МААМ-картинки

Укрепление здоровья воспитанников через использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности

Светлана Паромова
Укрепление здоровья воспитанников через использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Паромова Светлана Николаевна воспитатель МБДОУ «Починковский детский сад №2» Починковского района Нижегородской области.

Статья. Тема: «Укрепление здоровья воспитанников через использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности»

Публикация «Укрепление здоровья воспитанников через использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности» размещена в разделах

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМИ, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь 10% среди детей, поступающих в школу. Поэтому, в настоящее время одной из приоритетных и актуальных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Особенности здоровья и развития детей доказывают необходимость работы по укреплению здоровья детей.

Теоретической основой здоровьесберегающих технологий являются основные положения возрастной физиологии, психофизиологии, детской и педагогической психологии. Здесь необходимо отметить ряд концепций: П. К. Анохина – о гетерохронном развитии функциональных систем в онтогенезе, И. А. Аршатского – об энергетическом правиле деятельности скелетной мускулатуры растущего организма, А. А. Маркосяна – о надежности дублирования и пластичности в становлении физиологических систем у ребенка Змановского Ю. Ф. о трех типах сосудистых реакций на локальные холодовые раздражители.

Укрепление здоровья можно осуществлять двумя путями:

– сокращать потери здоровья (устранив причины чрезмерного расходования здоровья);

– путем накопления резервов за счет активизации механизмов адаптации.

Адаптация – это развитие новых биологических свойств организма, вида, обеспечивающих жизнедеятельность биосистемы при изменении внешней среды или параметров самой биосистемы. Факторы, влияющие на адаптацию:

– внешние – экзогенные (быт, работа);

– внутренние – эндогенные (возраст, пол).

Факторы, влияющие на здоровье

Сфера влияния Факторы укрепления здоровья Факторы ухудшения здоровья

Генетические

15 – 20% Здоровая наследственность, отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболеваний Наследственные заболевания

Состояние окружающей среды

20 – 25% Хорошие бытовые и прочие условия, благополучный климат и природные условия, экологически благоприятная среда Неблагоприятные, вредные условия жизни, нарушение экологической обстановки

Медицинское обеспечение

10 – 15% Высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь Отсутствие контроля за динамикой здоровья

Условия и образ жизни

40 – 55% Рационально организованная жизнедеятельность : оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо или генердинамия

По данным известных отечественных ученых Ю. П. Лисицына, Ю. М. Комарова и многочисленных зарубежных авторов «…образ жизни формирует здоровье и занимает 50 – 55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения»

Стремление к достижению здоровья за счет какого-либо одного средства принципиально неправильно, поскольку не охватывает многообразие взаимосвязанных функциональных систем, формирующих организм человека и связей человека с природой.

В основе системы оздоровления, которая разработана на основе системы Маханевой, лежит режим, гигиенические факторы и средства физического воспитания, пропитанные здоровьесберегающими технологиями

СИСТЕМА ОЗДОРОВЛЕНИЯ

РЕЖИМ

Гигиенические

факторы

Питание

Средства физического воспитания

Закаливания

- воздухом

- водой

- солнцем

Другие оздоро-вительные мероприятия

- витаминотерапия

-фитотерапия

-медикаментозная иммунокоррекция Физические упражнения

- занятия физ. культурой

-утренняя гимнастика

- дыхательная гимнастика после сна

- кружок,

- спортивные соревнования, эстафеты, развлечения

Здоровье сберегающие технологии

- самомассаж

- элементы гимнастики

мозга - психогимнастика

ЭТАПЫ РАБОТЫ

1- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – работа с источниками информации, передовым опытом для создания системы работы детьми по здоровьесбережению с применением здоровьесберегающих технологий, диагностика здоровья детей и грамотности родителей в вопросах здоровьесбережения обогащение РППО среды создание перспективного плана работы с детьми по физическому развитию с применением здоровьсберегающих технологий (август-сентябрь)

2- ОСНОВНОЙ – организация работы с детьми по плану совместно с семьями воспитанников. (октябрь - май)

5- ИТОГОВЫЙ – вторичная диагностика детей, подведение итогов, диапазон личного вклада и распространение опыта (май-июнь)

На подготовительном этапе было проанализировано здоровье и физическое развитие воспитанников и анкетирование родителей по проблемам физического развития дома. Лучше развита быстрота, менее сила.

По результатам анкетирования родителей 68 % опрошенных считает важным вопрос формирования целевых характеристик, особенно физического развития детей. Все родители уделяют большое внимание вопросам оздоровления и формирования основ здорового образа жизни и понимают значимость данного вопроса. Большинство родителей проводят физкультурно – оздоровительные, санитарно - гигиенические мероприятия дома, среди них такие как, зарядка, занятия спортом, соблюдение режима дня, личная гигиена, проветривание комнат и др. Для оздоровления родители проводят контрастный душ, воздушные ванны, ходьба босиком, полоскание горла. 5 детей посещают спортивные секции. У 58 % родителей установлен режим дня для детей, но только 32 % исполняют его. 95% детей соблюдают правила личной гигиены, 67 % родителей гуляют с ребенком после детского сада. Но закаливающие мероприятия проводят только 39% семей.

