Лена Тулынкина
Выявление эмоционально-личностных особенностей и проблем детей
▼ Скачать + Заказать документы
Проективный тест «Сказка» Луизы Дюсс
Этот тест был составлен детским психологом доктором Луизой Дюсс. Он может быть использован в работе с детьми даже самого раннего возраста, которые пользуются крайне простым языком для выражения своих чувств.
Цель данной методики - выявление эмоционально-личностных особенностей и проблем детей.
Тест также ставит целью выяснить наличие спонтанных эмоциональных реакций в поведении ребенка при его идентификации с героем сказки. Может проводиться родителями, педагогами, психологами. Ответы детей на вопросительные фразы в конце каждой сказки тщательно фиксируются и анализируются. Ответы не комментируются. Если ребенок проявляет безразличие, невнимательность, признак волнения (понизив или повысив голос, покраснев, побледнев, вспотев, выполняя невротические движения, прерывает сказку, отказывается отвечать на вопрос, настойчиво опережает события, - все это признаки патологической реакции на тест, психологического расстройства, которое необходимо исследовать с помощью других методик.
Публикация «Выявление эмоционально-личностных особенностей и проблем детей» размещена в разделах
1. Сказка «Птенец»
Цель - выявить степень зависимости ребенка от родителей.
В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, и гнездышко падает вниз – все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?
Типичные нормальные ответы: «Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку»; «Полетит к папе – он сильный»; «Полетит к маме – испугался»; «Останется на земле – не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (или мама) подлетит и заберет его».
Типичные патологические ответы: «Не умеет летать, поэтому останется на земле»; «Попытается лететь, но не сумеет»; «Умрет во время падения»; «О нем все забудут, и кто-то наступит на него».
2. Сказка «Годовщина свадьбы родителей»
Цель - понять, ревнует ли ребенок к союзу своих родителей, чувствует ли себя обделенным вниманием со стороны родителей из-за проявления ими своих чувств друг к другу. Допускается задавать дополнительные вопросы после сказки.
Празднуется годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник, пригласить друзей и своих родителей. Во время праздника ребенок встает и один идет в сад. Что произошло? Почему он ушел?
Типичные нормальные ответы: «Пошел за цветами для мамы»; «Пошел немного поиграть»; «С взрослыми скучно, он решил развлекаться один»; «Ему надоело находиться на празднике»; «Было скучно».
Типичные патологические ответы: «Ушел, потому что разозлился»; «Хотел остаться один»; «Загрустил»; «Никто на него не обращал внимание».
3. Сказка «Страх»
Цель - выявить наличие и содержание страхов.
Один мальчик говорит себе: «Как страшно!» Чего он боится?
Типичные нормальные ответы: «Вел себя плохо и теперь боится наказания»; «Боится темноты»; «Боится какого-то животного»; «Ничего не боится, просто пошутил».
Типичные патологические ответы (на все эти ответы необходимо просить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы): «Боится, что его украдут»; «Чудовище хочет его украсть и съесть»; «Боится остаться один»; «Боится, что умрет мама (папа) и т. п.
4. Сказка «Песочный домик»
Цель - контроль над тем, как правильно ребенок привязан к вещам, которые воспринимает как свою собственность.
Один мальчик построил из песка красивый домик, довольно просторный, чтобы можно было играть одному внутри него. Он построил его сам и очень этим гордился. Мама попросила его подарить ей этот домик, потому что он ей понравился. Как поступит мальчик: оставит домик себе или подарит маме?
Типичные нормальные ответы: «Немножко поиграет и подарит маме»; «Поделит его с мамой»; «Отдаст маме, но иногда будет просить поиграть».
Типичные патологические ответы: «Захочет оставить себе, потому что домик очень красивый»; «Никому его не даст»; «Будет жить в доме всю жизнь»; «Почему он должен отдавать домик маме?».
5. Сказка «Новость»
Цель - выявить чувства тревожности, невысказанные желания и ожидания.
Один мальчик возвращается домой с прогулки, и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?
Типичные нормальные ответы: «Придут гости»; «Кто-то позвонил и сообщил приятную новость».
Типичные патологические ответы: «Кто-то в семье умер»; «Мама хочет что-то запретить мальчику»; «Мама сердиться, потому что мальчик опоздал, и она хочет сказать, что больше его не выпустит на улицу».
6. Сказка «Дурной сон»
Цель - контроль по всем предыдущим тестам, установление связи ответов, поэтому тесту со всеми предыдущими.
Один мальчик резко просыпается и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?
Типичные нормальные ответы:«Я не знаю»; «Ему приснился страшный фильм»; «Ему приснилось, что он заблудился».
Типичные патологические ответы:«Ему приснилось, что он умер»; «Ему приснилось, что его хотели бросить под машину».
Тест дает возможность с различных позиций изучить эмоционально-личностные особенности детей, определить наличие тревожности, страхов, внутренних конфликтов.