Елизавета Андреевна Митасова
Уголок психологической разгрузки в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье человека — актуальная тема для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Здоровье ребенка с особыми образовательными потребностями, его социально-психологическая адаптация, развитие во многом определяются средой, в которой он живет.
Публикация «Уголок психологической разгрузки в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Уголки и центры в группах
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Темочки
Образовательная среда справедливо считается идеальным каналом для содействия здоровья. Здоровьесберегающий потенциал образовательной среды определяется созданием благоприятных условий для овладения ребенком физической, психологической и духовной культурой.
Сегодня я хочу познакомить вас с работой в уголке психологической разгрузки в группе для детей с особыми образовательными потребностями.
Нашу группу посещают 11 воспитанников. Из них 2 ребенка ЗПР и 9 детей ТНР. Вопрос о психологическом комфорте детей нашей группы является особенно актуальным. Поэтому мы организовали в группе уголок психологической разгрузки с учетом:
- возрастных особенностей детей;
- их индивидуального развития;
- интересов наших воспитанников;
- требованием ФГОС ДО и ФАОП к данным нозологиям.
Мы определили для себя, что главная задача его использования для нас – это максимальная социально-психологическая адаптация, которую мы решаем через следующие задачи:
- обучение приемам саморегуляции и умению владеть собой в различных ситуациях;
- обучение детей способам выражения гнева;
- обучению навыкам сотрудничества и согласованным действиям;
- обучение детей бесконфликтному общению;
- самосознание как один из форм самооценки;
Разрешите представить работу с детьми в уголок психологической разгрузки с позиции решаемых задач.
1. Обучение приемам саморегуляции и умению владеть собой в различных ситуациях.
Для решения задачи по обучению приемам саморегуляции и умению владеть собой в различных ситуациях используем изготовленный нами полог для уединения. Полог, оснащение которого соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Работа в пологе имеет несколько вариантов:
- Это самостоятельное пребывание ребенка, т. е. воспитанник самостоятельно может зайти в этот уютный уголок и спокойно посидеть или полежать на подушечке послушать колыбельные песни или книги. Все это помогает ребенку отвлечься, ощутить покой, покой и безопасность. Так дети учатся самостоятельно владеть собой: при раздражении успокаиваться, а при апатии быть более активным. Этому способствует стимуляция зрительных, слуховых и тактильных анализаторов.
В уголке есть мини-песочница. Манипулируем с песком, мы закапываем в него руки ребенка, можем медленно посыпать им по ладошкам, учимся рисовать с помощью указательного пальца или любых подручных материалов.
2 Обучение детей способам выражения гнева.
При проявлении агрессии у детей мы предлагаем им:
мы:
- порвать или помять бумагу,
- антистрессовые игрушки,
- «груша» для битья с боксерскими перчатками.
Все это помогает ребенку справиться с отрицательными эмоциями, выплеснуть накопившуюся энергию и снять повышенный мышечный тонус.
3. Для обучения навыкам сотрудничества и согласованности действий мы используем:
- «Ласковые варежки», приятные тактильные ощущения позволяют установить контакт между ребенком и взрослым, и после обучения, и между детьми. Можно использовать ее как «Мирилку»
- «Сухие бассейны» (для рук) - дети испытывают радость и удовлетворение, учатся взаимодействовать друг с другом в процессе игр «Найдите игрушку», «Пересыпание друг другу зернышек», «Спрячь ладошку соседа» и др.
4. Обучение детей бесконфликтному общению.
Одна из центральных задач социализации это конечно коммуникация. На протяжении всего пребывания в детском саду мы учим детей с помощью невербальных средств обращаться к взрослому и сверстникам и взаимодействовать. Поэтому в нашем уголке есть всеми любимые подушки. Ребенок лег или сел на эти подушки, значит, он хочет, чтобы на него обратили внимание, т. е. он готов к взаимодействию и общению. Так невербально мы учим детей вступать во взаимодействие со взрослым.
У нашего полога есть окно. Оно несет в себе функцию коммуникации. Здесь мы с ребятами играем в игру «Ку-ку»: в окошечко стучятся разные игрушки «Би-ба-бо». Дети постарше при обучении сами манипулируют с этими игрушками с помощью взрослого.
4. Самосознание как один из форм самооценки
Через тактильное восприятия мы формируем самосознание как важного средства контактов с предметным миром.
«Тактильные дорожки» стимулируют ноги, тем самым развивается навык осязания, учит детей расслабляться, прислушиваться к своему телу.
«Сухой дождь» из атласных лент позволяет стимулировать тактильные ощущения лица, рук, восприятию тела в пространстве. Атласные ленты опускаются вниз, словно струи воды, их приятно потрогать, перетирать в руках, проходить сквозь них касаясь лицом.
Альбомы с фотографиями и альбом «Семья». Рассматривая альбом с педагогом, дети находят себя и на фотографии и свою семью, свою половую принадлежность. «Я Саша, я девочка, это моя мама Таня, это мой папа Сережа». Также, рядом лежит телефон, на который ребята могут «позвонить» и выговориться, если это нужно.
Таким образом, комфортное пребывание в группе ребенка с Особыми образовательными потребностями, за счет комфортных условий и присутствия понимающего взрослого, способствует созданию у ребенка защищенности, спокойствия, уверенности. Богатство положительных эмоций развивает внутренние резервы ребенка, повышает адаптационные возможности организма. Ребенок приобретает навыки саморегуляции и коммуникации, что не мало важно при их социально- психологической адаптации.