Двойченко Елена Борисовна
Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Нет детей, равнодушных к выразительной речи, музыке и движению. Уже с рождения маленький человек чутко реагирует на родной голос матери, успокаивается под звуки колыбельной или начинает двигаться под веселую музыку. Я верю в музыкальную одаренность каждого ребенка, но мир взрослых, полный множества шаблонов накрепко запирает для детей двери в страну прекрасного. Своей задачей я считаю продлить детям волшебный мир детства, полный фантазии, свободы самовыражения, лишенный рамок и шаблонов.
Публикация «Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Взрослые постоянно забывают о том, что ребенок, по сути, ничего нам не должен. Его задача не ублажать нас показом своих достижений, навыков и умений, а расти здоровым, счастливым и свободным. Для достижения всего этого мне помогает орф-педагогика. В результате применения этой методики происходят огромные внутренние изменения в детях, выражающиеся в потоке идей и творческих импульсах, которые невероятно ценны для ребенка.
Всесторонне развивать личность ребёнка, используя его природную потребность двигаться, петь, играть, музицировать и желание участвовать во всех этих видах деятельности одновременно — вот главные принципы данного метода. Именно в этой полихудожественной деятельности активизируются, раскрываются все сферы жизнедеятельности ребёнка – его эмоциональность, активность, индивидуальность, творческий потенциал, межличностные отношения, что в конечном итоге даёт основу для полноценного развития личности и успешности человека в будущем.
Занятия, где во главу угла ставится единство музыки, движения и речи с ориентированностью на процесс, а не на результат очень важны для детей дошкольного возраста.
Основными видами деятельности на таких занятиях являются:
• пение
• речевое музицирование
• игра на детских музыкальных инструментах
• озвучивание стихов и сказок
• импровизированное движение
• танец
• пантомима
• спонтанная импровизированная театрализация
Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты)
Первым инструментом человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас. Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.
Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т. д. Музицированию с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. Звучащие жесты являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека, что очень важно для всех детей.
Музыкальные инструменты, конечно, составляют главную строку в успехе элементарного музицирования у детей. Инструмент – символ музыки, и его привлекательность для них никогда не померкнет. Игра на различных музыкальных инструментах — это самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности детей.
Инструменты могут быть разнообразны, при отсутствии настоящих инструментов не плохую службу могут сослужить самодельные. Вы можете мастерить инструменты сами и привлекать к этому детей и их родителей, создавая целые не ординарные композиции с самодельными инструментами.
Речевые игры
Речевые игры (или речевое музицирование) начинается с игр с фонемами, фонемными слогами. Из опыта многих педагогов известно, что дети с воодушевлением воспринимают звуковую бессмыслицу. Основным жанром речевого музицирования является речевая пьеса, текст которой не поётся, ритмично декламируется.
В музыкально-речевых пьесах могут удачно сочетаться речь, звучащие жесты и движение. Предложенный стихотворный текст дети пробуют ритмизировать по-своему, выразительно продекламировать, обыгрывая его мимически. Речевые упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха. Ритм, заключённый в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты и т. п.
Помимо развития чувства ритма речевые игры и упражнения служат также лучшим средством развития интонационного слуха, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов.
Игры с пением и движением
(пантомима-импровизация, ритмо-двигательные каноны)
Одной из самых увлекательных форм музицирования является ритмо-двигательный канон. Ритмо-двигательный канон – это канон, в котором есть речевой канон и канон движений. Музыкального канона нет т. к. мелодии короткие, как формулы. Впоследствии дети должны сами придумывать движения и мелодии.
Детские танцы
О детских танцах хотелось бы сказать кратко. Простые детские танцы – это, прежде всего активная форма слушания и переживания музыки посредством движения. Маленькому ребенку сложно воспринимать музыку, особенно классическую, просто сидя на стульчике.