Анна Кодачигова
Учебно-методический материал «Программа элективного курса 9 класс «Я в профессии»
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ «Сланцевская средняя общеобразовательная школа № 3»
Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом директора
Методическим советом МОУ «ССОШ №3» №___ от ___
протокол №___ от___
Рабочая учебная программа элективного курса
«Я в профессии»
9 класс
Составитель:
Кодачигова А. А.
педагог-психолог
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Публикация «Учебно-методический материал „Программа элективного курса 9 класс „Я в профессии“» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Первая серьезная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – это выбор будущей профессии. В настоящее время в мире существует огромное количество профессий. Появляются новые профессии, изменяются характер и содержание профессионального труда, вызванные активным внедрением современной техники и прогрессивных технологий во все сферы человеческой жизни. Современному выпускнику порой трудно правильно сориентироваться в таком многообразии возможностей, и часто выбор профессии происходит стихийно. Современная социально-экономическая ситуация делает процесс профессионального самоопределения молодежи все более сложным. Обучающиеся должны найти оптимальное соотношение между собственными интересами и склонностями, потребностями рынка труда и возможностями, предоставляемыми рынком образовательных услуг.
Помочь обучающемуся правильно решить проблему профессионального выбора призвана профориентация. Именно это выдвинуло новые задачи перед системой общего образования. Для обучающихся 9-х классов основными вопросами их образовательного развития являются выбор профиля и направления продолжения обучения после 9-го класса. Разрешение этих вопросов поможет им сориентироваться в выборе дальнейшего пути получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности. Содержание программы занятий по профориентационной и информационной работе побуждает девятиклассников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также ориентирует их в планах на будущую жизнь.
Программа элективного курса «Я в профессии» призвана помочь обучающимся в нелегкий переходный период и направлена на активизацию профессионального и личностного самоопределения подростков и старшеклассников. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.
Цели программы : оказать профессиональную поддержку обучающимся 9-х классов в процессе выбора профиля обучения, направления продолжения обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, помочь им определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.
Задачи программы :
1. развитие сознательного отношения обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии со своими возможностями, способностями и требованиями рынка труда;
2. выявление склонностей и возможностей обучающихся в самоопределении, развитие их профессиональных интересов;
3. обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;
4. формирование у слушателей курса целостного представления о мире профессий, соотносимых с профилями обучения, ознакомление с понятиями, характеризующими профессиональную деятельность человека по различным профилям;
5. осуществление поддержки мотивации к будущему профилю обучения, формирование мотивов саморазвития, личностного роста;
6. развитие навыков и умений обучающихся по целеполаганию и планированию, самопрезентации, эффективному межличностному взаимодействию.
Программа курса «Твоя профессиональная карьера» разработана на основе программы Г. В. Резапкиной «Психология и выбор профессии», а также программы учебного курса Смирновой Е. Е. «На пути к выбору профессии», Рогова Е. И. «Выбор профессии») и направлена на повышение уровня профессиональной зрелости обучающихся 9-х классов, то есть способности сделать осознанный профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.
Программа рассчитана на 34 учебных часа. Каждая тема включает в себя и практическое и теоретическое занятие. Методы ведения занятий выбираются исходя из их выраженной практической направленности. Приоритетными формами обучения являются: проектная и исследовательская деятельность, тренинги, игровые технологии, групповые дискуссии, ролевое проигрывание.
В процессе обучения используется различный дидактический материал : презентации по темам курса, брошюры, раздаточный материал.
Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Большинство участников занятий по окончанию курса делают первоначальный профессиональный выбор. Для его закрепления психологу необходимо оказывать участникам следующую поддержку:
• расширить информационное пространство, то есть ознакомить со списком литературы, где можно найти материал о той или иной сфере трудовой деятельности, информацию об условиях поступления и обучения и требованиях к поступающим в образовательные учреждения;
• дать общие рекомендации по формированию элементарных профессиональных умений;
• при необходимости организовать тренинговую группу на добровольной основе и работать в малых группах с целью повышения психологической готовности к выбору профессионального направления.
Если некоторые участники по окончании курса не имеют четко выраженной профессиональной направленности (сомневаются в выборе или профессиональные интересы отсутствуют, то с ними необходимо проводить индивидуальную работу. Необходимо выявить причины отсутствия интереса к профессиональному выбору и проводить коррекционную работу с подростками.
В результате освоения данной программы обучающиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
• психологические особенности личности: темперамент, память, внимание, мышление, эмоции:
• уровни самоопределения (профессиональное, личностное, жизненное);
• профессиональные интересы и склонности, способности;
• профессия, должность, карьера, горизонтальный и вертикальный рост;
• профессиональная мобильность;
• классификация, типы и подтипы профессий;
• требования профессий к определенным качествам личности;
• личный профессиональный план;
• виды обучения: «универсальное обучение», «профильное обучение»;
• рынок труда;
• способы сохранения (профилактики) психоэмоционального здоровья в профессиональной деятельности.
На основе полученных знаний обучающиеся должны уметь:
• раскрывать психологические особенности своей личности;
• выявлять свои способности и профессиональные интересы;
• определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
• ориентироваться в типах и подтипах профессий;
• составлять личный профессиональный план и резюме;
• проектировать свою профессиональную карьеру.
Программа предусматривает выполнение следующих зачетных работ: составление портфолио и написание резюме. Критерии и результаты оценивания заносятся в портфолио ученика (при его наличии) в разделы: проекты, творческие работы и социальная практика.
Балльная оценка знаний обучающихся не производится.
Тематическое планирование элективного курса
«Твоя профессиональная карьера»
П/п Тема занятия Количество
часов Форма проведения
1 Вводное занятие. Методика «Я в профессии» 1 Практическое
2 Основы профессионального самоопределения. Типичные ошибки при выборе профессии 1 Практическое
3 Темперамент и выбор профессии. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. 1 Лекционное. Практическое
4 Познавательные способности при выборе профессии : диагностика интеллектуальной сферы. 1 Лекционное. Практическое
5 Интересы и выбор профессии. Мотивы и потребности 1 Диагностика
6 Способности и профессиональная пригодность. 1 Лекционное. Практическое
7 Чувства и эмоции. Эмоционально-волевые качества личности 1 Диагностика
8 Классификация профессий. Матрица профессионального выбора 1 Лекционное
Диагностика
9 Составление формулы профессии, анализ профессии 1 Лекционное
Практическое
10 Профессия и здоровье : требования и ограничения 1 Практика, тест
11-12 Пути получения профессионального образования (экскурсия в Сланцевский индустриальный техникум) 2 Лекционное
13 Формы получения профессионального образования 1 Практическое
14 Профильное обучение, классификация профилей. Профили школы. 1 Практика, тест
15 Тайм-менеджмент для жизни и профессии. 1 Игровое
16-17 Документальный фильм «Секрет» 2
18 «Лестница карьеры». Деловая игра «Перспективы успеха» 1 Игровое
19 Проблемы общения в трудовом коллективе. Способы реагирования в конфликте. 1 Лекционное
20 Изменения личности в профессии 1 Лекционное. Практическое
21 Профессионально-важные качества 1 Тренинговое
22 Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе 1 Лекционное
23 Специфические профессиональные качества. Личный профессиональный план 1 Тренинговое
24 Психологические особенности публичного выступления 1 Лекционное
25 Тренинг развития коммуникативных навыков 1 Лекционное
26 Современный рынок труда и его требования. Уловки мошенников 1 Игровой урок
27 Ярмарка профессий (встреча с представителями центра занятости) 1 Практическое
28 Портфолио. Резюме.
29 Практическая работа: составление резюме. 1 Тренинговое
30 Навыки самопрезентации. Приемы расположения к себе. 1 Практическое
31 Тренинг личностного роста 1 Лекционное
32 Профориентационная игра «Работодатель». 1 Лекционное
33 Деловая игра «Свой бизнес» 1 Практическое
34 Обобщающий урок. Составление портфолио, резюме (на выбор) 1 Практическое, игровое
Итого: 34 часа
Ключевые понятия каждой темы занятия:
1 Вводное занятие. Методика «Я в профессии»
2 Основы профессионального самоопределения. Типичные ошибки при выборе
профессии
Сбор информации об интересующей профессии; профориентационная работа в школе. Типичные ошибки выбора: незнание мира профессий, незнание самого себя, незнание правил выбора профессии. Профориентационные игры : «Кто есть кто?» «Подарок», «День из жизни», «Теремок», «Федорино горе».
3 Темперамент и выбор профессии. Свойства нервной системы в профессиональной
деятельности.
Типы темперамента. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов.
Профессиональное направление
4 Познавательные способности при выборе профессии : диагностика интеллектуальной
сферы.
5 Интересы и выбор профессии. Мотивы и потребности
Интересы, склонности, мотивы, потребности, методика Ясюковой «Мотивация
выбора профессии»
6 Способности и профессиональная пригодность.
Общие, специальные способности, способности к различным видам деятельности
7 Чувства и эмоции. Эмоционально-волевые качества личности
8 Классификация профессий. Матрица профессионального выбора
Что такое профессия? Что такое специальность? Категории и характеристики профессии. Профессиограмма. Виды классификаций профессии, по уровню квалификации. Типы профессий по предмету труду.
9 Составление формулы профессии, анализ профессии.
Составляющие формулы профессий, по различным параметрам: предмету труда, характеру труда, условиям труда и др.
10 Профессия и здоровье : требования и ограничения
11-12 Пути получения профессионального образования
Экскурсия в Сланцевский индустриальный техникум,
13 Формы получения профессионального образования
ВУЗы, колледжи, техникумы, очная/заочная формы обучения, бюджетная/платная
основа
14 Профильное обучение, классификация профилей. Профили школы.
