Галина Сингаевская
Учимся составлять описательный рассказ
▼ Скачать + Заказать документы
Учимся составлять описательный рассказ.
Как научить составлять описательный рассказ, используя игру «Магазин»
Предложите ребёнку поиграть в магазин, например - овощной. Разложите на столе – «прилавке» игрушки и объясните, что вы будете продавцом, а ребёнок покупателем. Но поставьте перед ребёнком условие, что игрушку вы продадите, если ребёнок опишет её, но не станет называть.
Публикация «Учимся составлять описательный рассказ» размещена в разделах
Для детей 3 – 4 лет можно предложить описывать предмет по 2 - 3 признакам: форме, цвету и вкусу. Для детей 4 – 5 лет по 3 - 4 признакам: форме, цвету, вкусу, какой на ощупь. Детям 5 – 7 лет следует предложить описать предмет по следующим признакам: цвет, форма, вкус, какой на ощупь, где произрастает, что можно приготовить, как ухаживать и т. д.
После того, как ребёнок научился составлять элементарные описательные рассказы, можно попробовать описывать предметы, сравнивая друг с другом. Сравнивать можно:
- описывая два предмета по очереди ( например: «Лось большое животное. По цвету он тёмно-коричневый. Рога у него широкие, низкие и расходятся в разные стороны. Олень меньше лося. Окрашен он в серо-белый цвет. Рога у оленя высокие, ветвистые.);
описывая предметы параллельно. Для сравнения предметов этим способом, можно использовать игру «Теремок». Эту игру можно использовать при изучении любой лексической темы. Для этого стоит построить теремок из кубиков, конструктора или любого другого материала. Рядом расположите игрушки: лису, волка, медведя, ёжика, зайца.
Начинает рассказывать взрослый : «Бежит по полю ёжик. Вдруг, видит, стоит в поле теремок. Подбежал ё жик к теремку и стучит: тук-тук-тук. Кто – кто в теремочке живёт, кто – кто в невысоком живёт? Никто не отвечает. Зашёл ёжик в теремок и стал там жить». Затем взрослый предлагает ребёнку выбрать любую игрушку и, повторяя слова взрослого, подбежать к теремку.
Ребё нок говорит: «Бежит по полю волк. Вдруг, видит, стоит в поле теремок. Подбежал волк к теремку и стучит: тук-тук-тук. Кто – кто в теремочке живёт, кто – кто в невысоком живёт»?
Взрослый отвечает: «Это я ёжик. А ты кто»?
Ребё нок: «А я волк. Пусти меня к себе жить».
Взрослый: «Я тебя пущу, если ты мне скажешь, чем ты на меня не похож (или похож)»?
Ребёнок может сравнивать животных по определё нной схеме:
• внешний вид;
• где живёт;
• чем питается.
Ребё нок: «У тебя колючки, а у меня шерсть. Ты живёшь в норе, а я в логове. Ты ешь змей, а я мясо животных».
В этой игре можно сравнивать:
• всех животных с одним и тем же животным (ёжика с волком, ёжика с лисой, ёжика с медведем, что подходит для детей 4 – 5 лет;
• или с тем, кто последний зашёл в теремок (ёжика с волком, волка с лисой, лису с медведем и т. д.). этот вид рассказа приемлем для детей 5 – 7 лет.
Детям можно предложить составлять описательные рассказы по плану (по вопросам, которые уже заготовлены взрослым) и по схеме. В зависимости от возраста детей, можно маневрировать, как количество вопросов, так и количество картинок в схеме.
План рассказа.
1. Что это (овощ, фрукт или ягода?
2. Какого цвета?
3. Какой формы?
4. Какого размера?
5. Какой на вкус?
6. Где растёт?
7. Какой он на ощупь?
8. Что можно из него приготовить?
Ещё можно предложить метод составления рассказа по опорным картинкам, которые можно рисовать схематично, не затрачивая на это большое количество времени. Такой метод удачно использовать при описании времен года. Увеличивая или уменьшая количество картинок, их можно использовать для детей разных возрастов.
Но составлять рассказы можно и по сюжетным картинкам. На картинках могут
быть изображены и времена года, и действия людей, и присутствовать сюжеты из жизни животных и птиц. Для детей среднего возраста используйте картинки с простым сюжетом.
Составлять описательный рассказ
по сюжетной картине можно,
опираясь на саму картинку
и рифмованный текст.
Этот метод хорошо использовать
для обучения детей 3 – 4 лет.
«Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
Белю поля, дома,
Зовут меня … (зима)».
Можно составлять сравнительный рассказ, например, о временах года, отвечая на вопросы взрослого, детям 4 – 5 лет.
• Какая листва летом? Зимой?
• Какое небо летом? Зимой?
• Какие дни летом? Зимой?
• Что происходит с деревьями летом? Зимой? и т. д.
• составление предложений по опорным словам (снег, солнце, небо, погода, деревья, птицы, животные, игры детей);
• объединение предложений в рассказ
• придумывание названия рассказа («О чём мы составляли рассказ?», «Как его
назвать?»). Желаем успехов!