Папки-передвижки

Консультация для родителей «Учим ребенка расти вежливым человеком»

Светлана Иванова
Консультация для родителей «Учим ребенка расти вежливым человеком»
▼ Скачать + Заказать документы

Учим ребенка расти вежливым человеком.

Сегодня я хочу поразмышлять на тему вежливости. Что значит быть вежливым, что такое вежливость в прямом смысле этого слова? Что такое вежливость и ее значение?

Публикация «Консультация для родителей „Учим ребенка расти вежливым человеком“» размещена в разделах

Из определения, данного в Википедии, указано, что вежливость — это специфическая черта, характеризующая человека как личность образованную, склонную к добрым делам и хорошим манерам. Вежливость предполагает, что человек умеет уважительно общаться с окружающими его людьми.

Другие источники трактуют вежливость как некий эквивалент нормального поведения в людях. При этом большое внимание здесь уделяется такту и деликатности. Речевой этикет, среди всего прочего, занимает ведущее место и является основой вежливости.

Существует очень большое количество форм вежливости, позволяющих нам демонстрировать правила хорошего тона в речевой деятельности и общении людей друг с другом. Для вежливого общения есть ряд устойчивых фраз, относящихся к речевому этикету. Знание и владение данными фразами, или формами, делает человека успешным и уверенным в социуме, помогает непринужденно общаться и говорит о его культуре поведения. Быть вежливым не значит лишь здороваться и говорить «спасибо». Можно вообще не употреблять данные фразы, но при этом выглядеть достаточно вежливым.

Само поведение человека также показывает, насколько он обладает этим качеством. Манеры двигаться, обращаться, и просто смотреть — эти составляющие также могут сказать о человеке многое, о его вежливости, в частности.

Проблемы воспитания навыков вежливого поведения.

В настоящий момент проблема вежливости находится на первом месте среди форм взаимодействия в социуме. Стало общепринятым показывать свое превосходство и амбиции, а это прямо противоположные черты. Все это далеко от вежливости.

В разных жизненных ситуациях человек по-разному может вести себя. Но ни одна из них не дает право вести себя с другими по-хамски.

Равнодушное отношение к другим по законам морали допускается, но не приветствуется для уважительного взаимодействия людей.

Все-таки необходимо иметь некую культуру общения с соответствующими формами отношений, будь то словесные или невербальные формы вежливости.

И тут встает вопрос: в каком возрасте начинать формировать вежливость у ребенка? Не важнее ли сначала учить его обычным навыкам коммуникации, формировать у малыша познавательный интерес — как две основы его становления.

А слова вежливости появятся в лексике малыша сами по себе? Однако, нет. Вежливости быстро не научить. Это довольно длительный процесс. Задача взрослого — быть терпеливым, лишь постепенно ребенок будет преодолевать ошибки путем многочисленных проб.

Дошкольный возраст — наиболее подходящий для обучения, в том числе коммуникации и вежливости.

Для этого необходимо его тесное общение как со сверстниками, так и взрослыми, не только с родителями. Но если с чужими взрослыми ребенок еще как-то старается вести себя подобающе и скромно, то со сверстниками и уж тем более родителями дошкольник вдруг начинает кривляться, вести себя чересчур свободно. И бывает уж не вежливо. Все это потому, что дети видят разницу между теми, с кем они общаются и позволяют себе в связи с этим менять технику общения на ту, которая им привычна с тем или иным объектом общения. Родители всегда рядом, они сами ведут себя с малышом просто и без признаков уважения — так и малыш начинает вести себя с ними. Сверстники, обычно, буйно ведут себя друг с другом. С ними тоже вежливость никак не связывается. А вот чужие взрослые — они всегда поздороваются, спросят о делах. И с ними ребенок будет вести себя всегда сдержанно и уважительно. Получается, что ребенок видит ту дистанцию отношений и соответствующе ведет себя в зависимости от ситуации.

Правила вежливости, как и все, чем мы пользуемся, имеет свои правила или нормы общения и поведения. Так называемые догмы, как себя вести. Знать правила и выполнять их — не одно и то же, но стремиться необходимо, если мы хотим быть принятыми в социуме.

С чего начать?

Ребенок сам не догадается, что требует общество от него, поэтому малыша уже с раннего возраста следует учить, как, когда и что можно говорить, и делать, а чего говорить и делать ни в коем случае никому, и никогда недопустимо.

Шаги к воспитанию вежливости у детей должны быть мелкими и точными.

Объясняя дошкольнику правила вежливости, взрослый должен показать его исполнения в действии.

Ну, и конечно же, сам взрослый должен делать так, как учит своего подопечного. Иначе, малыш быстро усвоит главное правило обучения — знай, что делать надо так, но поступать можешь, как вздумается.

Пример взрослого должен стать заразительным в плане вежливости.

Вежливый педагог — источник понимания у малыша норм правильного поведения и коммуникации.

Успешное формирование у детей навыков вежливого общения возможно благодаря тому, что в дошкольном возрасте идет интенсивное развитие анализирующей деятельности коры головного мозга ребенка, что способствует легкому пониманию смысла требований, предъявляемых взрослым. Это является хорошим основанием воспитывать вежливость в столь юном возрасте. А так как ребенок-дошкольник испытывает потребность в общении с внешним миром, и ему надо быть принятым, то правила этикета и вежливости будут быстро закрепляться в его сознании.