На основании результатов обследования мы поставили перед собой следующую цель:

Создать систему работы по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности

Задачи

1. Формировать правильное отношение детей к занятиям по физическому развитию, мероприятиям;

2. Способствовать формированию на доступном уровне необходимых знаний в области гигиены, медицины, физической культуры.

3. Развивать у детей двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.

4. Развивать все группы мышц.

5. Формировать правильную осанку.

А я попыталась составить перспективный план занятий по физ. развитию с включением здоровьесберегающих технологий.

В группе мы создали естественную, комфортабельную, доступную, безопасную, многофункциональную, рационально – организованную обстановку, насыщенную разнообразным оборудованием. Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффективность занятий, позволяет малышам упражняться во всех видах основных движений в помещении.

Основным отличием нашей системы от системы Маханевой является то, что в основу физических упражнений, закаливания и режима жизнедеятельности детей заложены элементы здоровьесберегающих технологий : самомассаж, растяжки, элементы гимнастики мозга. Они рекомендованы Центром здоровьесберегающих педагогических технологий ННГАСУ. Авторы: И. К. Шилкова, Ф. И. Молостова, Н. А. Репина, А. С. Большев, Ю. Р. Силкин, Ю. А. Лебедев, Л. В. Филиппова.

Виды здоровьесбе-

регающих педагоги -ческих технологий Время проведения в режиме дня. Особенности методики проведения.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Динамические паузы Во время организованной деятельности, 2-5 минут. По мере утомляемости детей. рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортив-ные игры как часть занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Релаксация В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы

Техноло-

гии эстетической направленности Реализуются на занятии художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр. оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп Осуществляется на занятии, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Гимнас-

тика пальчи-

ковая Индивидуально либо с подгруппой ежедневно Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Гимнас-

тика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Элементы гимнастики мозга Ежедневно в зависимости от задач

«Активизация рук»

«Умная шляпа» Рекомендуется использовать

Перед рисованием и лепкой

Для активизации внимания перед рассматривание

Технологии обучения здоровому образу жизни

Самомас-

саж В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Точечный самомас-

саж Проводиться в преддверии эпидемий, в весенний и осенний периоды в любое удобное для педагога время

«Точка внимания» (в середине ладошки) Проводится строго специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР - органов. Используется наглядный материал

Коррекционные технологии

Техноло-

гии музыкаль-

ного воздейст-

вия При рисовании и рассматривании Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

На сегодняшний день здоровьесберегающие технологии введены в систему занятий по физическому развитию, в дыхательную, утреннюю гимнастику, а также в другие виды деятельности. Воспитатели, медсестра заметили, что применение этих технологий активизирует детей, снижает заболеваемость, формирует произвольность по отношению к собственному здоровью.

Во время занятий мы учитываем:

– возраст детей

– особенности здоровья и физического развития

– индивидуальные особенности воспитанников. отражаются на характере двигательной активности и, соответственно, на состоянии соматического здоровья детей (пол, возраст, сезон года, физическое развитие, состояние плоскостопия и. т. д.).

Анализируя результаты повторного обследования физического развития видна положительная динамика физического развития детей, особенно быстроты и силы и снижение заболеваемости.

Результатами проделанной работы, на наш взгляд, стали:

1. Повышение интереса детей к двигательной деятельности. До100% увеличилось количество детей, посещающих зарядку. Развитие физических качеств детей. Увеличилось количество детей высокого уровня развития физ. качеств на 10%

2. Укрепление мышечного корсета детей.

3. Снижение простудной заболеваемости на 47% в сравнении с 2013 годом.

4. Повышение заинтересованности родителей процессом физического развития и оздоровления детей по результатам анкетирования с 68% до 100%.

5. Повышение заинтересованности родителей процессом физического развития и оздоровления детей

Публикации по теме:

Сохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологийСохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологий На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий.

Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье»Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье» Девиз «Через движения и игру – к лучшей жизни!» Цель: повысить эффективность работы с родителями по оздоровлению детей; сформировать потребность.

Использование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУИспользование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУ Уважаемые коллеги приветствую вас! Хочу поделится своим опытом в использовании интерактивных технологий на занятиях. Что же такое интерактивная.

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУОпыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.

Отчет по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре» Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры» за 2016-2018 год Цели:.

Отчёт по первой годовой задаче «Сохранение и укрепление здоровья детей через реализацию детско-родительских проектов» Отчёт музыкального руководителя по 1-й годовой задаче «Сохранение и укрепление здоровья детей через реализацию детско-родительских проектов»Работа.

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Укрепление здоровья воспитанников через использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности
Опубликовано: 15 ноября 2020 в 19:54
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Укрепление здоровья воспитанников через использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Паромова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД