Галина Шумилина
Консультация для родителей «Учим детей правильно и красиво говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Учимся правильно – красиво говорить
Речь – это визитная карточка любого человека. Речевое развитие начинается с рождения и длится всю нашу жизнь. Давайте рассмотрим особенности развития речи в норме, в зависимости от возраста:
- Младший дошкольный возраст (2-3 года) : Дети уже в значительной мере овладевает речью, но речь недостаточно ясна и чиста по звучанию. Наиболее характерные речевые недостатки для этого возраста – это общая смягчё нность речи: «лёзетька –ложечка; дадють-дадут», многие дети не произносят шипящие звуки, заменяя их свистящими: «сыска-шишка; сапка-шапка», встречаются замены заднеязычных звуков переднеязычными: К-Т «кот-тот», Г-Д «гулять-дулять», а также оглушение звонких звуков «шук-жук; папочка-бабочка», не произносят, искажают или заменяют звуки позднего онтогенеза Р, Л, Рь, Ль. «амашка-ромашка; лыба, йба-рыба; лечка-речка». Маленькие дети один и тот же звук в одном сочетании произносят, а в другом искажают или вообще выпускают: «сам-ам, садик-адик, миска-мика, мифка,», как правило трудно произносятся слова со стечением двух согласных звуков, один из которых искажается или пропускается, хотя изолированно эти звуки ребенок произносит чисто. Звуко-слоговая структура особенно двух- и более -сложных слов искажается (характерны перестановки, замены).
Публикация «Консультация для родителей „Учим детей правильно и красиво говорить“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
- Средний дошкольный возраст (4-4,5 года) : Для этого возраста характерна неустойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно. В одном звукосочетании ребенок звук произносит, а в другом ещё нет: «мальцик, и тут же чисто-часы». Характерна еще одна особенность этого возраста, если у ребенка ранее были замены шипящих звуков-свистящими, Р-Л, то теперь возможны обратные замены: «горубой; родка; жонтик; шад», хотя изолированно и в других позициях ребенок эти звуки произносит абсолютно чисто. Это говорит о том, что звуки ещё в этом возрасте недостаточно автоматизированы и дифференцированы в речи. Слоговая структура тоже становится чище, реже встречаются перестановки звуков, слогов.
- Старший дошкольный возраст (5-7 лет) : Современный ребенок к 5-ти годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Старший дошкольник должен правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.
Предупредить всегда легче, чем исправлять, поэтому профилактика речевых нарушений очень важное направление работы :
Профилактика речевых нарушений
Так как фундамент для правильного произношения и всего речевого развития в целом закладывается в дошкольном возрасте. Хочу напомнить, что речь ребенка формируется на примере близких и окружающих его людей, поэтому мы должны соблюдать очень простые, но в тоже время важные правила речевого поведения :
Говорим правильно, спокойно, не торопимся;
Не искажаем слова, проговариваем четко все звуки, «не съедаем» окончания слов;
Не использовать в речи слова «паразиты»;
Особенно четко произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова;
Мы должны приучать ребенка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию взрослых.
Очень важно оберегать нервную систему ребенка:
- соблюдать режим дня;
- не перегружать нервную систему ребенка (подбирать развивающий материал с учётом индивидуальных и возрастных возможностей);
- регулировать и контролировать время провождение с гаджетами
Помним, что живое общение – один из основных двигателей полноценного речевого развития. Поэтому, нужно больше общаться с детьми (задавать им вопросы, тем самым побуждать их отвечать, т. е. провоцировать их к речевому общению и привлекать детей больше прислушиваться к нашей речи, тем самым получать от взрослых правильный речевой пример.
В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – ИГРА.
«Именно в игре ребенок свободно владеет речью,
говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и
обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять,
придумывать — вот, что необходимо ребенку».
Джанни Родари
Занимаясь с детьми, больше играйте и народная педагогика в этом - наш большой помощник. Она даёт блестящие образцы своеобразного обучения ребёнка речи. Потешки, песенки, прибаутки, скороговорки и чистоговорки являются ценным материалом для восприятия и усвоения мелодики речи. Многие потешки и прибаутки богаты по своему содержанию, легки для слухового и речевого восприятия – это та своеобразная игра звуками, словами, посредствам которой, ребёнок учится родному языку, например:
! Речевой материал подбирается с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, и работа также проходит как в группе, так и индивидуально.
Ай ду-ду-ду-ду-ду-ду!
Сидит ворон на дубу…
Или
Ток, ток, тока-ток,
Что ни день, то моток.
Или
Ай, качи-качи-качи,
Под подушкой калачи,
В ручках прянички,
В ножках яблочки.
Продолжая тему речевых игр, также замечательно включать в занятия игры-рифмовки. Играя и составляя рифмы, дети учатся правильно согласовывать слова в предложениях, верно употреблять лексико-грамматические конструкции, развивают память и связную речь.
Что за беленький пушок?
С неба сыплется … (СНЕЖОК)
Затвердела снега корка,
Будет скользкой наша … (ГОРКА)
Люблю морозные деньки,
Возьму фигурные … (КОНЬКИ)
Не играли мы в игрушки,
Строили для птиц … (КОРМУШКИ) и т. п.
А также, групповое чтение, пересказы прочитанного, разыгрывание сказок по ролям благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии детей и на речевом развитие, в частности.
Для правильного формирования звукопроизношения у ребенка должен четко действовать его речевой аппарат, т. е. хорошо развиты речевая моторика и органы дыхания, поскольку в речи ребенка появляются более сложные конструкции предложений, при произнесении которых требуется более продолжительная воздушная струя. В этом на помогут регулярное и систематическое проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки
При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:
1. Необходимо соблюдать основное правило – «от простого к сложному», т. е.
от простых упражнений к более сложным.
2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и обязательно перед зеркалом.
3. Количество повторов каждого упражнения от 5 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно. «Лучше меньше, да лучше».
4. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
5. Выполнять комплекс артикуляционной гимнастики необходимо каждый день.
6. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
7. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.
Дыхательная гимнастика – направлена на развитие правильного речевого дыхания, т. е. развитие:
глубокого вдоха и длительного, ровного, плавного выдоха
Упражнения (сдуваемый предмет может находиться на ладони или на твердой поверхности) :
- Сдувать теннисный мячик либо любой легкий предмет;
- Сдувать тычинки созревших одуванчиков;
- Дуть двоим с противоположных сторон на теннисный мячик (Дети садятся по краям стола, руками имитируют ворота, должны забить друг другу гол);
- Надуть резиновые шарики;
- Надуть мыльные пузыри.
выработку у детей умения тонкого регулирования дыхания (дуть целенаправленно по середине языка)
Упражнения:
- Поддувать вверх пушинку, ватку.
- «Загони мяч (ватку) в ворота».
способствует обучению дифференцированному дыханию:
Упражнения:
- Вдох ртом, выдох ртом;
- Вдох ртом, выдох носом;
- Вдох носом, выдох ртом;
- Вдох носом, выдох носом.
Развитие мелкой моторики:
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развиты память, внимание и конечно же речь. Как развивать мелкую моторику? В этом нам помогут «пальчиковые игры» или пальчиковая гимнастика.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
«Наши алые цветки распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.»
(Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивание кистями рук вправо – влево, медленное сжимание пальцев в кулаки, покачивание кулачков вперед – назад.) и т. п.
И в заключение отмечу, что все выше перечисленные направления работы благоприятно влияют на речевое развитие в целом, но всё же главное в работе с малышами – это
ЛЮБОВЬ и ТЕРПЕНИЕ.