Светлана Кекеева
Учимся говорить, играя
▼ Скачать + Заказать документы
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
В. А. Сухомлинский
Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребёнок овладевает языком. Наша задача – помочь детям развивать речь.
Публикация «Учимся говорить, играя» размещена в разделах
ЦЕЛЬ:Стимулировать общение детей друг с другом и общение ребенка со взрослыми.
ЗАДАЧИ:Развивать и обогащать речь детей через игровую деятельность.
Активизировать словарный запас детей на основе представлений о ближайшем окружении.
Формировать потребность детей в доброжелательном общении с взрослыми и сверстниками.
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ: Наглядные:
• Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе)
• Опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные:
• Чтение и рассказывание художественных произведений
• Заучивание наизусть
• Пересказ
• Обобщающая беседа
• Рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические:
• Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. Большое значение для развития функции мышления имеют игры, требующие демонстрацию уже имеющихся знаний, умений, навыков; широту кругозора и реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры.
Воспитательные значения дидактических игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются буквально все психические восприятия: внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества.
Игры используемые в работе с детьми раннего возраста ПРЕДМЕТНЫЕ:«Назови предмет по описанию», «Кого покатаем на машине?», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Поможем белочкам собрать грибочки», «Принеси желтый листок»,«Дотронься до».
НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ:«Кто где живет?»,«Зоопарк»,«Чей малыш?», «Подбери чашки к блюдцам»,«Собери бусы». Детское домино:«Лесные жители»
Кубики: «Где мы бываем»,«Матрёшки»,«Собери солнышко»,«Одень куклу на прогулку»,«Времена года».
СЛОВЕСНЫЕ:«Вышла курочка гулять»,«Еду-еду»,«Солнечные зайчики»,«На птичьем дворе»,«Кто летает, бегает и прыгает?»,«Что за птица?»,«Когда это бывает?»,«Угадай, кто сказал»,«Кто как кричит?»,«Какого цвета?»,«Высоко-низко»,«Съедобное- несъедобное».
Фактор успешного овладения речью – это чтение взрослыми стихотворений, народных песенок и потешек. Детям нужно ежедневно читать уже знакомые или новые произведения художественной литературы, а также любые другие хрестоматии и книжки. В многочисленных сборниках литературы даны произведения, которые сделают общение с детьми в тот или иной отрезок времени в режиме дня более содержательным: при умывании, приеме пищи, во время игры, при подготовке ко сну, на прогулке.
Большое значение в развитии речи ребенка имеет сенсорное воспитание и развитие. Ребенок черпает первые представления об окружающем его мире, материальной среде с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Для малышей слова действительно являются «вторыми оригиналами действительности», первый же – образы окружающего его мира, то есть язык развивается наглядно-действенным путем. Чтобы ребенок понял название, он должен видеть предмет, с которым оно связано.
Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, поэтому, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия.
Именно игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. И самое главное, не забывайте - метод поощрения и похвалы, радоваться вместе с ребенком его успехам.