Макарова Ольга
Уголок эмоционального развития
▼ Скачать + Заказать документы
Уголок эмоционального развития.
Психоэмоциональное состояние ребё нка дошкольного возраста отличается нестабильностью: малыши ещё не умеют адекватно выражать свои чувства, срываются на агрессию, закрываются в негативных переживаниях. Это отражается не только на психическом, но и на физическом здоровье детей. Для того чтобы научить детей самоконтролю, самопринятию, в каждой группе организуется уголок (центр) психологической разгрузки.
Публикация «Уголок эмоционального развития» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Уголки и центры в группах
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Темочки
Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в неумении контролировать свой гнев, выражая его открытой агрессией; неуважении своих товарищей; неспособности руководить своими эмоциями, настроением, чувствами.
Для эмоционального развития детей и обеспечения их эмоционального благополучия в группе был создан уголок эмоционального развития.
Задачи:
• Создание условий для психологической разгрузки воспитанников;
• обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
• обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции;
• обучение детей бесконфликтному общению с помощью развивающих игр;
• повышения самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей;
• обучение воспитанников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
При подборе материала для психологических уголков мы учитывали потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Ведь сдерживание агрессии, эмоционального напряжения приводит к различным расстройствам ЦНС. Поэтому перед нами стояла задача — обучить детей приемлемым формам выражения агрессии и создать для этого все условия.
Уголок удобно размещен в группе, имеется зона уединения (домик, ширма, стенд настроения, зона для снятия стресса и релаксации. Цветовое оформление уголка выдержано в спокойных цветах, пастельных оттенках.
Имееются игрушки для расслабления, снятия напряжения: подушки-колотушки (когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей — это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья или подушку очень даже можно); мягкие игрушки, шнуровки «Волшебные веревочки», коробочка с клубочками «Связующая нить» (цветные клубочки пряжи разного размера, разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции, «Кто быстрее скрутит ленточку», коврик злости (дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет); ведерко для страхов, стаканчик для крика (если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче, мишени, мешочки с крупой для метания, (что является одним из приемов выражения агрессии); массажные мячики-ежики (мы обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться, мешочки настроений (если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа — растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение, «Кукла — подружка» и «Коробка-мирилка» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже, водные раскраски, аудиозаписи со звуками природы (шум моря, шорохи леса и т. д.) для отдыха
Большой выбор дидактических игр, игрушек и пособий для эмоционального развития («Угадай эмоцию», «Угадай настроение», «Конструктор эмоций», «Театр настроения», «Цифры-заплатки», «Собери бусы», «Посади бабочку на цветок», «Геомерическая мозаика», а также фотографии людей, детей, картинки людей, животных, сказочных героев, пиктограммы эмоций, пазлы.
Пособия на тактильные ощущения отлично развивают мелкую моторику, дарят ребенку новые тактильные ощущения и помогают снять мышечное напряжение и успокоиться. Тактильные мешочки с различными наполнителями (горох, гречка, рис и др., шелуха, пенопласт). На мешочках изображены эмоции. Игра "веселая гусеница" (при её изготовлении использовались фетр и другие материалы - разные по фактуре). Дети трогают, ощущают мягкую, гладкую, шершавую, ребристую поверхность. Игры с прищепками (развитие речи, общения, отвлечение ребенка от его грустных моментов, эмоциональная перестройка).
Теперь у детей есть возможность по мере необходимости снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, усталость, успокоиться, повысить настроение. Кроме того, игры из психологического уголка помогают детям распознавать свое эмоциональное состояние, анализировать его. Дети обучаются приемам саморегуляции, приемлемым формам выражения агрессии, навыкам коммуникативного взаимодействия.
У воспитателей теперь есть возможность грамотно и вовремя помочь детям и предоставить альтернативу «плохому поведению».
Все материалы в уголке эмоционального развития безопасны для детей.