Елена Калягина
Учет особенностей спокойных и медлительных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Учет особенностей спокойных и медлительных детей.
Медлительные дети есть в каждом детском коллективе; все реакции таких детей имеют нечеткий характер: смеются негромко, плачут мало и тихо, нет лишних движений и жестов. Поведение медлительных детей отличается устойчивостью, однако высокий уровень тревоги влияет на взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, что затрудняет адаптацию ребенка к условиям образовательного учреждения, а затем и к школе.
Методические рекомендации по организации взаимодействия педагога с медлительными детьми :
Не торопить детей;
Темочки:
Заранее познакомить медлительного ребенка с правилами и групповыми ритуалами.
Медлительным детям сложно эмоционально открыто откликаться на групповые правила, поэтому педагог, используя прием предвосхищения результата, в игровой форме должен мотивировать ребенка на участие в известных ему групповых играх; Педагогу важно помнить, что медлительного ребенка пугает все новое: новые требования, новая обстановка, новые правила, друзья. Медлительного ребенка нельзя спрашивать первым и последним - это может вызвать реакцию отказа от участия, в чем - либо.
При выполнении поручений педагога нежелательно оставлять медлительного ребенка одного, т. к. время ориентировки в задании может затянуться, и ребенок окажется в ситуации неуспеха, а переживание отрицательных эмоций недопустимо при освоении нового опыта.
В совместной игре со сверстниками необходимо начинать с наблюдений и выполнения той роли, которую выбирает ребенок сам, подчеркивая значимость данной роли в игре, тем самым создавая ситуацию успеха, побуждая медлительного ребенка к активному установлению контактов со сверстниками.
При решении задач, связанных с коммуникативными играми и ситуациями, с медлительными детьми важно начинать со спокойных игр, постепенно включая разные виды игр, проигрывая их в домашних условиях с родителями.
В работе с медлительными детьми имеется специфика в комплектации группы: желательно, чтобы в группе было не более 3 медлительных детей для успешного включения их во взаимодействие со взрослым и сверстниками с учетом их индивидуального темпа деятельности и уровня развития коммуникативных навыков. При организации занятий важно воспитателю создать мотивацию для включения медлительного ребенка в деятельность («захватить интерес»). Нужно держать медлительного ребенка во внимании в течение всей ОД, чтобы сверстники его не торопили, ребенок мог действовать в своем темпе. Воспитатель должен проводить ОД по четко запланированному распорядку, чтобы медлительный ребенок доводил начатую работу (игру, упражнение) до конца.
При организации ОД следует обратить особое внимание на речевые методы, используемые в работе с медлительным ребенком, поскольку речь педагога может не восприниматься как сигнал к действию. Важно чтобы объяснения педагогом были четкими, лаконичными, а речь не торопливая и плавная. Любое объяснение должно сочетаться с показом или действием.
Воспитателю важно помнить о комплексном использовании методов на ОД и вне ОД. Для медлительных детей практические методы являются необходимыми для планирования, структурирования деятельности. Воспитатель должен помнить о напоминании детям поэтапности выполнения любого задания.
При организации педагогической работы, направленной на обеспечение вхождения детей старшего дошкольного возраста в социальный мир, необходимо использовать следующие средства.
1. Различные виды игр;
2. Упражнения на развитие социальной перцепции (вербальные и невербальные техники);
3. Техники сочинения историй как один из способов репрезентации реальности, в которой живет ребенок. Придумывание историй из жизни детей, которые оставили эмоциональный отклик в их сознании;
4. Арт-педагогические техники;
5. Техники художественной экспрессии на развитие способности к самовыражению. выражение своего эмоционального состояния художественными, музыкальными средствами;
6. Техника цветописи (использование цвета для обозначения в символической форме настроения и характера переживаний ребенка).