имеется методическая сказка «Нетающие Льдинки озера Айс, или Сказка о Прозрачном Квадрате», альбом со схемами фигурок. Вместе с мудрым Вороном Мэтром по ходу сказочного сюжета, ребенок выполняет задания Хранителя Озера Айс и получает в награду волшебные нетающие льдинки, из которых можно сложить множество забавных фигурок. Можно складывать фигурки из альбома, а можно придумывать свои.
Квадрат Воскобовича» - игра-головоломка на трансформацию фигур. Выглядит он довольно просто: на квадратной основе из ткани наклеены квад-раты, с одной стороны красные, с другой – зеленые. Развивает логическое мышление, пространственное воображение, конструктивные умения, счетные навыки, мелкую моторику рук. Игры с Квадратом Воскобовича развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры, ребята знакомятся с геометрическими понятиями: угол, диагональ, сторона, центр. Вариантов сложения – огромное количество. Игру сопровождает сказ-ка «Тайна Ворона Метра или сказка об удивительных превращениях Квадра-та».
Игра-конструктор «Геоконт». Внешне она выглядит как фанерная разноцветная доска с гвоздками, расположенными в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности. Для детей это не просто доска, а сказка с отдельными героями: мальчиком Гео, вороном Метром и дядей Славой. Суть игры заключается не только в выполнении заданий разного уровня сложности, но при этом дети путешествуют с малышом Гео, развивая воображение. Конструируя из разноцветных резинок разнообразные геометрические фигуры, дети тем самым помогают преодолеть разные препятствия главному герою в Фиолетовом Лесу. «Геоконт» вводит детей в мир геометрии, развивает у них мелкую моторику рук, помогает изу-чить цвета, величины и формы. С помощью данной игры ребенок учится мо-делировать, складывать схемы по образцу, ориентироваться в системе координат, искать сходства и различия между рисунками, нестандартно мыслить.
Развивающее пособие «Фиолетовый лес» – это развивающая сенсорная среда, в которой ребенок самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания. Весь лес поделен на несколько зон, в которых ребенку предстоит познакомиться со сказочными героями и вместе решать поставлен-ные задачи, разгадывать ребусы и находить выходы из лабиринтов. В Фиолетовом лесу есть и Чудесная поляна, Озеро Айс, Город говорящих попугаев, страна Муравия, Поляна чудесных цветов, Ковровая полянка, Чудо острова. Он населен удивительными персонажами, а мальчик Гео – главный герой, с которым дети будут вместе путешествовать. В данную развивающую среду входят все элементы игр, созданные В. Воскобовичем.
Достоинства методики В. В Воскобовича налицо :
- установление комфортного общения взрослого с ребёнком, занятия проходят непринуждённо;
- игры подходят для детей от 1 года до 7 лет, задания предполагают усложнение;
- технология направлена на всестороннее развитие ребёнка : совершен-ствуются умственные и творческие способности.
В завершении хочется сказать следующее : главное, это не учить ре-бенка по играм, а играя в сказку узнавать с ним что-то новое и необычное.