Рыбакова Юлия Владимировна
Уголок природы как элемент развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Уголок природы как элемент развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
Рыбакова Юлия Владимировна, старший воспитатель,
ГБОУ города Москвы Школа№ 1542 Дошкольный корпус № 6.
Экологическое воспитание детей имеет важное значение именно в дошкольном возрасте. Ведь в этом возрасте происходит закладка знаний и усваивается сознательное и бережное отношение к природе. Формируются определенные трудовые навыки, умение наблюдать и сравнивать объекты живой природы. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения, а позже они складываются в твердые стереотипы, изменить которые уже трудно. Сформированный опыт детства сопровождает их всю жизнь.
Публикация «Уголок природы как элемент развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Система экологического воспитания включает в себя – определенное содержание, методы и формы работы. Важным аспектом является формирование понимания детьми специфики живого объекта. Растению на окне нужен свет и вода, птицам - крошки хлеба зимой в кормушке. Понимания детьми отличий предметов (неживых объектов) от предметов живой природы формирует элементарные знания, навыки правильного взаимодействия.
Создание условий необходимых для постоянного общения детей с природными объектами целиком ложиться на плечи взрослого. В семье это родители, стремящиеся воспитать своего ребенка любящим и уважающим красоту окружающей его природы. В дошкольном учреждении это - педагог, перед которым стоит задача по ознакомления детей с окружающим миром.
Помогает ему в этом правильно организованный уголок природы.
Комнатные растения не только оздоравливают микроклимат помещения - увлажняют, очищают воздух и обогащают его кислородом, но и являются обязательным объектом для размещения в нем. Четко подобранные комнатные растения дают возможность для организации содержательной, интересной воспитательно-образовательной работы с детьми. Дети каждодневно встречаются с его содержанием, что облегчает работу воспитателя. Заботясь об объектах природного уголка у детей, укрепляется интерес к природе, формируются положительные формы общения друг с другом.
Под руководством взрослого дети систематически наблюдают и ухаживают за комнатными растениями. В процессе ознакомления они получают знания и представления о том, как растут и размножаются растения, какие условия для этого нужно создать, формируются определенные трудовые навыки. Педагог при уходе за объектами природного уголка детского сада должен помнить, что его поведение и отношение является образцом, которому подражают дети. Он должен хорошо знать биологические особенности рекомендованных растений для природного уголка детского сада.
На сегодняшний день отбор комнатных растений для уголка природы осуществляется в соответствиями с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26) и «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования», которая соответствует ФГОС.
В программах и требованиях представлена широкая база, на основе которой проводится ознакомление детей с окружающим миром. Как опытному педагогу, так и молодому специалисту в помощь дано большое количество литературы сопровождающейся методическими рекомендациями таких авторов как: Веретенникова С. А. «Уголок природы в детском саду», Дыбина О. Б. «Ребенок и окружающий мир», Зебзеева В. А. «Теория и методика экологического образования детей», Марковская М. М. «Уголок природы в детском саду», Николаева С. Н. «Теория и методика экологического образования детей», Саморукова П. Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду». В них изложена система работы с детьми разных возрастных групп по ознакомлению с постоянными и сезонными обитателями уголка природы, указано примерное программное содержание, раскрыты приемы и методы.
Накопленный опыт практической работы, вышеперечисленных педагогов, формирует огромный пласт знаний и материала в помощь педагогу ДОУ для работы по ознакомлению детей с окружающим их миром природы.
Современные требования к развивающей предметно-пространственной среде обеспечивают максимальную реализацию образовательного потенциала. Правильно организованное пространство дает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослого во всех возрастных группах. Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной и должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Уголок природы в группе — это часть предметно-пространственной среды и соответственно к его содержанию (элементам) предъявляются определенные требования, прописанные в СанПин и Стандарте.
В соответствии с пунктами 6.11. (Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается) Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва об «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»», во всех возрастных группах детского сада размещены уголки живой природы, наполненные самыми разнообразными растениями.
Организация уголков природы и их наполнение описаны в методической литературе, но на практике предлагается маленький спекторе наглядного материала, который в своей основе не соответствует современным требованиям. В качестве наглядного материала педагогом чаще всего используется паспорт растений, который составлен силами самого педагога, в различных вариантах: тетрадка, папки и т. д. Оно, чаще всего, статично, и не представляет интереса для детей.
Опираясь на собственный опыт работы в детском саду, мы пересмотрели имеющиеся у нас в наличие наглядный, дидактический материал и решили попытаться придумать что-то новое, интересное как для детей, так и для педагогов ДОУ. Нами было сформировано портфолио в красочный альбом, собраны методические рекомендации и требования в единый сборник.
Наш сборник состоит из двух частей. Первая часть – портфолио комнатных растений, вторая часть - собранные и обобщенные требования. Мобильность портфолио, его трансформируемость очевидна, оно предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей, их
возраста. Оно подходит для организации уголка природы в группе и носит характер наглядного материала, стимулирующего познавательную и исследовательскую деятельность детей. Это современный формат для успешной реализации воспитательно-образовательной программы.
Во второй части указаны примерные программные требования к содержанию комнатных растений в соответствии с ФГОС и Требованиями СанПин, раскрыты приемы, и методы, которыми педагог пользуется при работе по ознакомлению с окружающим миром в формате природного уголка. В ней представлены основные требования и рекомендации к содержанию комнатных растений в группах ДОУ, раскрыты особенности и представлена картотека, с подобранными видами комнатных растений в соответствии с «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования», которая соответствует ФГОС.
Сборник ориентирован на молодых специалистов, воспитателей, родителей, и всех, кто интересуется вопросами целостного воспитания детей дошкольного возраста.
Мы надеемся, что наша работа найдет своего пользователя и привнесет яркие красочные цвета в оформление современного детского сада.