Наталья Калашникова
Учебное сотрудничество как средство формирования коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Социальные изменения в современном обществе существенно повлияли на личность, развитие творческих способностей, на новые способы получения знаний. Именно это обусловило возрастание требований к уровню подготовки обучающихся, особенно младших школьников, их социализации и умению выстраивать отношения с окружающими людьми.
Публикация «Учебное сотрудничество как средство формирования коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В образовательной практике наметился переход от усвоения готовых знаний к активному взаимодействию учащихся с учителем и одноклассниками. В связи с этим одной из задач, поставленных перед школой новыми стандартами второго поколения, является формирование у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом в этом отношении, обеспечивающим совместную познавательную деятельность на уроках, способствующим обмену информацией, установлению контактов, организацию, осуществление общей деятельности на уроке и межличностное восприятие.
Идея о учебном сотрудничестве не является новой, однако на мой взгляд это является одним из эффективных способов формирования КУУД.
В целом, под формированием коммуникативных УУД, мною понимаются действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Также есть группы коммуникативных действий :
Первая группа – коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника.
Вторая группа – действия, направленные на кооперацию, сотрудничество.
Третья группа – образуют коммуникативно – речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
К концу начальной школы коммуникативные действия приобретают более глубокий характер: младшие школьники начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом.
Они впервые перестают считать собственную точку зрения единственно возможной, учатся учитывать и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение.
От навыков конструктивного общения, приобретенных в этом возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития младшего школьника.
В коммуникации как форме общения можно отметить, что младшие школьники начинают демонстрировать умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; стараются задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения, достаточно владеют планирующей и регулирующей функциями речи.
Главным условием обучения, направленного на организацию учебного сотрудничества, является постановка учебных задач, требующих поиска новых способов действия. Невозможность действовать по готовому образцу, имитировать действия учителя создает напряженную потребность в новых, неимитационных, собственно учебных формах взаимодействия со взрослым.
Динамику форм учебного сотрудничества рассматривают как последовательное движение ученика; от сотрудничества со сверстниками, к сотрудничеству с учителем и далее – к сотрудничеству с самим собой, сегодня думающим иначе, чем вчера.
Так, сотрудничество со сверстниками необходимо для формирования коллективного субъекта учебной деятельности, из которого формируется индивидуальный субъект. Учебное сотрудничество со сверстниками – «полусамостоятельность», в которой помощь взрослого нежелательна, так как берет на себя рефлексивную часть работы.
Результатом учебного сотрудничества является развитие у школьника определяющей рефлексии как способности определять границы собственного знания и проявлять активность при обращении учителю с вопросом о конкретной помощи, сформулированном на языке содержания обучения.
Воспитательная ценность работы в сотрудничестве заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы замечено, что обучающиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке.