Надежда Флёрова
Уголки природы в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Уголки природы в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах
Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребёнка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путём создания разнообразных уголков природы в групповых помещениях.
Темочки:
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать:
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.
п. 7.5. не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
Оформление уголка природы в групповой комнате требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с природой, а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу, бережно относиться к комнатным растениям. Но, не наличие уголка в группе сделает процесс ознакомления воспитанников с природой эффективным, а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно-образовательной работы.
Требования при организации в ДОУ уголков природы :
- уголок природы должен быть ярким и красочным;
- стеллажи, полки обязательно закреплены;
- календарь природы в каждой возрастной группе;
- недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;
- цветы располагаются на уровне глаз ребёнка;
- оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающимися крышками;
- природный материал должен размещаться в достаточном количестве;
- оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.
Требования к отбору обитателей уголка природы :
1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.
3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.
4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных;
дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведёт их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения детского учреждения.
Значение уголков природы в ДОУ
- Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к её познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
- Эколого-эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.
- Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).
- Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.
- Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.
Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, вторые вносятся на короткое время.
Постоянные обитатели уголков природы в детском саду – комнатные растения. Они издавна украшали жилища человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т. д.).
Комнатные растения - ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.
В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие:
- четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонёк», азалия, китайский розан).
- растения с пёстро-окрашенными листьями – колеус
Из предложенных воспитатель подбирает 3-4 вида растений
Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).
В средней группе комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.
В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам. Уголок природы пополняется новыми растениями: разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы).
- два вида традесканций
- сеткреазия
- витис (комнатный виноград)
- вьющийся плющ
- фикус
- зигокактус
- папоротник
- цикламен
- разные виды бегонии
- амариллис
В старшей группе в уголок природы размещают 8-10 растений.
Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе – формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы : зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света, зависимости внешнего строения. Растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге : циперус, который в течении 10 месяцев в году растёт в очень влажной почве (вазон помещают в воду); сакулентовые (1-2 вида, требующие очень небольшой и редкой поливки, традесканции – с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки поливать которые следует весьма умеренно.
Знания детей дополняются о некоторых способах вегетативного размножения растений. Побегами (герани, фуксия, розы, бегонии); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера); размножаются делением куста (аспидистра, аспарагус) размножение клубнями (глоксиния). Живородящие растения – камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм.
Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени.
Осенью:
- Букеты осенних цветов в вазах;
- Цветущие растения цветника (астры, хризантемы, бархатцы)
- Поделки детей из природного материала (старшая и подготовительная группа)
Зимой:
- Ящики с посадками (лук, овёс, бобы и т. д.)
- Ветки деревьев и кустов в вазах;
- Икебаны, поделки детей
Весной:
- Ветки деревьев и кустарников в вазах;
- Ящики с рассадой;
- Букеты разно-цветущих растений (верба, цветы)
Летом:
- Букеты цветов в вазах.
В каждой возрастной группе обязательно должен быть календарь природы, где дети после наблюдений на прогулке заполняют календарь наблюдений. Заполнение календаря природы – дело повседневной жизни. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы.
В младшей группе вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, «выпускают» её погулять. Рассматривают волшебный круг и закрепляют время года, называя его отличительные черты (ветер, дождь, снег, солнышко).
В средней группе взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице и выставить их на табло календаря природы.
В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. Дополняя календарь зарисовками детей, «Какая сегодня была прекрасная осенняя или зимняя погода».
В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками – галочками соответствующего цвета.
Еще один вид календаря – это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть цветы, пересаженные с клумбы, луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.
Дневник наблюдений за ростом и развитием растений.
«Огород на окне»
В уголке природы в каждой группе необходимо иметь :
- натуральные овощи и фрукт, либо их муляжи
- наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее
- альбомы «времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные
- рисунки детей о природе и поделки из природного материала
- материал для труда
- оборудование для экспериментов
- для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал
- для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами
- дидактические игры природного содержания
- инвентарь для ухода за растениями (лейки, щеточки, палочки для рыхления, тряпочки и др.)
Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований программы воспитания.
Затем макеты.
Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.
Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Сухомлинский В. А.