Ирина Ломанова
Учебно-методический комплект. Дидактические пособия «Чудо-дерево», «Волшебная грядка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой
Учебно-методический комплект
«Чудо-дерево»
«Волшебная грядка»
Автор: Ломанова Ирина Николаевна
Учитель-логопед I кв. категории
МДОУ №7 «Рябинушка»
Темочки:
- Деревья и кустарники
- Деревья. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Чудо-дерево. Волшебные и сказочные деревья
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2016
Пояснительная записка. Работу по обогащению и развитию словаря, формированию грамматического строя речи нужно вести в повседневной жизни, но на занятии эти задачи решаются эффективнее с помощью дидактических игр.
Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях учителем – логопедом.
Дидактическая игра способствует развитию познавательных процессов у дошкольников с речевыми нарушениями.
При отборе дидактических игр, прежде всего преследуются коррекционные цели и учитываются речевые особенности детей дошкольного возраста.
Для более эффективной работы по исправлению речевых отклонений у детей с ОНР III ур. Я разработала дидактические пособия «Чудо-дерево» и «Волшебная грядка» (садовое дерево, грядка). С помощью этих дидактических игр можно проводить работу по обогащению и развитию словаря, формирование грамматического строя речи по лексическим темам: «Времена года, дикие животные, домашние животные, птицы, насекомые, фрукты, овощи» и мн. др.).
Цель: формировать грамматический строй речи с помощью дидактических игр «Чудо-дерево» и «Волшебная грядка», активизировать словарь, различать и употреблять предлоги, поддерживать интерес детей, развивать мелкую моторику рук, развивать мыслительные процессы.
Задачи:
-автоматизация и дифференциация нарушенных звуков;
-выделение звуков в слове;
- части речи;
-классификация предметов;
-закреплять обобщающие понятия;
-отрабатывать грамматические категории;
-составлять рассказы, сказки, обыгрывание различных сюжетов.
Материал: два картонных листа 30х40 см. Ткань фланель, атласная (цвета: голубой, зеленый, черный). Прозрачная пленка. Ламинированные картинки-пособия с изображением: времена года, овощей, фруктов, ягод, животных, птиц, насекомых. В эту дидактическую игру можно включить многие темы, для детей дошкольного возраста.
Дидактические игры «Чудо-дерево» и «Волшебная грядка» многофункциональны и удобны. В них легко и быстро меняются картинки-пособия.
1. Игра «Из чего сделано?»
Предлагается ребенку выбрать одну картинку с изображением овоща, фрукта разместить на нужное полотно (дерево, грядку).
Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.
Сок из моркови- (морковный, запеканка из капусты-(капустная, салат из овощей — (овощной).
2. Игра «Какого цвета предметы?»
Цель: учить подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепить название основных цветов.
Красный — помидор;
оранжевая — морковь;
желтая — репа;
зеленый — огурец, горох;
коричневый — картофель.
3. Игра «Один-много»Цель: учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.
Огурец — огурцы — огурцов; помидор — помидоры — помидоров, яблоко — яблоки — яблок.
4. Игра «Расскажи, какой?»Цель: учить составлять описательный рассказ (по цвету, форме, величине, вкусу).
Яблоко – большое, круглое, зеленое, вкусное, полезное.
5. Игра «Назови ласково»Цель: закрепить умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: помидор-помидорчик, яблоко-яблочко.
6. Игра «Чего не стало?»Цель: закрепить падежные окончания существительных.
Логопед убирает с панно один предмет и предлагает назвать, чего не стало.
Не стало: бабочки, зайчика, белочки.
7. Игра «Подскажи словечко» (что растет в земле, а что на грядке)
Цель: расширять словарь детей, учить правильно употреблять предлоги.
Детям предлагается разложить картинки с изображением овощей на панно, что растет в земле, а что на грядке).
Капуста растет на грядке, а морковь в земле.
8. Игра «Кто где?»
Цель: развитие ориентировки в пространстве. На панно расположены предметы. Детям предлагается назвать, где они находятся. Птичка сидит на ветке дерева. Бабочка летает над цветком.
9. Составление сказок, обыгрывание различных сюжетов.
Данное пособие можно использовать и для составления творческих рассказов, сказок, обыгрывания различных сюжетов. Детям предлагается самостоятельно выбрать необходимые атрибуты, расположить их на панно и рассказать, почему, например, как дикие животные готовятся к зиме (На примере: белки, ежика и т. д.) или обыграть сказку «Теремок», «Лиса и заяц» и т. д.
При составлении картины ребенку многократно приходиться закреплять и снимать атрибуты, что способствует развитию сенсорных ощущений и мелкой моторики, стимулирует развитие речи и творческие способности детей.
Применение данного пособия повышает интерес детей к занятиям, развивает эмоциональную сферу и приводит к положительным результатам в работе по коррекции речи.
Игры и задания, подобранные в соответствии с тематикой занятия, повышают результативность. Дидактические игры «Чудо-дерево», «Волшебная грядка» можно назвать «тренировочными» упражнениями, они также развивают память, внимание, восприятие, слуховое внимание.
Приложение: 1, 2
Используемая литература:
1. Г. П. Шалаева «Логопедические игры», - М. :АСТ: СЛОВО, 2009;
2. В. Н. Бачурина «Развивающие игры для дошкольников» -М. : ООО ИКТ «ЛАДА», 2006;
3. Г. С. Швайко (Под редакцией В. В. Гербовой) «Игры и игровые упражнения по развитию речи» -М. : Айрис-пресс, 2008;
4. А. Ф. Рыбина «Коррекция устной и письменной речи у детей 6-8 лет», -Волгоград, изд. «Учитель», 2011;
5. М. А. Беженова «Веселая грамматика». – Д. : Сталкер, 1998;
6. О. А. Новиковская «Умные пальчики» игры для развития речи, -М. : «АСТРЕЛЬ», 2009