Евсеенко Оксана
Развитие творческих способностей через изготовление традиционных тряпичных кукол
«Развитие творческих способностей через изготовление традиционных тряпичных кукол»
Публикация «Развитие творческих способностей через изготовление традиционных тряпичных кукол» размещена в разделах
Цель: создание условий современного этнохудожественного образования и дальнейшее развитие творческой личности и сохранение национального богатства русского народа»
Актуальность: в современных условиях поиска путей духовного возрождения России важно обращение к народной культуре, формирование личности, которая сможет в будущем развивать и сохранять традиции своего родного края и всей России. В современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков.
Виды кукол по назначению : обереговые, обрядовые, игровые
Обереговые – куклы создавались для того чтобы оберегать человека от различных напастей. Их брали с собой в дорогу, укладывали в кроватку маленьких детей, развешивали в избах, чтоб уберечься от злых духов. К обереговым куклам относятся - «Куватка», «Ангелочек», «Колокольчик», «Кубышка-Травница», «Бессонница», «Берегиня», «Десятиручка», «Узелковая» и многие другие.
Обрядовые – куклы принимали участия в различных обрядах, без которых не возможно было осуществлять посевы, сборы урожая, праздновать свадьбы и многое другое. К обрядовым куклам относятся – «Крупеничка», «Покосница», «Масленица», «Неразлучники», «Коза», «Пасхальная голубка», «Отдарок на подарок» и другие.
Игровые – куклы создавались для игры с детьми. Сначала их делала мама, а вскоре дети сами делали для себя кукол. Благодаря куклам дети развивались, девочки получали первые навыки рукоделия, мальчики играя в куклу «Куклак» мерялись силой. В целом, через игру с куклами дети учились понимать вопросы социально бытовой стороны жизни. Игрушка служила и служит наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире. К игровым куклам относятся - «Зайчик на пальчик», «Сорока-Белобока», «Узелковая», «Бабочка», «Столбушка» и другие.
Вывод: в результате проведенной работы мы познакомили детей педагогов и родителей с историей появления народной куклы, её назначением, и технологией изготовления. Через изготовление кукол дети начинают постигать свои корни. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст забыть свою историю. На народную игрушку не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Для воспитания нравственности нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством России. Это позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну.