Таможник Ирина Витальевна
Уметь петь — значит уметь правильно дышать!
▼ Скачать +Заказ
Уметь петь — значит уметь правильно дышать
Голос – красивейший инструмент, созданный самой природой. Человек пользовался им с давних пор.
Общеизвестно, что ребёнок слышит голоса окружающего мира, находясь ещё в утробе матери. Но среди всех голосов он особенно отчетливо и чутко отличает её голос, его неповторимую окраску. Едва появившись на свет, ребёнок слышит голос матери, спокойно и ритмично поющий колыбельную песню.
Публикация «Уметь петь — значит уметь правильно дышать!» размещена в разделах
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок пользуется с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и глубоко прожить их содержание, вызвать эстетическое отношение к музыке, к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально- слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые любимые песни он может исполнить по своему желанию в любое время.
«Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которых успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально-сенсорные способности и особенно музыкально- слуховые представления звуковых отношений»- писала Н. А. Ветлугина.
Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая до конца её содержание. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребёнка, возрастает интерес как к самой песне, так и к её воспроизведению. Голос ребёнка — естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение всё время присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.
Но мы не должны забывать о том, что певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает формироваться.. Гортань ребенка более чем в 2,5 раза меньше гортани взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость носа, глотки, рта). А грудной резонатор (полость трахеи и бронхов) ещё не развит. Поэтому голос ребенка 3-4 лет очень несильный, дыхание слабое, поверхностное. Голосовые связки смыкаются неполно, при звукообразовании колеблются только их края – отсюда легкость и недостаточная звонкость звучания. Требуется очень осторожное, бережное отношение к детскому голосу. В первую очередь должен быть продуман песенный репертуар, доступный по содержанию, прост мелодически и по тексту. При подборе песен педагогу необходимо обращать внимание на доступный певческий диапазон, короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка. При разучивании важно создать благоприятную атмосферу для слуха, во время пения исключить форсирование звука, крикливость.
Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет заметно отличаются. Дети уже имеют некоторый музыкальный опыт, у них окреп голос, увеличился диапазон, дыхание стало более организованным, хотя ещё остается поверхностным. У детей расширяется словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные слова, звуки, активнее могут работать ртом во время пения, т. е. улучшается артикуляция. Дети этого возраста отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны различать звуки по высоте, движение мелодии, умеют петь протяжно и весело.
Среди всех певческих навыков особое внимание надо уделить звукообразованию: петь естественным голосом, высоким и светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, губительно отражается на голосовых связках ребенка. Голос теряет необходимую легкость и приобретает неприятный горловой звук. Следует обратить внимание на правильное формирование гласных, от которых зависит качество звука, так как у детей тембр очень неровен. Между вокальными и речевыми способностями детей существует прямая связью. Если ребенок разговаривает звонким голосом, то и в пении у него будет звонкое звучание. Важно, чтобы ребенок смог услышать и почувствовать свой голос, тогда он постепенно начнет петь естественным звуком.
Дошкольники могут петь только тихонько и недолго, потому что их голос быстро устаёт и тогда совсем перестаёт слушаться. Пение песни в 3–4 куплета с диапазоном даже 6–7 звуков реально бывает возможным только в старшем дошкольном возрасте. Необходимо правильно и естественно развивать детские певческие возможности, позволяя детям активно пользоваться слухом как контролирующим и регулирующим органом, ведь именно координация слуха и голоса – важнейшее условие развития певческих способностей детей. Одна из основных задач музыкального воспитания – развитие музыкального слуха: важно слышать себя во время пения, кроме того, замечать и исправлять ошибки, формировать слуховой самоконтроль.
Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого форсированного звучания, которых пока ещё нет у дошкольников в силу их возрастных особенностей. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.
Педагогическая пресса полна публикаций об актуальности здоровьесберегающих педагогических технологий. Однако практика показывает, что не все слои населения одинаково охвачены экологическим просвещением. «Комплекс Незнайки» – «громко значит красиво» – встречается чаще, чем хотелось бы.
У детей младшего дошкольного возраста иногда наблюдаются небольшие уплотнения на свободном крае голосовых складок – «узелки крикунов». В основе данного заболевания лежат голосовое перенапряжение и длительная травматизация голосовых складок. Предрасполагающим моментом могут быть острые воспаления верхних дыхательных путей и ларингит, а также и то, что многие дети в этом возрасте подолгу кричат. Крик в этом возрасте, сопровождается твёрдой атакой, в результате чего происходит перенапряжение голосовых складок.
При появлении у дошкольника охриплости, продолжающейся несколько дней, необходимо ограничить голосовую нагрузку и исключить все невротизирующие и травмирующие ребёнка факторы, стараться, чтобы дети меньше раздражались, кричали и плакали. В более старшем возрасте в этот период нельзя петь и читать вслух. В начальной стадии болезни эти меры часто помогают. В запущенном случае необходимо лечение у отоларинголога.
При неправильном, формально–потребительском подходе к детскому пению, при требовании петь всё громче и громче – у детей закрепляется привычка перекрикивать друг друга форсированным голосом, полное неумение им владеть, неразвитый музыкальный слух. Специалисты - фониатры предостерегают: неумеренная форсировка детского голоса может вести к дисфонии, при которой голос становится слабым, быстро истощаемым, хриплым; возможна и полная потеря голоса.
Находящийся на начальной стадии формирования детский певческий аппарат требует исключительно бережного отношения. Работники дошкольного образования должны знать о возрастных особенностях детского голоса и учитывать их. В детских садах необходимо строго следить за голосовой нагрузкой, не следует перегружать выступлениями, а самое главное – не форсировать голос ребёнка.
Для успешного развития детского голоса и слуха важно создать благоприятную атмосферу. Необходимо исключить разговор и пение взрослых на форсированных звуках, общение с детьми на фоне радио - телепередач, магнитофонных записей. Звуковая атмосфера дома и в группе должна быть спокойной.
Основные задачи охраны детского голоса, предупреждение его нарушений сводятся к следующему:
- соблюдение элементарных правил гигиены голоса и слуха;
- организация благоприятной звуковой атмосферы в группе и вне её;
- подбор репертуара детских песен соответственно возрасту и физиологическим особенностям дошкольников;
- устранение причин, вызывающих нарушения нормального голосообразования: своевременное лечение ринитов, заболевания ушей, верхних дыхательных путей.
Важно учитывать, что пение – это сложный психофизический процесс, результат функции всех жизненно важных систем организма. На певческую нагрузку реагируют не только «чисто певческие» органы, но и сердечно - сосудистая, нейроэндокринная системы, которые отвечают на пение изменением пульса, артериального кровяного давления, температуры тела.
При правильной певческой нагрузке (eё часто называют «щадящей») эти изменения незначительны и не опасны для организма. Даже более того, систематические занятия пением играют оздоровительную роль, улучшает дыхание и кровообращение. У часто поющих детей облегчается лечение обострений хронических катаров носоглотки и верхних дыхательных путей, хронического тонзиллита. Пение полезно при лечении логоневроза, оно способствует уменьшению гипертрофированных миндалин.
Естественно, что степень влияния певческой нагрузки на организм зависит от вокальной методики, сложности репертуара и гигиенических условий занятий. Учитывая, что организм сам способен приспосабливаться к разным условиям в процессе этой деятельности, необходимы строгая дозировка и постепенность в усложнении певческой нагрузки.
Для правильного развития и охраны детского голоса родителям и педагогам необходимо знать особенности развития детского голоса в разные периоды и соблюдать приведенные выше советы. Только совместные усилия помогут решить задачи развития детского голоса и его охраны.
Несколько советов для родителей, как петь с ребёнком, чтобы не навредить голосу:
• пойте не громко;
• пойте не очень быстро и не слишком медленно;
• пытайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни, например, колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; весёлые песни — оживлённо;
• пойте чаще;
• разучивайте песни «с голоса»; если есть возможность, чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения.
• помните: чем понятней ребёнку содержание песни, тем больше она ему нравится.
• Гигиена голоса неразрывно связана с режимом жизни и общегигиеническими правилами. Под гигиеной голоса понимают соблюдение человеком определенных правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата.
• Занятия пением нужно проводить в проветренных, не душных помещениях. Нежелательно петь в раннее время, когда голос, как говорят, «еще спит» или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. В таком случае происходит насилие над детским голосом, что препятствует его естественному звучанию, может навредить здоровью ребенка.
• Вредно действуют на голосовой аппарат холод, жара, пыль. Расшатывают голос громкие разговоры и форсированное (крикливое) пение, злоупотребление неудобной (высокой, низкой) тесситурой, исполнение завышенного по трудности репертуара. Перед пением не рекомендуется употреблять в пищу ничего, чтобы раздражало горло: острое, соленое, горячее, холодное, а также шоколадные конфеты и сладости. Отрицательно действует на голос переутомление.