Татьяна Семернина
Учебно-методическая разработка «Весна пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Учебно-методическая разработка «Весна пришла»
Аннотация: автором представлена учебно-методическая разработка по художественной направленности, предназначенная для детей младшего дошкольного возраста – второй младшей группы. Опираясь на тему «Весна пришла», автором выбраны такие виды деятельности как рисование, аппликация, лепка. Реализуя образовательную деятельность по теме «Начало весны», автор знакомит младших дошкольников с одним из нетрадиционных видов изобразительной деятельности – рисование пальчиками. В образовательной ситуации «Подснежники» автор предлагает изготовить аппликацию из ватных дисков, картона и цветной бумаги. На тему «Первоцветы» детям предлагается слепить из пластилина подснежники, использую при этом приемы скатывания, сплющивания, раскатывания.
Публикация «Учебно-методическая разработка „Весна пришла“» размещена в разделах
«НАЧАЛО ВЕСНЫ»
Цель: усвоение знаний и умений младшими дошкольниками нетрадиционных видов изобразительной деятельности – рисование пальчиками.
Программные задачи:
Образовательные: уточнить знания детей о признаках весны; закреплять знания цветов; учить передавать образ солнца, тучки, капель дождя, травы.
Развивающие: развивать творческие способности детей.
Воспитательные: воспитывать творческий интерес к рисованию нетрадиционным способом.
Материалы и оборудование: гуашь, листы А4 с контурными изображениями, салфетки, телефон, посылка с содержимым – тучка, лучик, солнце, капли дождя, зеленая трава, для рефлексии – тучка с каплями и солнышко с лучиками, образец рисунка.
Ход:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ
Звучат мелодии – капель, пение птиц и т. д., символизирующие начало весны
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я сейчас загадаю вам загадку, а вы слушайте внимательно и скажите, когда это бывает?
Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
В дом свой улей пчела,
первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Дети: Весной.
Воспитатель: Правильно весной! И сейчас я предлагаю позвать весну к нам, чтобы она точно пришла. Для этого вместе встанем в круг, возьмемся за руки и произнесем волшебные слова. Идем по кругу и говорим:
«Ты приди, приди весна,
Ты замечательная, красна.
Ждем тебя всем миром,
Ведь ты незаменима!»
Дети: повторяют за воспитателем 2 раза.
МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
Воспитатель: Стоп, ребята! Вы слышали, мне что-то пришло сообщение в вайбере. Странно, давайте посмотрим.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Ребята, это сообщение от весны! Мы смогли к ней достучаться. Она нас услышала. Представляете!
Дети: радуются
Воспитатель: Вот, что пишет нам Весна : «Ребята, пишет вам Весна. Я все слышала, что вы говорили. Звали меня. Мне очень приятно. Наступило мое время года. Но мне все еще печально, потому что вокруг так все серо. Нет цветочков и травка не зеленеет. Мне очень нравится, когда поют птички, трава зеленая, летают пчелки…Это очень радует. Помогите мне, пожалуйста, поскорей «сделать» красивую и настоящую весеннюю пору. Вам помогут предметы, которые отправила почтой. Заранее спасибо. Ваша Весна».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Открытие детьми новых знаний, способа действий
Воспитатель: Ух, ты, ребята, вот как бывает. Нам сама Весна написала!
Кто-то стучится в дверь
Воспитатель: Заходите. Кто там?
Заходит почтальон
Почтальон: Здравствуйте. Пожалуйста, распишитесь. Вам посылка.
Воспитатель: От кого?
Почтальон: Написано, от Весны!
Воспитатель расписывается
Воспитатель: Спасибо!
Почтальон: Пожалуйста, до свидания.
Почтальон уходит
Дети: До свидания.
Воспитатель: Вот и посылка пришла от Весны! Как быстро, правда?
Дети: Да!
Воспитатель: Посмотрим, что находится в посылке.
Воспитатель показывает, дети называют
Дети: Круг желтого цвета. Капельки. Лучики солнца. Тучка. Зеленая травка.
Воспитатель: А вот и картинка, которая у нас должна получиться. А чем же мы будем рисовать?
Дети: высказывают свое мнение
Воспитатель: А такую картинку мы создадим с помощью наших пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Весна»
Кап-кап-кап»,- капель звенит, (Стучим правым указательным пальцем по левой ладошке)
Словно с нами говорит. (Стучим левым указательным пальцем по правой ладошке)
Плачут от тепла сосульки (Руки поднимаем вверх, кисти рук опускаем вниз, пальцы разводим, трясем кистями)
И на крышах талый снег. (Соединяем руки над головой углом)
А у всех людей весною (Разводим руки в стороны)
Это вызывает смех! (Хлопаем в ладоши и улыбаемся)
Практическая работа
Воспитатель: А сейчас я предлагаю помочь Весне. Нарисовать такой рисунок. Перед каждым из вас располагается рисунок, на котором изображены контуры того, что будем рисовать. Покажите солнышко. Покажите тучку. Где будут капельки дождя? Откуда будут они капать? Где будет травка (Приложение 1).
Дети показывают на то, что говорит воспитатель
Воспитатель: А сейчас все вместе не спеша. Опускаем пальчик в желтые цвет краски и раскрашиваем этим цветом солнышко.
Дети раскрашивают солнышко
Воспитатель: Молодцы, солнышко готово. Светит ярко. Но весной бывает дождик, который капает с тучки. Давайте раскрасим тучку. Берем на пальчик темный синий цвет и раскрашиваем тучку.
Дети раскрашивают тучку
Воспитатель: А какая же тучка без дождя? Нарисуем капельки дождя, которые капают с нашей тучки. Для этого окунаем пальчик в синий цвет и вот так – тычками пальцев делаем капельки дождя.
Дети рисуют капли дождя
Воспитатель: Солнышко светит, тучка пришла, дождик принесла. А значит и травка зазеленела. Внизу листа рисует травку. Точно также как дождик, но берем зеленый цвет.
Дети рисуют зеленую траву
Воспитатель: Ой, мне снова что-то пришло в вайбере. Ребята, это снова Весна написала : «Дорогие ребята, я видела, как все старались. Вы сделали все отлично. Поэтому весна пришла». Нас весна похвалила, значит, все вы молодцы!
А наши рисунки высохнут, и будут украшать выставку «Начало весны».
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю каждому из вас по очереди подойти ко мне и сделать следующее:
- если вам все понравилось, вы довольны работой, было интересно – то берете лучик и ставить к солнышку;
- если вам было не все интересно, не сильно понравилось, было скучно - то берете капельку дождя и ставите ее возле тучки (Приложение 1).
Дети по очереди ставят капли дождя или лучики солнца, объясняя свой выбор
«ПОДСНЕЖНИКИ»
Цель: изготовление аппликации детьми из цветного картона, цветной бумаги и ватных дисков.
Программные задачи:
Образовательные: учить выполнять композицию из готовых элементов.
Развивающие: развивать творческие способности у детей; развивать мелкую моторику и художественный вкус.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность и аккуратность во время выполнения работы.
Материалы и оборудование: цветной картон, ватные диски, цветная бумага, клей ПВА.
Ход:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ
Звучит песня «Мамонтенок»
Воспитатель: Знакомая песня?
Дети: Да. Песня Мамонтенка.
Воспитатель: Да, правильно. А что случилось в этой песенке?
Дети рассказывают о содержании песни
Воспитатель: Да, ребята, мама – это самое дорогое сокровище, что есть у человека. Поэтому их нужно беречь и радовать. Может, и мы порадуем наших мам?
Дети: Да.
Воспитатель: 8 марта – Международный женский день. В этот день принято поздравлять и дарить подарки всем женщинам. А самые важные женщины – это мамы. Давайте для них сделаем открытки.
Дети: Да.
МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
Воспитатель: Дети, послушайте, пожалуйста, небольшое стихотворение-загадку про необычный весенний цветок, который появляется самым первым:
Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Раньше всех весну встречает!
Дети: Подснежник.
Воспитатель: Правильно, подснежник.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Открытие детьми новых знаний, способа действий
Воспитатель: У подснежника только два узких листика возле стебелька и большие беленькие лепесточки. Как вы думаете, почему подснежник так называется? Вслушайтесь внимательно в слово – подснежник.
Дети: Он первым появляется. Еще, когда есть снег, появляется.
Воспитатель: Правильно, потому что подснежник вырастает тогда, когда еще лежит снег, он пробивается прямо из-под него. Этот цветочек может выдержать даже самый большой мороз. А растет этот цветочек в лесу, он цветет только в конце зимы и самом начале весны.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю немного отдохнуть и настроить на работу.
Физкультминутка.
Проснулась природа и солнечный лучик
Метлой разогнал ненавистные тучи. (дети присели на корточки)
Из сырой земли появился росток –
За ним и подснежник – светлый цветок. (дети поднимаются, поворачивая голову вправо-влево)
Сперва понемножку зелёную выставил ножку (руки на поясе, попеременно выставляют вперёд ноги)
Потом потянулся из всех своих сил (дети тянутся, встают на носочки, руки вверх)
И тихо спросил: «Я вижу: погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это весна?». (дети поднимают руки, хлопают и говорят «да-да-да!»).
Практическая работа
Воспитатель: А теперь присаживайтесь на свои места и будем приступать к работе.
В рабочей зоне перед столами стоит мольберт, где весит образец аппликации.
Воспитатель: Будем делать вместе (Приложение 2).
1. Перед вами лежит следующий материал: картон, на который мы будем наклеивать подснежник, уже вырезанные лепесточки для цветка, стебли, и белых два бугорка как снег.
2. Кладем перед собой картон.
3. Наклеиваем на картон стебельки.
4. Берем один цветок, и приклеиваем вверху стебля слева.
5. Берем второй цветок и приклеиваем его справа на стебель.
6. Берем и приклеиваем один листок, затем второй, третий.
