Аноним
Умственные способности и их развитие в дошкольном детстве
▼ Скачать + Заказать документы
Умственные способности и их развитие в дошкольном детстве
Все родители, конечно же, хотят, чтобы их дети в школе хорошо учились, не уставали, не болели, были веселы и жизнерадостны. Это возможно, если им немного помочь, подготовить к обучению школе.
Темочки:
В понятие «готовность к школьному обучению» входят следующие составные части: 1) развитие речи; 2) развитие интеллектуальных способностей; 3) развитие произвольности, то есть ребенок должен научиться действовать в соответствии с принятым намерением; 4) развитие познавательной активности; 5) развитие мелкой моторики рук; 6) сформированность внутренней позиции школьника.
В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, а именно: в образовательной работе с дошкольниками начали использовать школьные методы и формы обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Кроме того, на этой основе возникают формализм в обучении, завышение требований к детям. И самое главное, происходит искусственное ускорение темпов развития одних детей и невнимание к трудностям других. Стали появляться даже «неуспевающие» дошкольники. Это официально не всегда признавалось, так как нет оценочной аттестации выпускников дошкольных учреждений, но это явление существовало. Одна из причин появления, условно говоря, «отстающих» в том, что дети вовлекаются в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы.
На ступени дошкольного детства возникают задачи накопления у ребенка представлений об окружающем, развития умственных способностей, любознательности, познавательного интереса. Какие средства необходимо при этом избирать?
Достижения материальной и духовной культуры, в том числе и в математической сфере, чрезвычайно многообразны. В ходе организованного обучения ребенку передается лишь небольшая часть социального опыта. Затем багаж знаний пополняется, благодаря любознательности и активности самого ребенка, но только если создаются условия для удовлетворения его познавательных интересов.
На всех этапах развития ребенок воспринимает представления об окружающем, общаясь со взрослыми и детьми – старше себя и сверстниками. Казалось бы, готовые знания, которые он получает от других, нужно только запомнить и использовать в нужное время и в нужном месте. Что может быть проще? Однако этого не происходит. Рассказанное взрослым, раскрытое со всех сторон становится для ребенка ясным, но … формальным. При этом, как считает Н. Н. Поддьяков, нарушается закон развития мышления, искажается сама суть самостимуляции. Мамы недоумевают, папы сердятся, бабушки требуют оставить ребенка в покое: дошкольник пока еще мал.
А что же сам ребенок? Его-то как раз интересует многое, если не сказать все – и далекое, и близкое. Но познавать это и решать все противоречия он хочет сам, а потом делиться своими открытиями с другими: мамой, плюшевым мишкой, товарищем…
Многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития вообще : около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Однако это не означает, что нужно стремиться вложить в голову ребенка как можно больше знаний, пройти программу первого класса в пятилетнем возрасте. Значительно важнее научить его мыслить, развить самостоятельность и независимость суждений и оценок. Не только научить воспроизводить знания, а помочь находить наиболее адекватный путь решения, приводить доказательство, устанавливать зависимости, т. е. развивать способности «распутывать» познавательные коллизии и делать это охотно, с интересом и удовольствием. Период дошкольного детства – важный этап в жизни человека. Это центральное положение мировой научной педагогики прошлого и настоящего, это точка отсчета при построении психолого-педагогических теорий и инновационных технологий развития, воспитания и обучения дошкольников.
Целью обучения на занятиях в детском саду является усвоение ребенком определенного круга заданного программой круга знаний и умений.
Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смысл широко распространенного понятия «развивающее обучение».развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются. Учеными доказана необходимость прямого управления развитием способностей ребенка. Результаты исследований показали, что основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования.
Замещение- это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов. Первоначально замещение возникает в детской игре, когда, например, кубик становится куском мыла, которым ребенок стирает, а стул превращается в автомобиль – стоит только сесть и воспроизвести звук работающего мотора. Позднее не только одни предметы начинают заменять другие (палочка-термометр, ложку, ружье или даже лошадь, но и сам ребенок, беря на себя роль, изображает другого человека- доктора, маму, охотника, всадника.
Игровое замещение-начало большого пути, ведущего к использованию математических символов, нотных знаков, программ для вычислительных машин и, главное, к пониманию истинного значения слов, которые не только указывают на предметы и значения, но и выделяют в них важные, существенные признаки.
Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют, в первую очередь, наглядно-образное мышление. Играя с предметами, ребенок учится замещать их образами. Таким образом, необходимость практического действования в предметами постепенно отпадает. К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь родителей, воспитателей, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Трех-четырехлетний ребенок использовать слова, которые взрослые называют понятиями. Полностью словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту.