Ольга Ивановна Горбачева
Учитель искусства в пространстве культуры инновационного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня никто не спорит, что эстетическое воспитание – это глубокий, многолетний, целенаправленный педагогический процесс, в результате которого формируется эстетическое отношение ребенка к окружающему миру, формируется культура взаимоотношений с людьми. Одну из главных ролей в этом процессе играет учитель изобразительного искусства в школе. Жизнь в XXI веке ставит перед школой, перед учителем, особенно перед учителем изобразительного искусства, новые цели и задачи. Изменились ценностные ориентации в обществе. Свободная, духовная, культурная, образованная, гармонично развитая личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира, быть конкурентоспособной.
Публикация «Учитель искусства в пространстве культуры инновационного образования» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2018
И в результате всего изученного у меня сложилось свое видение процесса инновации в системе изобразительного искусства. Я думаю, что «Инноватика» должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. А цель инновации - повысить качественный уровень образовательно-воспитательного процесса. Наверное, многие со мной согласятся, что легче всего что-то повторить из прошлых лет, чем разработать и внедрить новое. Но как для многих творческих, педагогов, моей основной задачей стало – предложить ребятам такую новую и увлекательную работу, которая была бы интересна ребятам. Инновационные технологи не должны быть односторонними, предлагающими только развитие умственных способностей ребят. Во-первых, пришлось пересмотреть взаимоотношения «учитель – ученик». Именно такая организация взаимодействия помогла предоставить ребятам максимальную инициативу. Вместо готовых традиционных уроков, дети погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими самими. Я думаю, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Главным принципом любой инновации является бучение новым видам деятельности, переход на новый уровень развития, который определяется качеством образования. Проблема качества образования — педагогическая реальность, отражающая потребность образовательной практики в научной обоснованности образовательного процесса, ориентированного на прогнозируемые педагогические результаты, качественные изменения. Только меняющийся, развивающийся и совершенствующийся учитель может подготовить ребенка к вступлению в непростую и противоречивую действительность современной жизни. Педагог должен иметь потребность в собственном развитии, способность к восприятию инноваций, желание обучаться и внедрять в практику новые методики и технологии, уметь ориентироваться в широком спектре инновационных идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Поэтому главным является вопрос компетентности педагога, уровень его инновационной культуры. За последние десятилетия значительно вырос в общем смысле уровень развития учащихся, особенно в сфере информационных технологий и общественных коммуникаций. Новое содержание образования устанавливается Федеральным государственным образовательным стандартом через требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации образовательных программ.
Профессиональный стандарт педагога выделяет личность учителя как ключевую фигуру реформирования образования, и устанавливает главное профессиональное качество, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам - умение учиться.
Исходя из вышеизложенного и того, что учебные предметы ИЗО, черчение и МХК преподаются на ступенях начального, основного и среднего общего образования, целью своей профессиональной деятельности представляю реализацию персонифицированной модели социального и профессионального самоопределения обучающихся на уроках ИЗО, черчение, МХК и во внеурочной деятельности по этим предметам на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий, направленных на развитие универсальных учебных действий и ключевых компетенций.
По предметам ИЗО, черчение и МХК итоговый контроль в форме ГИА и ЕГЭ не предусмотрен.
Высокая результативность, стабильность и положительная динамика уровня и качества освоения обучающимися учебных программ по ИЗО, черчению и МХК подтверждаются в ходе ежегодного внутришкольного контроля. (Данные успеваемости в учебных журналах и аналитических справках администрации школы).
Высокие учебные результаты школьников подтверждаются в ходе независимых диагностических обследований проводимых ЮФУ.
По окончанию курса обучения проводится итоговый просмотр ведущими сотрудниками факультета технологии, изобразительного искусства и профессионального образования Южного Федерального Университета: кафедры методики, технологии дизайна и ДПИ и кафедры живопись, графика и скульптура Института архитектуры и искусств Южного Федерального Университета. По результатам просмотра талантливые и одаренные дети награждаются похвальными грамотами.
Основными формами внеурочной деятельности по ИЗО являются кружки «Волшебная кисточка» и «Донская палитра», а также обучение в Багаевском отделении центра довузовской изодеятельности факультета изобразительного искусства (ЦДИ ФИИ) ПИ ЮФУ, работающего на базе МБОУ Багаевская СОШ № 2 и реализующего программы довузовской подготовки направленные на социальное и профессиональное самоопределение обучающихся, а также на подготовку наиболее одаренных из них к поступлению в художественные учебные заведения.
Количество обучающихся участвующих в кружках ИЗО и ЦДИ ФИИ ПИ ЮФУ за 2 года увеличилось на 21 человек или в среднем на 9%.
Ученики, посещающие кружки ИЗО и ЦДИ ФИИ ПИ ЮФУ, вместе с другими школьниками, принимают участие в разнообразных формах и мероприятиях внеурочной деятельности по ИЗО, черчение и МХК: выставки, олимпиады, конкурсы плакатов, акции, другие мероприятия.
Мною было инициировано участие школы в реализации инновационного проекта областной экспериментальной площадки «Регионального образовательного досугового центра «Изобразительное творчество», в соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 29.11.2006 г. № 2457 о присвоении статуса экспериментальной площадки регионального уровня, данному инновационному проекту Педагогического института Южного федерального университета:
1) воспитанники Центра довузовской ИЗО-деятельности включены в художественно-творческую и выставочную деятельность Южного регионального отделения Российской академии художеств;
2) ежегодно преподаватели Центра довузовской ИЗО-деятельности участвуют в организации и проведении Южно-Российской межрегиональной олимпиады школьников по комплексу предметов «Культура и искусство».
С 2010 года - Центр довузовской изодеятельности, имеющий единственное отделение в сельской местности Ростовской области, в котором я являюсь руководителем и преподавателем Багаевского отделения с момента его основания.
С 2015 года – на базе Центр довузовской изодеятельности открыта Архитектурно-художественная региональная школа
Целью работы центра является общее художественно-эстетическое образование, развитие и восприятие учащихся, а также подготовка наиболее одаренных из них, к поступлению в художественные учебные заведения.
В Багаевском отделении в изостудии занимаются дети 7-11 лет – начального курса обучения ступень (образовательный модуль №1, а дети, достигшие 12 – 16 лет по программе начального курса обучения 2 ступень (образовательный модуль №1). Также в этом году набрана группа (возраст учащихся 5 лет) на подготовительный курс Занятия проводятся по расписанию, по четыре академических часа.
В Багаевском отделении ЦДИ ФИИ ПИ ЮФУ во время летних каникул работает летняя школа, где учащиеся проходят пленэрную практику. Пленэрная практика проводится в летний период, обычно в июне, по 16 часов в каждой группе.
Пленэрная практика является важной и неотъемлемой составной частью обучения детей реалистическому отображению окружающей действительности. После прохождения пленэрной практики учебный год считается оконченным. В 2014 году прошел областной (выездной) конкурс-пленэр «Люблю тебя, Петра творение.», посвященный 215-й годовщине со дня рождения А. С. Пушкина для детей начального курса обучения 2 ступени, 7 учащихся приняли в нем участие. Экскурсионно-пленэрная программа: С. -Петербург, Петергоф, Павловск, Ораниенбаум, Царское Село, Гатчина, Великий Новгород.
В МБОУ Багаевской СОШ № 2, на базе Центра довузовской изодеятельности, на основании договора с ЮФУ, открыта площадка №16 для проведения заключительного этапа «Южно-Российской межрегиональной олимпиаде школьников «Архитектура и искусство».
С 2010 г. сотрудники Центра довузовской ИЗО-деятельности ПИ ЮФУ участвуют в реализации Федеральной целевой программы развития образования. Реализовывался проект ЮФУ «Организационно-методическое сопровождение развития кадетских образовательных учреждений, а также учреждений, осуществляющих образовательный процесс с использованием культурно-исторических традиций казачества»
Образовательная программа внеурочной деятельности ЦДИ ФИИ ПИ ЮФУ разработанная мною применяется в работе преподавателями ЦДИ ФИИ ПИ ЮФУ
Обучающиеся принимают участия в международных конкурсах и выставках.
Результаты моей внеурочной деятельности имеют высокую общественную оценка.
При разработке рабочих учебных программ по ИЗО, черчению и МХК мною использовались нормативно-правовые, дидактические и методические средства.
Рабочие учебные программы по ИЗО, черчению и МХК разрабатывались на основе нормативно-правовых средств:
- Закона Российской Федерации «Об образовании»,
- Федерального государственного образовательного стандарта,
- ФГТ к общеобразовательным программам в области «Искусства», к результатам и условиям освоения предмета,
- Обязательного минимума содержания основного общего образования, и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство,
- Примерных программ по ИЗО, черчению и МХК, утвержденных Министерством Образования и Науки РФ,
- Федерального перечня учебников,
- Материалов авторских учебно-методических комплексов.
Применялись дидактические средства разработки рабочих учебных программ по ИЗО, черчению и МХК:
- Базисный учебный план ОУ,
- Инновационная учебная программа «Изобразительное искусство» 5-8 класс.
- Примерные программы по черчению и МХК, утвержденные Министерством Образования и Науки РФ :
• Черчение с элементами компьютерной графики. 7-9 классы (под ред. В. В. Степаковой)
• МХК в 10-11 классах (1час в неделю) программа Г. И. Даниловой (М. : Дрофа, построенная по историко-хронологическому принципу и полностью обеспеченная учебниками и электронными пособиям к ним на CD-носителях.
При составлении рабочих учебных программ по ИЗО, черчению и МХК использовались методические средства:
- основывалась на сквозном принципе построения, то есть предусматривала определенное распределение элементов содержания курсов не на один год, а поступательно, с начала и до его завершения.
- применялся следующий алгоритм:
1. Формулирование целей.
2. Определение предметных, метапредметных и личностных задач, решение которых предполагается при изучении всего курса.
3. Прогнозирование результатов, которые должны быть достигнуты по завершении изучения курса в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающих программ.
4. Распределение содержания учебного материала по годам обучения.
5. Определение методов, приемов и технологий обучения, которые предлагается использовать при проведении курса.
6. Разработка содержания и формы проведения итогового и рубежного контроля, определение его периодичности.
7. Составление годичного учебного плана обучения.
8. Календарно-тематическое планирование.
Эффективность реализации рабочих программ подтверждается высокими результатами и позитивной динамикой учебных достижений по предмету ИЗО.
С января 2014 года - член Международного союза педагогов-художников
Современный учитель должен создавать такие условия, чтобы каждый учащийся был вовлечен в процесс активной познавательной деятельности и применял на практике полученные знания. Решить актуальные проблемы образования с учетом необходимости развития личности могут помочь современные образовательные технологии, в том числе информационные технологии.
Применение современных образовательных технологий дают возможность достижения требований ФГОС к результатам освоения образовательных программ предметным, метапредметным и личностным, которые определяют цели урочной и внеурочной деятельности.
В своей работе я использую инновационные образовательные технологии рекомендованные ФГОС и способствующие развитию ключевых компетенций и УУД, которые ведут к радикальному изменению привычной позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. В основе учебного процесса должно лежать овладение способами приобретения знаний, а не только повторение действий учителя.
В соответствии с целями образовательной области «Искусство» система обучения должна активно включать учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проектной деятельности.
Наиболее адекватны поставленным целям «проектное обучения», «обучение в сотрудничестве», «разноуровневое обучение», реализуемые на основе персонифицированного, индивидуального и дифференцированного подходов к обучению. Эти технологии могут быть легко интегрированы в существующий в настоящее время учебно-воспитательный процесс без затрагивания содержания обучения и при сохранении всех достижений отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик преподавания.
Технология проектного обучения предоставляет неограниченные возможности для подлинного сотрудничества учителя и учащихся. Участие школьников в проектной деятельности обеспечивает большие возможности для их развития как современной творческой личности. Необходимо обеспечить интегративную основу обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполнения проектов.
В своей практике использую и технологию уровневой дифференциации «Лестница достижений». Данная технология дает возможность овладевать учебным материалом на разных уровнях. Представляет систему диагностики обучаемости, которая формирует первичные уровневые группы. Первый уровень предполагает осмысление и воспроизведение новой учебной информации, второй – выполнение заданий по образцу, третий – выполнение заданий в новой ситуации.
Использую технологию «Обучение в сотрудничестве». Совместное систематическое выполнение групповых заданий создает условия для взаимопомощи и индивидуальной поддержки, а также позволяет школьникам развить интеллектуальные умения и навыки самостоятельной работы.
Применяю технологию поэтапного формирования художественных действий. В основу концепции обучения положена гипотеза о ведущей роли практического знания и, в частности, содержательного обобщения в формировании интеллекта.
Часто использую технологию проблемного обучения, инновационный характер которой проявляется в том, что она активизирует и развивает мышления и творческие способности, стимулирует познавательные потребности, создает условия для овладения исследовательскими методами поисковыми процедурами.
Кроме этого использую самостоятельную исследовательскую работу на уроке и вне урока, дискуссии, «мозговой штурм», интервью, консультации.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью сети Интернет: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира и др.
Корме этого, для своих учеников, я даю консультации по скайпу и в социальных сетях.
Для совершенствования качества образовательного процесса использую в своей практике открытые информационные ресурсы
- «Сеть творческих учителей» - https://www.it-n.ru/ - персональный профиль
- «Открытый класс» - https://www.openclass.ru/ https://www.openclass.ru/user/397616 - персональный профиль
- «Про Школу. ру» - https://www.proshkolu.ru/user/gorbacheva13/ - персональный профиль
Интернет-ресурсы рассматриваю как эффективное средство для вовлечения учащихся в активную практическую деятельность, а так же как обмен опытом с коллегами.
Сеть Интернет дает возможность для широкого представления инновационного опыта педагогическому сообществу. Мною представлены разработки моих уроков на сайте «Открытый класс»; создано портфолио на сайте «Союза педагогов-художников», открыт персональный профиль на сайте «Про Школу. ру», «Сеть творческих учителей», «Маам. ру»
- «Сеть творческих учителей» https://www.it-n.ru/ - персональный профиль.
- «Открытый класс» персональный профиль https://www.openclass.ru/https://www.openclass.ru/user/397616
- «Про Школу. ру» - https://www.proshkolu.ru/user/gorbacheva13/ - персональный профиль.
- «Маам. ру» - https://www.maam.ru/users/353370 - персональный профиль.
- «Союз педагогов-художников» - https://art-teachers.ru/ - портфолио
Оценка качества моей образовательной деятельности представлена в благодарностях, грамотах и других.
Целью своей профессиональной деятельности представляю реализацию персонифицированной модели социального и профессионального самоопределения обучающихся на уроках ИЗО, черчение, МХК и во внеурочной деятельности по этим предметам на основе эффективного использования современных образовательных технологий.
При реализации персонифицированной модели социального и профессионального самоопределения обучающихся выделяю следующие направления в обучении ИЗО, черчения и МХК:
При реализации персонифицированной модели социального и профессионального самоопределения обучающихся выделяю следующие направления в обучении ИЗО, черчения и МХК:
- общеразвивающее, направленное на становление гуманистических и интеллектуальных качеств личности общими средствами искусства на уроках ИЗО, черчение, МХК (В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Т. Я. Шпикалова и др.,
- специально-развивающее, акцентирующее развитие отдельных качеств личности при использовании конкретных средств и видов искусства во внеурочной деятельности по ИЗО (С. А. Золочевский, С. А. Полищук, Ю. А. Полуянов и др.).
Свою деятельность по этим направлениям основываю на следующих ведущих принципах: эстетико-воспитательному, эмоционально-ценностному, кулътурологигескому, логическому.
Эстетико-воспитательный принцип направлен на воспитание эстетического восприятия, художественного вкуса и становлением творческого воображения, пространственного мышления.
Эмоционально-ценностный принцип основан на признании сосуществования в школьной педагогике двух «параллельных» форм познания мира — рационально-логической и эмоционально-образной, которые могут сосуществовать и гармонично взаимодополнять друг друга.
Культурологический принцип представлен становлением нравственно-эстетического миропонимания у учащихся, которое происходит в процессе системного, комплексного освоения народного искусства.
Логический принцип состоит в развитии логического мышления, наблюдательности, внимания, в рассуждении на основе впечатлений, в аналитическом выборе соответствующего художественного средства или приема.
Применение современных образовательных технологий дают возможность достижения требований ФГОС к результатам освоения образовательных программ предметным, метапредметным и личностным, которые определяют цели урочной и внеурочной деятельности.
Для достижения предметных, метапредметных и личностных целей, необходимо строить образовательный процесс, базирующихся на четырех аспектах: учиться знать, учиться действовать, учиться быть, учиться жить вместе, выделенных как основные для педагогики XXI в., что позволяет более эффективно достичь социального и профессионального самоопределения обучающихся.
После прохождения обучения в 2011 году по подготовке экспертов «Нормативное регулирование и технологии экспертизы профессиональной компетентности педагога в ходе аттестации педагогических кадров» новым видом деятельности стала деятельность в профессиональном экспертном сообществе. Это позволило взглянуть на свою профессиональную деятельность со стороны эксперта. Данный взгляд позволил значительно улучшить систему профессиональной педагогической деятельности через совершенствование процесса управления качеством педагогической деятельности и овладение профессиональными компетенциями, определенными в Методике оценки уровня квалификации педагогических работников.
С 2008 года назначена Ответственным лицом по организацию отборочного и заключительного этапов проведения Южно-Российской межрегиональной олимпиады школьников «Архитектура и искусство» на площадке МБОУ СОШ № 2 ст. Багаевской Ростовской области
Также с 2008 года - член предметной комиссии по живописи, рисунку и композиции Южно-Российской межрегиональной олимпиады школьников «Архитектура и искусство»
Особенности моей методической системы отражаются в учебно-методических публикациях Второго Всероссийского фестиваля передового педагогического опыта «Современные методы и приемы обучения» проходящего в феврале - мае 2014 года. Материалы фестиваля 2014 года
Мной разработаны учебные программы «Графика» (элективный курс) 9 класс и «Основы дизайна» (элективный курс) 9 класс.
Учебная программа «Основы дизайна» получила диплом конкурса и была опубликована в международном сетевом образовательном журнале ART TEACHER - https://art-teacher.ru/archives/2232
Аспекты моей работы с творчески одаренными и талантливыми детьми нашли отражение в работе ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Профессиональный стандарт педагога выделяет личность учителя как ключевую фигуру реформирования образования, и устанавливает главное профессиональное качество, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам - умение учиться.
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений выделяются как характеристики успешного педагога.
Возникает необходимость овладения учителем новыми профессиональными компетенциями как способностью успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач:
• Работа с одаренными учащимися.
• Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
• Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
• Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:
• Общепользовательская ИКТ-компетентность.
• Общепедагогическая ИКТ-компетентность.
• Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность.
В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.
Выдвигается ряд компетентностей в обучении, воспитательной работе и развитии, а также психолого-педагогические требования к квалификации учителя.
Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
2009 год – победитель конкурса лучших учителей ПНПО;
2010 год – участник выставки «Художники-педагоги и ученики» в Московском академическом художественном лицее г. Москва;
2014 год - участник выставки в рамках благотворительной акции «Творчество дарит добро» во время проведения I Всероссийского форума педагогов-художников, г. Москва;
2014 год – участник Международной выставки, посвященной 200-летию со дня рождения Т. Г. Шевченко (Ростовская региональная украинская национально-культурная автономия при поддержки Генерального консульства Украины в Ростове-на-Дону);
2014 год – лауреат Премии Губернатора Дона;
2015 год – участник II Международной выставки педагогов-художников