Безгодова Любовь
Укрепление мелкой моторики рук у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Источники способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев"
В. А. Сухомлинcкий
В современном мире в последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Особенно часто среди детских патологий встречаются нарушения, связанные с развитием речи. Количество детей с нарушением речи постоянно растёт. Увеличивается количество нарушений связанных со звукопроизношением, развитием лексико-грамматического строя, связной речи. Нарушения речи у детей разнообразны по выраженности, симптоматике и структуре становления, главной причиной неподготовленности их к обучению в школе родному языку. Кроме того, дети с нарушением речи часто имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук.
Темочки:
Вследствие малой двигательной активности мышцы рук становятся либо вялыми, либо слишком напряжёнными. Всё это отрицательно сказывается на
формирование предметно-практической и речевой деятельности. Учёными установлено, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика рук. Если развитие способности пальцев к таким движениям отстаёт, следовательно, задерживается и речевое развитие. Поэтому стимулировать речевое развитие детей путём тренировки пальцев рук очень важно. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи.
Ежедневно в педагогической практике педагоги используют пальчиковые и жестовые игры, содержащих стихотворения, которые дети дошкольного возраста изображают с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начинает легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игры и упражнения с различными предметами и материалами, например: «Волшебные прищепки», «Паутина», «Выложи картинку», «Разложи семена по тарелочкам» и т. д. Упражнения для укрепления мышц мелкой моторики помогут предупредить отставание в моторном развитии ребёнка и преодолеть отставание. Помимо сжимания и разжимания пальцев важно уделять внимание их расслаблению. Необычные виды массажа рук карандашом вызывают у детей особый интерес, поскольку сочетают тактильное воздействие и игр. Вначале движения с карандашом делают медленно. С улучшением уровня координации движения убыстряются по желанию детей. Для достижения желаемого результата необходимо регулярное выполнение этих упражнений. Заканчивать упражнения необходимо поглаживанием кистей рук (движения имитируют намыливание ладоней при мытье рук). «Стряхните» воображаемую воду с пальцев. Дошкольникам очень нравятся упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворных рифмовок. Пальчиковые и жестовые игры обладают способностью настраивать детей-дошкольников на концентрацию внимания, несмотря на положительное влияние игр и упражнений ими нельзя злоупотреблять – в течение дня к ним можно обращаться несколько раз. Отечественные учёные (Бехтерев В. М., Кольцова М. М., Фомина Л. В., которые изучали деятельность мозга, психику детей подтверждают связь движений рук с развитием умственной деятельности речи. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев. В ходе исследований была выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в переделах нормы; если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Следовательно, чтобы научить ребёнка правильно говорить, важно заниматься не только произносительной стороной речи, но и развивать подвижность пальцев. Развивать мелкую моторику и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребенка выслушивать, и запоминать, а потом и выполнять инструкции. С одной стороны - двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны – формирование движений происходит при участии речи.
Прежде чем приступить к выполнению упражнений, нужно учесть четыре основных принципа проведения занятий. Принцип дробления. Объем внимания детей ограничен. Поэтому ставьте перед ребенком только одну задачу. Если задача будет для него непосильной, то она может отбить всякое желание заниматься. Принцип нагрузки. Сущность этого принципа заключается в получении максимального тренировочного эффекта, с помощью предельной для данного уровня развития ребенка нагрузки.
Принцип деятельности – этот принцип обратный принципу дробления. сочетание текста и выполнения разных упражнений позволит добиться максимального тренировочного эффекта. Следует неоднократно показывать ребенку, как выполняется упражнение для того, чтобы он научился понимать и запоминать. Чем лучше ребенок этому научится, тем точнее и правильнее он будет выполнять поставленные перед ним задачи.