Татьяна Трунькина
Конспект занятия по внеурочной деятельности курса «Юным умникам и умницам» в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта внеурочного занятия
Тема: «В добрый путь!»
Курс : развитие познавательных способностей «Юным умникам и умницам»
Класс : 3
Направление внеурочной деятельности : интеллектуальное.
Форма работы: Индивидуально-групповая
Цель занятия : Совершенствование мыслительных операций (различные виды памяти и мышления, внимание, восприятие).
Личностные УУД:
Публикация «Конспект занятия по внеурочной деятельности курса „Юным умникам и умницам“ в 3 классе» размещена в разделах
- Викторины для учащихся начальных классов, 1-4 классы
- Викторины и интеллектуальные игры для школьников
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Умники и умницы. Интеллектуальная игра
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве в парах и группе, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.
Рягулятивные:
- Умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;
- Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные УУД:
- Давать определение понятиям, структурировать знания: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в тетради.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ информации.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
Планируемые результаты:
• Предметные: добывать новые знания; находить необходимую информацию в тетради, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация, план); перерабатывать полученную информацию, осмысливать практическую значимость, полезность приобретае-мых знаний; наблюдать и делать самостоятельные выводы.
• Личностные: самооценка работы своей и работы группы.
Методы обучения: частично-поисковый, личностно- ориентированный, метод развивающего обучения.
Оборудование, материалы: компас, глобус, карта полушарий, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, песня «О путешествии», карточки с условными топографическими знаками, топографические тексты, разрезные карточки с пословицей, «Лесенка успеха», тетрадь №1 для учащихся 3 класса курса РПС «Юным умникам и умницам» автор О. А. Холодова.
Ход занятия:
Этап занятия
Время Содержание занятия Планируемые
результаты
(УУД)
Деятельность
учителя Деятельность
ученика
Орг. момент
Цель: Создание благоприятного климата в коллективе, среди сверстников и учителя, определенного положительного, эмоционального фона и развитие интереса к занятию. 1 Перед началом занятия в классе звучит веселая, бодрая песенка.
-Я очень рада видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку нашим гостям!
С таким замечательным настроением мы начинаем наше заня-тие! Я верю, что у вас всё сегодня получится. А наше занятие будет интересным! Начинаем! Прослушивает песенку «О путешествиях».
Приветствует учителя.
Настраивается к занятию. Регулятивные УУД
Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Эмоционально положитель-ный настрой на урок, созда-ние ситуации успеха, доверия.
Актуализация знаний.
Определение и осознание учащимися целей и задач урока
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности. 4 - Ребята, скажите, о чём эта песенка?
- Вы любите путешествовать? Кто из вас путешествовал? Куда и с кем вы путешествовали?
- Путешествовать можно в одиночку, как современный российский путешественник, священник Фёдор Филиппович Конюхов (мы о нём смотрели ролик на предыдущем занятии, а можно командой. Можно выбрать короткий маршрут, а можно отважиться на длительное кругосветное путешествие.
- Может ли человек сразу без подготовки отправиться в путь?
- Какими чертами характера должен обладать путешественник?
- Скоро лето. Ребята, хотели бы вы отправиться летом в новое путешествие? Я уверена, ваше желание исполнится, но для этого нужна подготовка.
- Предположите, какие важные предметы сопровождают любого путешественника? Я загадаю вам загадки, а вы их отгадайте. Посмотрим, ваши предположения окажутся верными или нет.
1. Мне везде найти дорогу
Помогает верный друг.
Точно он всегда покажет:
Это — север, это — юг.
2. Государства и моря —
Все на стенке у меня.
- Всё необходимое для путешествия у нас имеется.
- Как вы думаете, чем может помочь в подготовке к путешествию наше занятие «Юным умникам и умницам»?
- Раз мы сегодня начинаем подготовку к путешествию,
попробуйте сформулировать тему и цель занятия.
- Откройте тетради на странице 54.
- Рассмотрите задания сегодняшнего занятия 18.
- Какие задачи вы поставите себе на сегодняшнем уроке? Как спланируем работу на уроке? - О путешествиях
Ответы детей на вопросы учителя
- Нет, путешественник должен хорошо подготовиться.
-Он должен быть храбрым, умным, отважным, надёжным, рассудительным, наблюдательным…
-Он должен много знать, быть начитан-
ным, уметь многое делать из подручных предметов.
Ответы учеников.
- компас
- карта
- На занятиях мы развивает внимание, мышление, память…
Тема занятия : «В добрый путь!»
Цель: -совершенство-вание мыслительных операций.
- Развивать память, мы- шление, внимание,
умение решать логические и нестандартные задачи
Познавательные УУД. Самостоятельное формулирование познавательной цели.
Регулятивные:
Постановка учащимися учебные цели и задачи урока;
планирование работы, прогнозирование.
Разминка «Мир живой природы», с. 54
Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции. 5 - С чего мы начинаем работать на каждом занятии?
- Во время разминки вы должны дать как можно быстрее правильные ответы на вопросы, которые рассчитаны на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти. Будьте внимательны, некоторые из них с подвохом!
- Если вы знаете ответ на вопрос, поставьте рядом «+»,
- затрудняетесь ответить – «?», думал иначе- «-».
- Читаем вопросы и отвечаем на них (с. 54).
1. Какая птица выводит птенцов в любые морозы? (Клёст)
2. У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов? (Гриб)
3. Из ядовитых ягод какого лесного растения готовят лекарство, употребляемое при заболеваниях сердца? (Ландыш)
Подсказка:
Появились бубенчики —
Белые горошки.
Распустились колокольчики
На зелёной ножке.
4. Самая маленькая птичка в мире?
(Калибри, обитающая на Кубе. Её длина составляет 57 мм)
(Учитель показывает Кубу на глобусе.)
5. Что общего у всадника и петуха? (Шпоры)
6. Какое топливо добывают на болоте? (Торф)
7. Какое озеро самое глубокое в мире? (Байкал)
8. Какие вы знаете цветные моря? (Чёрное, Белое, Красное Жёлтое).
9. Во время дождя под каким кустом сидел заяц? (Под мокрым)
10. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (Грязный)
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
- Сейчас поделится интересной информацией Шалаева Маргарита.
- Ну как, у кого вопрос №7 оказался верным?
- У кого все ответы правильные? У кого правильных ответов гораздо больше, чем неправильных?
- С разминки
Отвечают на вопросы.
- Ландыш
Ученики показывают на карте известные моря, учитель помогает и корректирует.
мини- сообщение подготовленного ученика о Байкале
(приложение 1) Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний.
Коммуникативные:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Тренировка слуховой и зрительной памяти
Цель: Развитие слуховой и зрительной памяти, произвольного внимания,
развитие умений и навыков индивидуальной работы.
Коррегирующая гимнастика для глаз
Цель: - профилактика нарушений зрения, раз-витие двигательной активности ребенка. 8
2 - В очень давние времена путешественники не сбивались с курса. Почему? Что помогало им ориентироваться?
- Что такое компас?
- Какие правила надо соблюдать при работе с компасом?
- Сегодня все задания, которые мы будем выполнять, спрятаны в классе. Чтобы их выполнить, надо найти эти задания.
ЗАДАНИЕ №1 (находится в северной стороне горизонта)
- Путешественник должен научиться разгадывать и расшифро-вывать разные слова. Сейчас мы этим займёмся.
Рабочая тетрадь с. 54 «Зашифрованные имена»
- Внимательно прослушайте ряды слов. Запомните в порядке следования первые буквы каждого слова. Сложив их, вы получите имена девочек и мальчиков. Имена надо записать в тетрадь.
1). ВОЛГА, ОБЬ, ВЯЗЬМА, АЛАТЫРЬ (Вова)
- Как назвать одним словом эту группу слов? (Реки)
- Какая из этих рек протекает у нас в Мордовии?
(Река Алатырь протекает в Ичалковском и Ардатовском районе)
2). КОВЫЛКИНО, АСТРАХАНЬ, ТОЛЬЯТТИ, ЯРОСЛАВЛЬ (Катя)
- Как назвать одним словом эту группу слов? (Города)
-Какой город из Мордовии? (Ковылкино)
3). ОХОТСКОЕ, ЛАПТЕВЫХ, ЯПОНСКОЕ (Оля)
- Как назвать одним словом эту группу слов? (Моря)
ЗАДАНИЕ №2 (находится в западной стороне горизонта.)
Игра «Тренируем зрительную память».
У вас на столах лист с изображением 4-х рамочек. Положите лист перед собой.
- Сделайте предположение, какое будет задание?
В течение 5 секунд учитель показывает карточку с изображением предмета.
Установка: запомните как можно точнее увиденное изоб-ражение и зарисуйте в первой рамке.
Аналогично проводится работа с другими карточками.
Проверка: учитель еще раз демонстрирует карточки.
- Обобщите и назовите двумя словами то, что вы сейчас изображали в рамках.
- Зачем нужно знать их путешественнику?
1. Моргание (полезно при всех видах нарушения зрения) : моргайте на каждый вдох и выдох.
2. Зажмурить сильно глаза - расслабить (3 раза)
3. Закроем веки, слегка помассируем их пальчиками.
4. «Письмо носом»
- Компас, звёзды, природные признаки.
- Прибор для опреде-ления сторон горизон-та.
1. Снять компас с предохранителя.
2. Установить компас на ровную поверхность и соотнести синюю стрелку с буквой «С» на циферблате. Это север.
Сзади будет юг, слева - запад, справа - восток.
3. После работы поставить компас на предохранитель.
Ученик с помощью компаса определяет северную сторону и находит спрятанное задание.
Тренируют слуховую память.
Ученик с помощью компаса определяет западную сторону и находит спрятанное задание.
Ученик на доске заполняет рамку.
- Условные обозначения
-Знание условных обозначений пригодят-ся, чтобы читать план местности и ориентироваться.
Познавательные:
составление, понимание и объяснение простейшего алгоритма при работе с конкретным заданием;
Коммуникативные: активное участие в обсуждениях, возникающих на уроке;
ясное формулирование ответов на вопросы других учеников и педагога;
Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; участие в обсуждении и формулирова-нии алгоритма выполнения конкретного задания;
Личностные УУД:
толерантность к чужим ошибкам и другому мнению;
отсутствие боязни собствен-ных ошибок и понимание, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.
Регулятивные: действия под руководством учителя
Личностные: овладение приемами здоровьесбереже-ния
Логически- поисковые задания
Цель: Обучать детей умению наблюдать, сравнивать, обоб-щать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь. 15 ЗАДАНИЕ №3 (находится в южной стороне горизонта.)
- Это задание состоит из 2-х частей.
1. Собери пословицу. Работа в парах.
- Как вы её понимаете?
(Чем больше ручьёв сливаются в одну реку, тем она многовод-нее, глубже. Люди тоже объединяются, чтобы стать сильнее и крепче при решении любой проблемы или вопроса.)
2. Топографическая задача.
- Выполнять это задание будем, работая в группах. Вспомним правила работы в группе.
В группе должен быть ответственный
Работать должен каждый на общий результат
Один говорит, другие слушают
Не согласен- объясни почему
Своё несогласие высказывай вежливо
Говори только по делу
Сделал сам- помоги другому
- Прошу занять свои места.
- Умение пользоваться планом местности пригодится любому путешественнику или туристу. В плане много различных условных обозначений. Путешественник должен уметь читать тексты, используя условные обозначения.
- У каждой группы на столах есть текст и карточка- помощник с условными обозначениями. Вы должны прочитать предло-женный вам текст.
- Оцените работу в своей группе.
Ученик с помощью компаса определяет южную сторону и находит спрятанное задание.
-Ручьи сольются- реки,
Люди соединятся- сила.
«Ответственные» оценивают работу своей группы Коммуникативные:
Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; участие в обсуждении и формулирова-нии алгоритма выполнения конкретного задания;
оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Личностные УУД:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотруд-ничестве в парах и группе, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.
Нестандартные задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать
Цель: Обучать детей умению наблюдать, обобщать, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь. 5 ЗАДАНИЕ №4 (находится в северо-восточной стороне горизонта).
1. Решение нестандартной задачи.
(Рабочая тетрадь с. 56, упражнение №9)
1). 12- 7 = 5 (л)- отлили всего молока в бидон и кувшин.
2). 7 – 4 = 3 (л)- входит в кувшин.
3). 5- 3 = 2 (л)- отлили молока в кувшин.
Ответ: 2 литра молока отлили в кувшин.
- Оцени свою работу. Ученик с помощью компаса определяет северо- восточную сторону и находит спрятанное задание.
Решает нестандартную задачу у доски.
Проверяет свой ответ.
Оценивает собствен-ную деятельность. Познавательные:
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя РТ, свой жизнен-ный опыт и информацию, полученную от учителя.
- построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
- Перерабатывать получен-ную информацию: делать вы-воды в результате совмест-ной работы всего класса.
Итог занятия. Рефлексия.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 5 1. Вот и подошла к завершению наша подготовка к путешест-вию.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Удалось ли решить поставленные задачи?
- Что на занятии у вас хорошо получилось?
- Над чем еще надо поработать?
2. Дополните фразы:
- Я узнал, что…
- В ходе работы научился…
- Активно работал в….…
- Мне было интересно…
- Мне было трудно ….
3. Оцените свою работу на занятии с помощью «Лесенки успеха» :
- Если вы справились с заданием, у вас всё получилось, то поместите человечка (себя) на ступеньку зеленого цвета.
- Если у вас возникли затруднения, вы выполнили только часть задания – поместите человечка (себя) на ступеньку желтого цвета.
- Если у вас получилось не так как хотелось – поместите человечка (себя) на ступеньку красного цвета.
- Вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями, значит, к путешествию подготовились хорошо.
- Закончить наше занятие я хочу стихотворением:
Кто ничего не замечает
Тот ничего не изучает
Кто ничего не изучает
Тот вечно хнычет и скучает.
- Вы хныкали?
- Скучали?
- Значит…что-то изучали!
- Совершенствовать мыслительные опера-ции.
Дополняет фразы.
Дети оценивают свою работу на уроке
Познавательные:
- умение осознанно и произ-вольно строить речевое выс-казывание;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества со сверстниками,
- умение выражать свои мысли.
Регулятивные:
- оценивание своей работы на занятии,
- сравнение полученных результатов с ожидаемыми.
Приложение 1
Байкал – одно из старинных озер в мире, которое возникло 20 миллионов лет назад. Это самое чистое озеро планеты Земля, поэтому воду из него можно пить без всякой опаски. Она насыщена кислородом, в ней практически отсутствуют микроорганизмы.
Байкал- самый большой водоем в мире с пресной водой, что равняется пятой части запасов питьевой воды в мире. Местные жители используют воду, как источник питья, для приготовления пищи. Питание Байкала водой обеспечивается реками, количество которых составляет 300. Их воды превращают озеро в самое глубокое озеро на Земле (1642 м). Озеро продолжает расти, что связано с движением плит, землетрясениями.
Приложение 2
Видеосюжет о Ф. Конюхове (на предыдущем занятии)
https://www.1tv.ru/n/358381