Рассмотрение структуры профильного обучения (базовые, профильные, элективные
курсы, профили школ Сланцевского района
15 Тайм-менеджмент для жизни и профессии.
Планирование, управление временем
16-17 Документальный фильм «Секрет»
Визуализация своих планов, желаний
18 «Лестница карьеры». Деловая игра «Перспективы успеха»
Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и расширение информации о мире профессий.
ЦЕЛЬ: Активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.
19 Проблемы общения в трудовом коллективе. Способы реагирования в конфликте.
Трудовой коллектив и проблемы вхождения в него, аффилиация, ее составляющие: стремление к принятию и страх отвержения. Диагностика степени и вида аффилиации. Психологическая атмосфера в трудовом коллективе. Конфликт, его виды способы реагирования в конфликте: избегание, сотрудничество, компромисс, соперничество, игнорирование.
20 Изменения личности в профессии
Формирование жизненной позиции в профессиональной деятельности, профессиональные особенности личности: профессиональное самосознание, самооценка в проф. деятельности, ответственность, мобильность, обучаемость
21 Профессионально-важные качества.
Профессионально-важные качества : специфические, неспецифические, их роль для разных типов профессий. Диагностика профессионально-важных качеств
22 Специфические профессиональные качества. Личный профессиональный план
Знакомство с ЛПП, его параметрами и значением в проектировании профессионального пути, умения прогнозировать правильности выбора будущей профессии.
23 Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе
Групповые нормы. Конформизм. Факторы, влияющие на уровень конформности (значимость, авторитетность, возраст и пол человека, негативизм).
24 Психологические особенности публичного выступления
Неречевые компоненты публичного выступления; начало; язык выступающего; контроль эмоций.
25 Тренинг развития коммуникативных навыков
26 Современный рынок труда и его требования. Уловки мошенников
Системы управления на современном рынке труда, резюме и требования к его построению и составлению, правила поведения на собеседовании. Уловки мошенников
27 Ярмарка профессий
Встреча с представителями центра занятости
28 Портфолио. Резюме.
29 Практическая работа «Составление резюме»
30 Навыки самопрезентации. Приемы расположения к себе.
Самопрезентация: фактор превосходства, самоподача привлекательности и демонстрация отношения. Знаки внимания. Комплименты. Похвала и поддержка.
31 Тренинг личностного роста
32 Профориентационная игра «Работодатель».
34 Деловая игра «Свой бизнес».
Деловое общение. Функции деловой беседы; фазы беседы (подготовительная, контактная, ориентировочная, аргументации, завершение, анализ).
34 Обобщающий урок. Составление портфолио, резюме (на выбор)
Основные требования к знаниям,
умениям и навыкам обучающихся
• дать обучающемуся знания о самом себе и научить его получать эти знания
• познакомить старшеклассников с миром профессий и его многообразием
• совершенствовать коммуникативные навыки и умения
• познакомить с основами выбора профессии
Список использованных источников и литературы:
1. Вассерман Л. И., Абабков В. А., Трифонова Е. А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: Учебно-методическое пособие/Под науч. ред. проф. Л. И. Вассермана – СПб. : Речь, 2010. – 192с.
2. Грановская Р. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. – СПб. : Речь, 2003. – 655с.
3. Дик Н. Ф. Профильные классные часы в 10 - 11 классах. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2007 г.
4. Зуева Ф. А. Предпрофильная подготовка (учебное пособие д ля учащихся 9 классов). Челябинск: издательство «Взгляд», 2004 г.
5. Меркулова Т. В., Теплицкая А. Г. Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать свое время: Учебно-методическое пособие. Педагогический университет «Первое сентября» 2011. – 40с.
6. Пономаренко Л. Н., Р. В. Белоусова. Психология для старшеклассников. Ч-2. Психология общения. М., Генезис,2004г.
1. Предпрофильная подготовка и профильное обучение как факторы обеспечения качественного доступного образования (методические материалы) / Под научной ред. Н. Н. Сабельниковой-Бегашвили, к. б. н. Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 176 с.
2. Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию. Москва: «Просвещение», 1991г.
3. Рогов Е. И. Выбор профессии. Становление профессионала. М., Владос,2003г.
4. Савченко М. Ю. Профориентация (сценарии занятий, тренинги для учащихся 9-11 классов). Москва: издательство «Вако», 2005 г.
5. Смирнова Е. Е. На пути к выбору профессии, С-П. «КАРО» 2003г.
6. Столяренко Л. Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2005 г.
7. Фадеева Е. И. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М. ,ЦГЛ,2004.
8. Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. М. ,ТЦ «Сфера», 2005
9. https://metodkabi.net.ru/ Г. В. Резапкина. Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов «ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»