Ирина Картамышева
Улучшение эмоционального здоровья у дошкольников 4–5 лет посредством психофизических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
В период от 4 до 5 лет дошкольники активно стремятся к самостоятельности. Потребность в признании и уважении малышей со стороны ровесников становится более выраженной, но порой неудачи приводят их в уныние. И если огорчений много, у детей могут появиться чувства неуверенности, страха, тревоги. С детьми дошкольного возраста важна работа по преодолению негативного эмоционального состояния.
Темочки:
Эмоциональное здоровье дошкольников связано с психическим и физическим здоровьем. Предлагаю психофизические упражнения, которые позволяют дошкольникам преодолеть страх, нерешительность, застенчивость, агрессивность; научат малышей владеть своими чувствами, эмоциями, бесконфликтному общению.
Игра «Направляющий»
Предложить детям построиться в колонну. Педагог дает команду: «Коля, ты – направляющий». Коля становится впереди колонны, и все дружно шагают за ним под музыку. Каждый ребенок должен побыть направляющим, чтобы почувствовал себя лидером.
Упражнение «Зайчата и слоны»
Детям предлагается быть зайчишками-трусишками. Показать, как зайчик дрожит, сжимается, старается быть незаметным и маленьким, лапки и хвостик трясутся, когда чувствует опасность. По команде: «Волк идет!» дети прячутся, разбегаются по залу.
После детям предоставляется возможность стать большими, сильными и смелыми слонами, показать, как бесстрашно и величаво ходят слоны, что они делают, когда видят тигра (малыши в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона).
По окончании упражнений проводится беседа с детьми, где они делятся своими впечатлениями о роли, которую они изображали, кем им понравилось быть и почему.
Игра «Мыльные пузыри»
Педагог имитирует выдувание мыльных пузырей, а дети свободно двигаясь, изображают их полет. По команде: «Лопнули!» дети должны показать как лопаются пузыри и лечь на пол.
Игры, снижающие агрессию у детей
Игра «Злые и добрые кошки»
На полу лежит физкультурный обруч – это «волшебный круг», в котором совершаются превращения. Ребенку предлагается войти внутрь обруча и по звону колокольчика ведущего превратиться в злую, шипящую и царапающуюся кошку, а остальные дети, стоящие вокруг обруча вместе с ведущим повторяют слова: «Сильнее, сильнее, сильнее…». Ребенок, изображающий кошку делает все более «свирепые» движения. Дается повторный звонок, после чего поигравший ребенок выходит из обруча, а другой заходит. Игра повторяется. После обруч убирается, дети разбиваются на пары и снова превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. Безусловное правило: не дотрагиваться друг друга! При нарушении игра сразу же останавливается. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На втором этапе предлагается «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. Дается звоночек, и дети превращаются в добрых кошек, которые ласково мяукают, но прикасаться друг к другу также нельзя.
Игра на снятие физической агрессии
«Боксер»
Дети стоят в кругу, в центре – обруч «волшебный круг». Ребенок входит внутрь обруча и по свистку ведущего превращается в боксера. Теперь в «волшебном круге» происходит превращение в боксера. Он сильный и ловкий. Дети все вместе кричат: ’’Сильнее, сильнее, сильнее….’’, помогая этим игроку интенсивными действиями выплескивать агрессивную энергию. Одобряются быстрые и сильные движения.
Игра на преодоление упрямства и негативизма.
«Капризный ребенок»
Один ребенок изображает роль капризного ребенка. Второй ребенок – в роли родителя, который успокаивает малыша. Капризный ребенок становится в круг (например, в обруч) и показывают капризного ребенка. Все помогают словами: ’’Сильнее, сильнее….’’. Каждый играющий пробует себя в роли капризного ребенка и в роли уговаривающего родителя!
Игры на снятие мышечного напряжения,
выплескивание гнева у агрессивного ребенка, преодоление страхов.
сплочение детской группы
Игра «Маленькое привидение»
Предложить детям поиграть в маленьких добрых привидений. Дети, давайте, сейчас поиграем роль маленьких добрых привидений. Мы озорники и захотели слегка напугать друг друга. По удару в бубен вы будете делать вот такие движения: «Приподнимите согнутые в локтях руки, пальцы растопырьте и произносите страшным голосом звук ’’У’’, если я буду тихо бить в бубен, вы будете тихо произносить ’’У’’, если я буду громко бить в бубен, вы будете пугать громко. Помните, что мы добрые привидения и хотим слегка пошутить’’. Заканчивая игру, педагог бьет в барабан 3 раза. «Молодцы, достаточно! Получилось пошутить! Снова становимся детьми».
Игра «Снежки»
Материал для игры: «снежки» из ваты или бумаги по нескольку штук на каждого ребенка. В спортивном зале рассыпаются по полу все «снежки». В «снежной битве» игроки пытаются нападать и защищаться. Важно объяснить детям, что попадание «снежком» - это может быть немного больно, но только так можно победить страх боли, стать отважным, сильным, смелым победителем.
Игра «Липучка»
Звучит музыка. Все дети двигаются по залу. Двое детей – липучки, держась за руки, пытаются поймать сверстников, приговаривая ’’Я - липучка – приставучка», я хочу тебя поймать’’. Липучка ловит детей. Пойманного малыша берет за руки, присоединяя к своей компании. Таким образом, они все вместе продолжают ловить в свои ’’сети’’ других. Когда все дети станут ’’липучками’’, включить спокойную музыку и предложить детям танцевать в кругу, держась за руки.
Использование психофизических игр и упражнений помогает детям улучшить эмоциональное здоровье : овладеть приемами самоконтроля, стать более спокойными, активными, жизнерадостными, решительными, инициативными, охотно вступать в общение со сверстниками и взрослыми. В результате психофизических упражнений создается атмосфера доверия и безопасности в среде сверстников; эмоциональное состояние воспитанников в реальной жизни становится позитивным и стабильным.
Список использованной литературы:
1. Анохина И. А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни : методические рекомендации. Ульяновск: УИПКПРО, 2007. 80 с.
2. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. Здоровый дошкольник : социально-оздоровительная технология XXI века : учебное пособие. М. : АРКТИ, 2001. 75 с.
3. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. М. : Педагогическое общество России, 2005. 96 с.
4. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград: Учитель, 2009. 170 с.
5. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: практическое пособие. М. : АРКТИ. 2002. 64 с.
6. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : Мозаика - синтез, 2010. 96 с.