Татьяна Филькова
Конспект занятия по внеурочной деятельности в 4 классе. Мастерская речевого творчества «Давайте жить по совести»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по внеурочной деятельности
«Мастерская речевого творчества»
Тема: «Давайте жить по совести»
Дети рассажены в две группы. На столах толковый словарь, конверт с таблицей «Путь к слову СОВЕСТЬ», карточка с афоризмами и сигнальные карточки для рефлексии -фигурки котиков зеленого, желтого и красного цветов.
1. Вступительная беседа.
Публикация «Конспект занятия по внеурочной деятельности в 4 классе, Мастерская речевого творчества „Давайте жить по совести“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
- Я рада приветствовать всех в мастерской речевого творчества. Здесь отдельное слово обретает «реальную» жизнь, преодолевает путь от его произнесения до включения в текст. Тему нашего занятия поможет определить стихотворение, которое прочитает Агафонов Денис.
2. Определение темы и целей занятия.
Светлана Редчина
По совести
Вдребезги разбил я вазу.
Не признался маме сразу.
Что же будет? Вот беда!
Я свалил все на кота.
Отругали Котю, ясно:
Пострадал мой друг напрасно,
Виноват во всем был я.
Совесть мучает меня.
Совесть спать мне дает,
Правды требует, грызет
Утром, вечером и днем.
Стыдно мне перед котом.
- Почему автор стыдится? Что его мучает? Стихотворение называется «По совести». Можно ли сказать, что автор поступил по совести?
СЛАЙД 1
- Прочитайте тему занятия (На слайде «Давайте жить по совести»).
- Как это- жить по совести? Есть ли какие-то правила на этот счет? Как услышать совесть? Нужно ли ее слушать? Или лучше не замечать ее?
- Эти вопросы волновали человечество с давних пор. Мы попытаемся на них ответить, преодолев увлекательный путь к слову СОВЕСТЬ.
3. Работа по таблице «Путь к слову».
- Возьмите в конвертах заготовки таблицы.
(Дети читают задания по пунктам, идет фронтальная работа)
1. Правильно произношу слово СОВЕСТЬ.
2. Правильно записываю слово …. .
3. Проникаю в тайну лексического значения слова. Заглядываю в толковый словарь.
(По закладке в словаре дети находят значение слова СОВЕСТЬ, зачитывают. На слайде тоже появляется определение
Даль В. И.
«Совесть – это
нравственное чутье в человеке,
внутреннее сознание добра и зла,
тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка».)
СЛАЙД 2
- Кратко запишите лексическое значение слова в таблицу.
- Как же человек слышит свою совесть?
(Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает.)
4. Подбираю к слову СОВЕСТЬ родственные слова.
- Попробуйте образовать родственные слова разных частей речи.
(Дети по одному выходят к доске, записывают, поясняют смысл слов и орфограммы в словах: совестливый, бессовестный, совестно, совестить)
5. Записываю фразеологизмы и устойчивые выражения со словом СОВЕСТЬ.
(Работа в группах)
- У каждой группы в конверте есть набор фразеологизмов. Первая группа посоветуется, выберет и запишет фразеологизмы, имеющие положительную характеристику человека.
Вторая группа – наоборот.
(Дети работают 1-2 минуты, затем зачитывают фразеологизмы, комментируя, почему причисли их к той или иной группе. Можно привести пример из личной жизни. Затем проверка – на слайде.)
+ -
иметь совесть потерять совесть
поступать по совести совесть молчит
чистая совесть совесть нечиста
прислушиваться к совести душить совесть
-Проверим.
СЛАЙД 3,
СЛАЙД 4
- Какой из столбиков будет характеризовать тему нашего занятия «Давайте жить по совести»? (Первый.)
- Вспомните стихотворение про кота, начинавшее нашу встречу. У него есть продолжение. Послушайте внимательно и попытайтесь определить, какие чувства испытывал автор. (Читает учитель)
Совесть спать мне дает,
Правды требует, грызет
Утром, вечером и днем.
Стыдно мне перед котом.
Перед мамой стыдно тоже -
Ведь обманывать негоже.
И во всем я повинился,
Перед мамой извинился.
Мамочка меня простила -
Солнце ярче засветило!
Котя мне об ноги трется,
В дружбе верной признается.
Кончились мои мученья,
Позабыты горести!
Буду я всегда стараться
Поступать по совести.
- Какие чувства испытывал автор? (Стыд, раскаяние, облегчение)
- Сделайте вывод, как нужно поступить, если совесть тебя мучает?
СЛАЙД 5
(Говорить правду, признавать свои ошибки, просить прощение).
6. Составляю и записываю свой авторский текст.
- Наши предки знали о том, насколько важна совесть в нашей жизни и отразили это знание в весьма красноречивых пословицах:
СЛАЙД 6
Совесть без зубов, а грызет.
От человека утаишь, а от совести нет.
Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
Добрая совесть злому человеку ненавистна.
- Выберите одну из пословиц заголовком небольшого авторского текста. Подумайте, какая главная мысль, содержится в пословице. Разверните ее до нескольких предложений. Используйте материалы из таблицы «Путь к слову СОВЕСТЬ», которую вы заполнили.
(Дети работают 3-5 минут, звучит музыка)
4. Подведение итога
- Кто хотел бы озвучить свои мысли? Ребята, оцените работу своего товарища: удалось ли раскрыть смысл пословицы? Согласны ли вы с выступающим?
5. Рефлексия
- Оцените с помощью сигнальных котиков, насколько у вас получается жить по совести:
СЛАЙД 7
Я всегда поступаю по совести -зеленый котик
Я стараюсь поступать по совести - желтый котик
Мне трудно поступать по совести- красный котик
- Благодарю вас, ребята. Сегодня вы искали и приоткрыли истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Совесть отличает человека от животного, ведет его к совершенству. А отсутствие совести ведет к деградации. Пусть годы не скроют от вас мудрость, открывшуюся сегодня. И ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь
Путь к слову СОВЕСТЬ
1. Правильно произношу слово СОВЕСТЬ.
2. Правильно записываю слово … .
3. Проникаю в тайну лексического значения слова. Заглядываю в толковый словарь.
….
4. Подбираю к слову СОВЕСТЬ родственные слова.
….
5. Записываю фразеологизмы и устойчивые выражения со словом СОВЕСТЬ
+ -
….
6. Составляю и записываю свой авторский текст.
Заглавие….
…