7. Берем и приклеиваем внизу подснежник бугорок снега.
8. А сейчас берем снова половинку ватного диска, приклеиваем внизу. И второй рядом.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.
Воспитатель: Какие красивые подснежники у нас получились! Они точно понравятся мамам!
А сейчас я предлагаю вам раскроить эти подснежники. Если вам все понравилось, то раскрасьте их желтым цветом. Если не понравилось, то синим цветом. Расскажите, почему так.
Дети раскрашивают подснежники. Объясняют свое настроение
«ПЕРВОЦВЕТЫ»
Цель: создание поделок из пластилина на тему «Первоцветы» посредством освоения приемов скатывания, сплющивания, раскатывания.
Программные задачи:
Образовательные: формировать умение создавать красивую объемную композицию; закреплять знание о цвете.
Развивающие: развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать изображение цветов.
Воспитательные: воспитывать у детей умение доводить начатое до конца, любовь к природе.
Материалы и оборудование: пластилин, доска для лепки, цветок заранее вылепленный, иллюстрация подснежника.
Ход:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ
Заходит в группу Фея Первоцветов. Воспитатель находится в группе.
Фея Первоцветов: Добрый день, ребята! А вы знаете, кто я такая?
Дети: Фея!
Фея Первоцветов: Да, я не простая Фея, а Фея Первоцветов! А вы знаете, что такое первоцветы?
Дети: Да. Это первые цветы, которые появляются весной.
Фея Первоцветов: Правильно. Молодцы, какие вы умные!
МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
Фея Первоцветов: Злая колдунья постаралась и заколдовала мое королевство первоцветов. Именно поэтому я к вам прилетела за помощью.
Воспитатель: Дети, поможем Фее?
Дети: Конечно.
Воспитатель: Дорогая Фея, чем мы можем помочь!
Фея Первоцветов: Старая колдунья сказала: «Если ли ты до полуночи не принесешь 10 первоцветов, то я заберу твое королевство».
Воспитатель: Ой-ой-ой, какая беда! Срочно нужно помочь, ребята! Давайте скорее поможем Фее, и сделаем первоцветы, спасем ее королевство!
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Открытие детьми новых знаний, способа действий
Воспитатель: Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?
Дети: Цветок.
Воспитатель: А какой цветок?
Дети: Подснежник.
Воспитатель: Правильно, подснежник. И мы сегодня попробуем сделать точно такой же подснежник из пластилина и тыквенных семечек. Интересно? Так начнем. Но, чтобы у нас все получилось отлично, сделаем разминку для пальцев.
Пальчиковая гимнастика:
К нам Весна лишь заглянула – (протягивают руки вперед)
В снег ладошку окунула – (руки внизу, перпендикулярно корпусу)
И расцвел там нежный – (руки соединяют в бутон на уровне глаз)
Маленький подснежник – (медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»).
Практическая работа
Порядок работы.
Работа выполняется совместно с воспитателем, по его образцу
Воспитатель:
1. Заготовки, куда вы будете прикреплять подснежники, уже есть у всех.
2. Итак, катаем стебельки. Берем зеленый цвет и делаем «колбаску».
3. Сейчас делаем листочки. Они тоже зеленые. Берем немного пластилина. Разминаем его, затем делаем плоским и такой формы.
4. Катаем кружок небольшой и прикрепляем к стебелькам.
5. Прикрепляем стебли к основе.
6. Прикрепляем листочки.
7. Затем делаем лепестки для подснежника. Берем белый пластилин, разминаем, делаем как я небольшие лепесточки. По три штуки.
8. Прикрепляем лепестки между собой, а затем цветок к стеблю.
Воспитатель: Вот и подснежники готовы! Фея все готово (Приложение 3).
Фея Первоцветов: Замечательно. Какие вы старательные. Пойду колдунье отнесу цветы!
Фея уходит
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.
Воспитатель: Перед вами цветик-семицветик. Я предлагаю вам выбрать для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения:
- черный – грустно, не понравилось;
- синий – не все понравилось;
- желтый – радостно, весело, все понравилось.
Затем все лепестки собираю в общий цветок. И видим какого настроения больше.
Фея приходит
Фея Первоцветов: Ребята, я вернулась! Мое королевство освобождено от сил зла. Давайте вместе это отпразднуем. Становимся в кружок и повторяем за мной движения.
Звучит веселая музыка, Фея показывает движения, а дети повторяют за ней
Список использованных литературных и информационных источников
1. Аппликация из ватных дисков для детей 3-4 лет своими руками к 8 марта // Учебно-методический кабинет [Электронный ресурс]. URL : https://ped-kopilka.ru/blogs/chernikova-dina/cvetochek-dlja-mamy.html
2. Пальчиковая гимнастика. Конспект занятия по лепке во 2 младшей группе на тему: «Первые цветы – первоцветы» // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2018/05/10/konspekt-zanyatiya-po-lepke-vo-2-mladshey-gruppe-na-temu
3. Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/09/razvitie-refleksii-u-detey-doshkolnogo-vozrasta