Правил вежливости конечно же много, но мы начинаем учить детей с простого.

Правила общения с незнакомыми и малознакомыми людьми.

При встрече с незнакомцем малыш может и вовсе не разговаривать, склонив головку, стоять где-нибудь поодаль. Родители радуются — скромница какой, в разговоры не встревает, не перебивает. Но это ли вежливое поведение? Отнюдь, нет. Это какое-то отрешение от действительности. Общаться надо с незнакомыми и малознакомыми людьми, если такая встреча проходит в присутствии родителей. Вопрос, как общаться, чтобы было вежливо? Для этого как раз и существуют особые правила поведения с точки зрения вежливости. Во-первых, надо обязательно поприветствовать тех, кто пришел в ваш дом или поздороваться, придя самому в гости. Совсем не обязательно распинаться, хвалить как в доме хорошо, если вы в гостях, как хорошо выглядят тетя и дядя и т. п. Можно просто скромно сказать: «Здравствуйте». Этого достаточно для вежливого приветствия. Во время встречи следует отвечать на все вопросы человека. Делать это кратко и правдиво, не прибавляя и не убавляя, не приукрашивая действительность. Если человек что-то предложить покушать или просто что-то дал, следует поблагодарить, также коротко, сдерживая свою внезапно растягивающуюся во все лицо улыбку. И, наконец, уходя из гостей, просто сказать «до свидания». При этом можно добавить: «Было очень приятно с Вами познакомиться и пообщаться».

Нормы поведения за столом.

Вежливость за столом — это еще одна немаловажная норма поведения. За стол нужно садиться, по возможности, вместе со всеми. Не кривляться, я, мол, не хочу кушать. Я дома поел (а). Или — я это не ем. Ну вот что делать с детской непосредственностью? Сидя за столом в присутствии незнакомых и малознакомых людей, важно вести себя сдержанно, не накидываться на вкуснятину, отодвигая в сторону «серьезное» блюдо. Можно сначала покушать то, что предложат. Если аппетит не приходит, можно просто съесть пару ложек, медленно откусывая и также медленно прожевывая. Но лицо страдальческим не делать при этом. Вежливо будет, если после принятия пищи ребенок поблагодарит за стол. Не надо говорить, как все было очень вкусно. Просто сказать «спасибо», и этого будет достаточно. Это уже будет вежливо.

Тон имеет большое значение.

Говорить надо не сквозь зубы, не с хмурым выражением лица и торчащими исподлобья глазами. Глядя хозяину в глаза, сказать спокойным голосом с чуть приподнятыми уголками губ. Но уж если еда действительно сильно понравилась, то можно попросить маму, чтобы она взяла у тети рецепт и дома приготовила также. Хозяевам очень понравится, что ребенок так сказал. Впечатление вежливого ребенка останется надолго.

Понятно, всех примеров не перечесть, где нужно и как нужно проявлять себя если хочешь быть вежливым человеком. Но, начиная с чего-то простого, понимание приходит что означает быть вежливым, и ребенок потом уже сам сможет ориентироваться и вести себя вежливо в любых новых жизненных ситуациях.

Вежливые слова и вежливое поведение ребенка всегда благотворно сказываются на взаимоотношениях семьи, друзей и знакомых.

Своими хорошими манерами, Ваш вежливый малыш станет показателем образцового воспитательного климата в своей семье.

То, насколько вежливо ведет себя малыш, говорит о привитой культуре и правильном подходе в воспитательном процессе Вашей семьи.

Публикации по теме:

Конспект групповой консультации для родителей детей старшей группы «Учим ребенка общаться» Цель: повышение педагогической грамотности родителей. Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Учим ребенка слушать музыку» Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем.

Консультация для родителей «Как воспитать ребенка вежливым» Иногда, находясь в общественных местах, мы видим детей, которые, не обращая внимания на окружающих, делают то, что им хочется. Это не говорит.

Консультация для родителей «Учим ребенка держать карандаш правильно» Учим держать карандаш правильно Все знают, как трудно порой приучить ребенка с детства держать карандаш правильно. Если сразу сделать этого.

Консультация для родителей «Учим ребенка использовать сильные стороны его личности» Личность любого человека всегда многогранна. Не акцентируйте свое внимание исключительно на слабых сторонах личности ребенка. К примеру,.

Консультация для родителей младшей группы «Учим ребенка общаться» Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается.

«Учим ребенка общаться». Консультация для родителей Воспитатель: МКДОУ ЦРР - ДС №36 «Ласточка» г. Светлоград. Л. А. Беловицкая. Хочется видеть ребёнка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться.

Консультация для родителей «Учим ребенка пересказывать короткие рассказы» Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной,.

Консультация для родителей «Учим ребенка рисовать» ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УЧИМ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ» «Нетрадиционные техники рисования дома» Рисование нетрадиционными.

Консультация для родителей «Учим ребёнка общаться» «УЧИМ РЕБЕНКА ОБЩАТЬСЯ» Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Учим ребенка расти вежливым человеком»
Опубликовано: 31 мая 2019 в 08:58
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Учим ребенка расти вежливым человеком»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД